Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
20 октября 2019, 02:20
20 октября 2019, 02:20
20 октября 2019, 02:20
20 октября 2019, 02:20
20 октября 2019, 02:20

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

«Железный купол» на земле и на море

Наземный противоракетный комплекс «Железный купол». Фото со страницы Министерства обороны Израиля в Flickr
В настоящее время в Израиле создана и достаточно успешно действует эшелонированная система противоракетной обороны (ПРО), одним из элементов которой, причем одним из наиболее важных, является всепогодный тактический комплекс ПРО «Железный купол» (англоязычный вариант названия – Iron Dome). Он обеспечивает защиту израильских городов и важных объектов на ближнем рубеже. Комплекс в первую очередь предназначен для перехвата неуправляемых ракет, реактивных и артиллерийских снарядов, а также минометных мин, но при необходимости может применяться и для поражения отдельных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
История создания «Железного купола» и результаты его боевого применения заслуживают отдельного материала (а то и нескольких), поэтому в данном случае мы рассмотрим только состав этого противоракетного комплекса и имеющиеся на сегодня его модификации различного типа базирования.
Главное – мобильность
В состав комплекса «Железный купол», по данным компании‑разработчика и по информации, которую можно почерпнуть в общедоступных зарубежных источниках, входят следующие системы и оборудование.
Пункт боевого управления и контроля, в котором располагаются все командно‑контрольное оборудование и автоматизированные рабочие места операторов боевого расчета комплекса.
При этом боевая информационно‑управляющая система комплекса среди прочего обеспечивает, по данным от РЛС, расчет траектории полета целей и определяет – опасна она или нет, то есть подлежит ли перехвату или она не угрожает обороняемому объекту и на нее можно не тратить дорогостоящие противоракеты. Пункт боевого управления и контроля может располагаться на расстоянии нескольких сот метров от места расположения РЛС и пусковых установок (ПУ) комплекса, что повышает живучесть батареи.
Трехкоординатная многоцелевая РЛС типа EL/M‑2084 MMR, которая разработана и выпускается компанией ELTA Systems и представляет собой станцию буксируемого типа, предназначенную для обнаружения и сопровождения неуправляемых ракет, реактивных и артиллерийских снарядов, а также минометных мин и БЛА. Дополнительное преимущество станции обеспечивает тот факт, что она является аэромобильной – возможна ее переброска самолетами размерности С‑130.
Станция работает в частотном диапазоне S, комплектуется активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с большим количеством приемо‑передающих модулей и современными средствами отображения тактической обстановки, включая многофункциональные цветные дисплеи с высоким разрешением, а также встроенными средствами диагностики и соответствующими тренажерными средствами для обучения личного состава боевого расчета.
По данным, изложенным на сайте компании IAI, в состав которой входит ELTA Systems, станция EL/M‑2084 MMR имеет следующие основные тактико‑технические характеристики:
– зона обзора по азимуту в секторном режиме – 120 градусов;
– зона обзора по азимуту в режиме кругового обзора – 360 градусов;
– зона обзора по углу места – 50 градусов;
– количество перехватываемых и сопровождаемых целей в «противоракетном режиме» – до 200 целей в минуту;
– количество перехватываемых и сопровождаемых целей в режиме обзора воздушного пространства – до 1100 целей в минуту;
– ошибка определения координат цели в режиме перехвата неуправляемых ракет, реактивных и артиллерийских снарядов – не хуже 0,3% от дистанции;
– дальность обнаружения целей в режиме обзора воздушного пространства – до 256 морских миль (около 474 км);
– дальность обнаружения целей в режиме перехвата комплекса противоракетной обороны – 100 км.
Утверждается также, что время развертывания данной станции на позиции из походного положения в боевое не превышает 20 минут.
Следует особо отметить, что, по данным компании‑разработчика, особенности конструкции применяемой в составе станции АФАР позволяют наращивать возможности РЛС путем стыковки дополнительных функциональных модулей. Также отметим, что данная РЛС, как и в случае со станциями контрбатарейной борьбы, способна обнаруживать (засекать) точку выстрела снаряда или пуска ракеты.
Буксируемая пусковая установка на 20 противоракет и собственно сами противоракеты. В типовом варианте в состав батареи включается три ПУ, что позволяет прикрыть от неуправляемых ракет и реактивных снарядов район площадью до 150 кв. км, но при условии, что данные боеприпасы запускаются противником в радиусе 15 км от обороняемого объекта, а сами ПУ и РЛС расположены наиболее оптимальным образом.
Ракета‑перехватчик типа «Тамир» (Tamir, в переводе с иврита – «Ракета‑перехватчик»), которая представляет собой управляемую ракету класса «поверхность – воздух», выполненную по схеме «утка» с развитыми аэродинамическими рулями, обеспечивающими ракете‑перехватчику активное маневрирование при перехвате цели. Длина ракеты – 3 м, диаметр – 160 мм, масса ракеты – 90 кг, масса боевой части – 11 кг, максимальная скорость полета – 700 м/с, дальность пуска – 4­–70 км, максимальная досягаемость по высоте – 10 км. Взрыватель на ракете‑перехватчике – неконтактный (по некоторым данным, активный лазерный), боевая часть ракеты – осколочно‑фугасная, так называемого интеллектуального типа.
Система наведения противоракеты «Тамир» – комбинированная: на начальном этапе траектории полета – по командам коррекции от оператора пункта боевого управления и контроля, на конечном этапе – при помощи собственной радиолокационной головки самонаведения. Последняя размещена в головной части ракеты и закрыта пластиковым обтекателем, который отстреливается на конечном участке за несколько секунд до перехвата цели и осуществляет точное наведение ракеты‑перехватчика.
Одним из недостатков противоракеты «Тамир», по мнению военных экспертов, является отсутствие у нее газодинамической системы склонения ракеты после выхода из ячейки ПУ в сторону цели, что позволяет обеспечить ракете‑перехватчику более оптимальную траекторию полета к назначенной ей для поражения цели.
Следует также отметить, что с сентября 2014 года работы по ракете ведутся не самой компанией Rafael, которая была подрядчиком по ракете изначально, а уже в рамках соответствующей международной кооперации вместе с крупной американкой оружейной компанией Raytheon. Работы ведутся в соответствии с подписанным в указанном месяце контрактом стоимостью 149,3 млн долл.
Вероятно, с тех пор были подписаны и другие соглашения по данному вопросу, поскольку, как сообщил в интервью изданию Times of Israel в январе 2019 года Крис Кинг, директор компании Raytheon по программам, реализуемым совместно с израильскими партнерами, примерно 70% ракет‑перехватчиков «Тамир» выпускается на предприятиях американской компании, расположенных в 26 штатах Америки. Более того, компания Raytheon в соответствии с условиями заключенного в сентябре 2014 года соглашения занимается маркетингом на территории США системы «Скайхантер», которая фактически представляет собой комплекс «Железный купол».
Все элементы комплекса «Железный купол» выполнены в соответствии с требованиями «контейнерной» технологии, что позволяет достаточно легко транспортировать их на грузовых автомобилях или военно‑транспортными самолетами, а также оперативно разворачивать (сворачивать) комплекс. Одну батарею комплекса обслуживает личный состав численностью около 100 человек.
Стоимость разработки комплекса «Железный купол» и его закупочная цена в разных источниках отличаются, причем зачастую весьма существенно. В качестве одного из наиболее свежих примеров приведем информацию, изложенную Джейсоном Шерманом, журналистом Times of Israel, в его статье «US to buy two Iron Dome batteries as first part of $1. 7b missile defense project», опубликованной в этом издании: многоцелевая радиолокационная станция типа EL/M‑2084 MMR – 34,7 млн долл., пункт боевого управления и контроля – 4 млн долл., пусковая установка на 20 противоракет – 1,37 млн долл., ракета‑перехватчик «Тамир» – 150 тыс. долл.
Развитие семейства
Следующим этапом в истории противоракетного комплекса ближнего рубежа «Железный купол» стало создание модификации корабельного базирования. Данный вариант этой системы оружия получил условное обозначение «C‑Dome», хотя в ряде источников он также именуется как «Железный купол на море» (Iron Dome of the Sea).
Впервые информация о данном варианте рассматриваемого нами комплекса противоракетной обороны появилась в октябре 2014 года – о работах по нему на парижской международной выставке военно‑морских вооружений и военно‑морской техники «Евронаваль» сообщила компания Rafael.
В состав морского варианта «Железного купола» входят 10‑зарядная пусковая установка, ракета‑перехватчик «Тамир» и корабельная система управления огнем, получающая данные целеуказания от собственных корабельных радиолокационных средств и систем управления огнем. Малые габариты и вес комплекса, по словам разработчика, позволяют устанавливать его на боевые надводные корабли небольшого водоизмещения (корветы, патрульные корабли и пр.), а также морские нефте- и газодобывающие платформы.
Первые огневые испытания комплекса прошли в начале мая 2016 года. По словам представителя Военно‑морских сил (ВМС) Израиля полковника Ариэля Шира, комплекс успешно осуществил перехват и уничтожение «нескольких ракет», подтвердив «способность ВМС Израиля осуществлять защиту стратегических морских объектов от ударов баллистических ракет малой дальности» (под морскими объектами, вероятно, понимаются нефте- и газодобывающие платформы).
Причем на фото и видео с испытаний, представленных тогда в израильских СМИ, а также размещенных позже на сайте компании «Рафаэль», отчетливо видно, что стрельба ведется из пусковой установки, размещенной на взлетно‑посадочной площадке, расположенной в корме одного из боевых кораблей ВМС Израиля.
А уже 27 ноября 2017 года после успешного завершения испытаний система противоракетной обороны «Железный купол» в ее корабельном варианте базирования была принята ВМС Израиля в эксплуатацию.
Испытания имели целью изучение возможностей данного комплекса противоракетной обороны, который раньше имел только сухопутный вариант базирования, по поражению различных целей. Они проводились в течение нескольких дней совместно военнослужащими ВМС и ВВС Израиля, а также специалистами компании «Рафаэль» и Управления по противоракетной обороне Минобороны Израиля.
«Мы провели успешное учение, ставшее кульминацией работы, которую израильские ВМС и ВВС, а также ряд других участников начали более года назад», – отметил в этой связи тогда бригадный генерал Дрор Фридман.
Стрельба комплексом «Железный купол» выполнялась по мишеням, имитирующим цели, представляющие угрозу для Израиля. В частности, известно, что в ходе испытаний отрабатывались различные сценарии перехвата 122‑мм неуправляемых реактивных снарядов реактивной системы залпового огня типа «Град», которые запускались с берега в сторону принимавшего участие в испытаниях корвета УРО «Лахав» типа «Саар‑5».
Первоначально цели обнаруживала установленная на корвете УРО радиолокационная станция EL/M‑2248 MF‑STAR «Адир» (Adir, в переводе с иврита – «мощный», «огромный»), после чего их перехват осуществлялся боевыми средствами комплекса «Железный купол» – противоракетами «Тамир». Пуск ракет‑перехватчиков выполнялся из стандартной пусковой установки комплекса «Железный купол», которая была установлена на вертолетной площадке принимавшего участие в испытаниях корвета УРО. Однако новые израильские корветы УРО типа «Саар‑6», как сообщалось, решено оснащать уже подпалубной установкой вертикального пуска на 20 противоракет.
Израильские военные возлагают на новую корабельную систему противовоздушной и противоракетной обороны большие надежды.
«Мы оценили преимущества «Железного купола» во время проведения операции «Несокрушимая скала» и намерены (с его помощью) устранить угрозы, существующие для Израиля не только на суше, но и на море», – подчеркивал тогда бригадный генерал ВВС Израиля Цвика Хаймович.
А самым последним – на сегодня – вариантом противоракетного комплекса ближнего рубежа «Железный купол», созданным специалистами компании «Рафаэль», является мобильный комплекс «Ай‑Доум» (I‑Dome), который был представлен данной компанией в рамках работы 53‑го парижского международного аэрокосмического салона, проходившего в Ле‑Бурже с 17 по 20 июня 2019 года.
Фактически это уменьшенный во всех смыслах вариант базового варианта комплекса, что нашло отражение даже в названии новой системы оружия: I‑Dome – это, как можно легко понять, просто сокращенный вариант от Iron Dome. Причем данный комплекс в буквальном смысле был поставлен разработчиком на колеса – в качестве мобильной платформы используется автомобиль повышенной проходимости, проще говоря, армейский грузовик, с колесной формулой 6х6.
В отличие от базовой модификации «Железного купола» его мобильный вариант построен по принципу «все в одном» – все элементы новой системы оружия смонтированы на одном автомобиле повышенной проходимости: пусковая установка на 10 противоракет, системы управления и контроля, а также малогабаритная радиолокационная станция обнаружения целей и наведения противоракет. Причем радиолокационная станция нового комплекса построена уже на базе активной фазированной антенной решетки с четырьмя полотнами, что обеспечивает системе возможность осуществлять полноценный круговой обзор воздушного пространства.
Основное предназначение нового варианта «Железного купола» – обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны на ближнем рубеже от различных малоразмерных воздушных целей воинских частей (колонн) на марше и на передовой. Однако при необходимости комплекс может быть, естественно, использован и для защиты стационарных объектов. Причем в рекламно‑информационном буклете компании‑разработчика, посвященном данной модификации «Железного купола», указывается: «Может функционировать как самостоятельная отдельная система или как дополнительный рубеж».

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

231

Похожие новости
18 октября 2019, 02:40
18 октября 2019, 11:00
18 октября 2019, 08:00
18 октября 2019, 08:00
18 октября 2019, 16:20
19 октября 2019, 20:20

Новости партнеров