Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Махбет» (Израиль)


ЗСУ "Ховет", американская M163 на вооружении АОИ. Фото Wikimedia Commons

Израиль известен своим бережливым отношением к военной технике. Устаревшие образцы проходят модернизацию, что позволяет сохранять их на вооружении и получать желаемые результаты. В девяностых годах подобные процессы наблюдались в сфере войсковой противовоздушной обороны. Устаревшие зенитные самоходные установки «Ховет» модернизировали по проекту «Махбет». Получившиеся боевые машины выгодно отличались от базовых образцов.


Устаревший импорт


В конце шестидесятых на вооружение армии США поступила новейшая ЗСУ M163 Vulcan Air Defense System, выполненная на шасси БТР M113 и вооруженная 20-мм пушкой M61. Вскоре такая техника пошла на экспорт и поступила на вооружение третьих стран. Одним из заказчиков M163 был Израиль. В АОИ самоходка появилась в самом начале восьмидесятых и получила обозначение «Ховет».



ЗСУ «Ховет» применялись во всех войнах и операциях с начала восьмидесятых годов. Они активно использовались в боях как по прямому назначению, так и для поддержки наземных войск. На счету боевых расчетов множество уничтоженных целей, в т.ч. один сбитый вражеский самолет. Последние боевые эпизоды с участием «Ховетов» относятся к двухтысячным годам.

В начале девяностых годов США приняли решение списать ЗСУ M163 ввиду окончательного морального устаревания и несоответствия современным требованиям. АОИ не стала брать пример с зарубежных коллег и сохранила «Ховет» на вооружении. В то же время, стало ясно, что для продолжения службы эта техника нуждается в глубокой модернизации.


Ракетно-пушечный комплекс "Махбет". Фото Military-today.com

Обновление должно было затронуть комплекс вооружений и средства управления. Техническое задание на новый проект требовало оснастить ЗСУ современными оптическими средствами поиска, новой системой управления огнем и т.д. 20-мм шестиствольную пушку предложили дополнить управляемыми ракетами. Получившийся зенитный ракетно-пушечный комплекс мог бы продолжать службу в течение длительного времени.

Проект «Ракетка»


Разработка модернизации «Ховета» стартовала не позднее 1993 г. Заказ на проведение работ получила компания Israeli Aircraft Industries (IAI). Ей предстояло найти все необходимые агрегаты и интегрировать их в конструкцию существующей машины без кардинальной ее перестройки. Модернизированная ЗСУ получила название «Махбет» («Бита» или «Ракетка»).

При разработке нового проекта практически полностью сохранили конструкцию машины-носителя. Внедрялись лишь отдельные изменения, связанные с установкой тех или иных приборов. Схожим образом поступили с башней и артиллерийской системой – однако в их случае объем нововведений был больше.

На башне, над качающейся артиллерийской частью, появился целый набор новых приборов. На установке смонтировали блоки оптико-электронной аппаратуры с дневным и ночным каналом, а также лазерным дальномером. Радиолокационный дальномер, штатный для M163 / «Ховет», удалили.

Разработали новую СУО с расширенными возможностями. Основным ее элементом стал центральный блок управления на базе процессора Intel 486DX/33. Его выполнили в виде защищенного пульта-ноутбука с монитором, органами управления и т.д. СУО сопряжена с системой спутниковой навигации и прочими приборами. Имелись средства связи, способные принимать целеуказание. ЗСУ «Махбет» должны были работать в связке с поисковыми РЛС разных типов.


Обновленная башня крупным планом. Фото Military-today.com

В состав нового комплекса приборов включили видеомагнитофон. С его помощью предлагалось записывать сигнал с оптических средств – для дальнейшего анализа и разбора действий экипажа и противника.

Имеющееся орудие дополнили управляемыми ракетами. Справа на башне появился кронштейн под пусковую установку на четыре ракеты FIM-92 Stinger. Установку сделали подвижной, с вертикальной наводкой вместе с пушкой. Утверждалось, что появление ракет позволяет одновременно атаковать несколько целей, тогда как ЗСУ «Ховет» могла работать только по одной.

Перекомпоновка внутренних отсеков привела к сокращению боекомплекта пушки с 2100 до 1800 снарядов. Ракетный боекомплект – 8 единиц. Половина перевозилась на пусковой установке, остальные размещались внутри корпуса. Перезарядка установки осуществлялась вручную.

Глубокая модернизация бортовой аппаратуры и вооружения оказала заметное влияние на тактико-технические характеристики. Габариты и масса, а также ходовые характеристики почти не изменились. При этом наличие ракет позволило увеличить дальность и высотность поражения целей. Современная СУО повысила эффективность наблюдения и поиска целей с последующим их обстрелом.



От испытаний к службе


Опытный образец ЗРПК «Махбет» выполнили на базе серийной машины «Ховет». Испытания этой машины прошли в 1997 г. и не заняли много времени. Шасси не подвергалось доработкам и потому не нуждалось в проверках. Испытания затронули только новый комплекс радиоэлектронного оборудования и вооружения.


"Махбет" с дополнительным бронированием. Фото Bukvoed.livejournal.com

Испытания не выявили серьезных проблем, и компания IAI получила заказ на серийную модернизацию техники. Уже в 1997 г. армии передали первый дивизионный комплект самоходок. Освоение техники войсками шло быстрыми темпами, и в начале 1998 г. первый дивизион из состава сухопутных войск достиг боеготовности. В течение того же года осуществлялась модернизация техники следующего дивизиона.

По состоянию на конец девяностых годов в ВВС и сухопутных войсках АОИ имелось не более 130-150 ЗСУ «Ховет». Согласно планам того времени, все они должны были пройти ремонт и модернизацию до состояния «Махбет». Кроме того, новый проект предполагалось вывести на международный рынок и получить выгодные контракты.

Однако подобные планы были выполнены лишь частично. По данным справочника The Military Balance, в настоящее время подразделения ПВО из состава сухопутных войск имеют на вооружении всего 20 модернизированных машин «Махбет». ВВС по-прежнему эксплуатируют старые ЗСУ «Ховет» в количестве более 100 единиц. Таким образом, обновление получила лишь небольшая доля от общей численности техники. С другой стороны, полную модернизацию прошел парк техники одного их видов вооруженных сил.

Планы по выходу на международный рынок не осуществились. Зарубежные эксплуатанты M163 не пожелали проводить модернизацию по израильскому проекту. Причинами этот стали разные факторы технического, экономического и политического характера.

Техника в бою


На рубеже девяностых и двухтысячных начался очередной виток арабо-израильского конфликта, и недавно принятые на вооружение ЗРПК «Махбет» впервые пошли в бой. Такая техника неоднократно привлекалась к выполнению боевых задач во всех операциях начала двухтысячных годов.


Зенитная самоходка во время операции "Хомат маген", 2002 г. С машины снята пусковая установка ракет. Фото Bukvoed.livejournal.com

В тех событиях АОИ приходилось иметь дело только с сухопутным противником, и потому зенитные самоходки выполняли функции скорострельных систем огневой поддержки. Как показывают известные фотографии, ввиду отсутствия воздушного противника с ЗРПК снимали пусковые установки ракет, что немного улучшало обзор.

После этого боевые качества ЗРПК определялись пушкой M61 и современной СУО. Такой комплекс показал себя эффективным средством для борьбы с наземными целями. С его помощью можно было поражать любые сооружения, укрепления и технику противника. Впрочем, АОИ тогда боролась не с хорошо оснащенной и подготовленной армией.

Неопределенное будущее


По известным данным, в 2006 г. сухопутные войска Израиля провели масштабную перестройку своей ПВО, в результате чего массу частей перевели на новую технику. ЗСУ и ЗРПК признали недостаточно эффективными, однако существенные количества таких боевых машин все еще остается в строю.

Как долго будет продолжаться служба оставшихся самоходок «Ховет» и «Махбет», неизвестно. Практическая ценность такой техники неоднозначна и в основном не связана с задачами в контексте ПВО. Кроме того, имеется несколько врожденных недостатков, негативно влияющих на боевые возможности и общий потенциал.

Можно предполагать, что в течение нескольких следующих лет АОИ, известная своей бережливостью, будет сохранять имеющиеся зенитные самоходки двух типов, а списание коснется только техники с выработанным ресурсом или неприемлемыми повреждениями. «Ховет» и «Махбет» могут использовать в боях будущего, но в отдаленной перспективе их однозначно ждет списание по причине полного морального и физического устаревания.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

231

Похожие новости
02 июня 2020, 06:40
03 июня 2020, 05:40
31 мая 2020, 05:20
03 июня 2020, 05:40
01 июня 2020, 06:00
01 июня 2020, 19:20

Новости партнеров