Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Зачем ВКС ещё один самолет, или Страсти по ЛФМС


Недавно на «ВО» вышла интереснейшая статья Романа Скоморохова «Зачем ВКС еще один самолет?», в которой автор оценивал потребность наших военно-космических сил в новой легкой боевой многофункциональной машине (на "фото" выше — не она, это просто чья-то творческая фантазия).



Дело в том, что недавно в СМИ прошла информация о начале работ по созданию легкого многоцелевого фронтового самолета (ЛФМС). Деньги на первичные аэродинамические расчеты по данному направлению в размере аж 4 млн. руб. выделены РСК «МиГ». И вот, уважаемый Р. Скоморохов задался вопросом: зачем нам нужен этот самолет?


Аргументация против ЛФМС совершенно здравая. На сегодняшний день в ВКС и ВМФ России несут службу аж 12 типов самолетов оперативно-тактической авиации: МиГ-29, МиГ-29К, МиГ-35, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-57. Да, МиГ-29, Су-24, Су-27 выслуживают последние сроки, но и после этого у нас останется 9 типов оперативно-тактической авиации! Не многовато ли?

Что ж, давайте попробуем сравнить «типологию» оперативно-тактической авиации наших ВКС с теми же США.

Перехватчики



Тут все просто. В США таких самолетов нет ни в составе ВВС, ни в проектах создания. У нас – есть, МиГ-31 в строю и некий МиГ-41 в разработке. Зачем он нужен, сказать довольно-таки сложно, но, к счастью, это и не тема данной статьи: отметим лишь, что данный перехватчик должен уметь «работать» не только в воздухе, но и в ближнем космосе, а также иметь беспилотный вариант. С этой точки зрения разработка такой машины, хотя бы в качестве концепта, вероятно, имеет право на жизнь. А может, и не только в качестве концепта – в конце концов, кто-то же должен «чистить» ближний космос от спутников-шпионов, а то и от гиперзвуковых беспилотников. Кроме этого, МиГ-41 не будет бесполезным и в более «приземленных» конфликтах. Ведь наряду с возможностями вести дальний воздушный бой он должен получить еще и новейшие технологии малозаметности, что в сочетании со скоростью 4М или выше, а также большим боевым радиусом, при правильном использовании даст ему определенные тактические преимущества.

Высотные разведчики


У нас таких самолетов нет ни в строю, ни в разработке. Иное дело – американцы. Правда, ставшие знаменитыми SR-71 «Черный дрозд» американцы уже списали, но зато вовсю разрабатывают беспилотный SR-72. Причем, по имеющимся данным, речь идет о высотном и гиперзвуковом самолете – заявлялось, что скорость SR-72 может достигнуть 6М.

Таким образом, получается, что РФ сохраняет в составе ВКС МиГ-31, доставшиеся ей от СССР, и это выглядит вполне разумным и рациональным – не отказываться же от десятков вполне дееспособных боевых единиц с существующей инфраструктурой просто ради унификации состава! А еще и мы, и американцы проектируем высотный и скоростной летательный аппарат, только мы – в виде перехватчика, они – в виде разведчика. Иными словами, особого различия в этой области у нас с США нет.

Истребители завоевания господства в воздухе


Вершиной «пищевой пирамиды» у американцев является F-22 – тяжелый истребитель, оказавшийся слишком дорогим даже для американцев, почему он и был выпущен весьма ограниченной партией.


Его аналогом у нас является Су-57 – это лучшее, что мы имеем на сегодняшний день, даже со двигателями 1-го этапа. Но, по всей видимости, самолет также оказался чрезмерно дорогим для массового строительства.

Увы, сколь бы ни был хорош истребитель, он не может находиться в двух-трех местах одновременно. В реальных конфликтах количество боевых машин имеет огромное значение. Именно поэтому, с появлением F-22 американцы не спешили отказываться от постепенно устаревающих F-15C, до сих пор занимающих место «рабочей лошадки» в ВВС США. Аналогом этого самолета в РФ следует считать Су-27. При этом Су-27 выслуживает последние сроки, и даже в своем модернизированном варианте явно не дотягивает уже до американских «Орлов», поскольку модернизация носила весьма бюджетный характер.

Но и у американцев не все гладко. Как бы ни был хорош для своего времени F-15С, он банально стареет физически, и самолетам этого типа пора «на свалку истории». В результате США оказались в весьма неважной ситуации – в скором времени они вынуждены будут списать чуть больше половины имеющихся в их распоряжении истребителей завоевания господства в воздухе. Разумеется, для США это неприемлемо, нужны новые самолеты, но где их взять? Возрождать производство F-22 слишком дорого, проектов новейших тяжелых многофункциональных истребителей у США нет. В итоге американцы, как это ни странно, пошли по пути насыщения своих ВВС тяжелыми истребителями поколения «4++»: речь идет, разумеется, о F-15СX. Аналогом этого самолета в РФ является Су-35. Как у американцев F-15СX является вершиной развития семейства F-15, так и у нас Су-35 – вершина семейства Су-27, притом что оба этих самолета ушли очень далеко от своих «прародителей» и представляют собой, в значительной мере, новые машины.


Что же до морской авиации, то здесь дело обстоит так: американцы в свое время сэкономили на разработке палубного истребителя завоевания превосходства в воздухе, решив, что «и так сойдет», и что «Хорнеты» и «Супер Хорнеты» успешно справятся с любым, оставшимся после развала СССР противником. У нас же осталось немного Су-33 – возможно, физически они не настолько изношены, как Су-27, но их БРЭО на сегодня категорически устарело, а затевать дорогостоящую модернизацию ради полутора десятков самолетов смысла нет. Наличие таких самолетов все же дает определенные тактические преимущества единственному ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», да и вообще, сегодня моряки рады любому самолету, но все же Су-33 также уйдут на заслуженный отдых, и достаточно скоро.

Таким образом, США располагают на сегодня тремя типами самолетов завоевания господства в воздухе, из которых в ближайшее десятилетие, по всей видимости, останется два – F-22 и F-15СХ. У нас таких самолетов четыре, из которых в ближайшем будущем также останутся два – Су-57 и Су-35. Таким образом, никакого особого бедственного «разнотипья» по боевым самолетам этого назначения у нас не наблюдается.

Ударные самолеты


Вот здесь все значительно интереснее. На сегодняшний день американцы располагают одним самолетом этого типа – F-15E. Данный самолет представляет собой в сущности двухместную вариацию F-15С, оптимизированный для нанесения ударов по наземным целям. И, несмотря на известные различия, F-15C и F-15E представляют собой модификации одного и того же самолета, что значительно упрощает содержание и обслуживание этих машин.

Конечно, F-15E также стареет, как и F-15C, и недалек тот день, когда машины этого типа не смогут подниматься в воздух уже просто в силу физического износа. Поэтому американцы вовсю готовят ему замену. Функционал F-15E перейдет «по наследству» F-15EX, который будет являться ударной модификацией истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15СX. Попросту говоря, в связи с физическим старением, пара F-15E/ F-15С будет заменена F-15EX/ F-15СX.

У нас все значительно сложнее. Аналогом F-15E у нас выступает Су-30СМ.


Но, помимо «Су-тридцатого», в распоряжении наших ВКС и флота имеются также еще Су-24 и Су-34, также «заточенные» на ударный функционал! И если с Су-24 все, в общем, понятно, так как его немодифицированная версия уже снята с вооружения, а модифицированная, как ни крути, доживает последние годы, то вот наличие одновременно и Су-30 и Су-34 очевидно нерационально.

Существуют два пути строительства ударной оперативно-тактической авиации. Можно делать ударные самолеты на базе многофункциональных истребителей, а можно – отдельным проектом. Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Специализированный самолет будет более успешным по своей основной функции, но его создание и эксплуатация будут обходиться значительно дороже, чем модификация существующего истребителя в ударный самолет. Мы же, увы, пошли всеми путями сразу.

Су-30СМ в силу своей не самой уже современной конструкции и БРЭО не может рассматриваться как перспективный самолет завоевания господства в воздухе, хотя на сегодняшний день все еще способен эффективно бороться с истребителями 4-го поколения. Как ударный самолет он неплох, но все же, по всей видимости, будет уступать новейшему американскому F-15EX. Аналогом последнему могла бы стать ударная двухместная версия Су-35, но о разработке таковой ничего не слышно.

Су-34 все-таки представляет собой чистый «ударник» отдельного проекта, который по своей основной функции, и в случае оснащения его новейшим БРЭО, вполне способен превзойти F-15EX. Таким образом, можно говорить о том, что нам нужно было либо делать ударную версию Су-35, отказавшись от Су-30СМ и Су-34, или же не делать этого, и пополнять войска Су-34, но отказавшись от Су-30СМ. Или, как вариант, отказаться от Су-34 и ударной версии Су-35, подтянуть БРЭО Су-30СМ «назначить» его основным ударным самолетом.

Увы, по ряду объективных причин этого сделано не было, и там, где американцы в скором времени будут располагать одним только F-15EX, в составе ВКС будут находиться Су-30СМ и Су-34. Два ударных самолета против одного. Причем «американец» будет унифицирован с истребителем завоевания господства в воздухе F-15СX, а Су-30СМ и Су-34 ничего такого с Су-35 иметь не будут. В итоге, там, где США будут обходиться, по сути, одним самолетом (F-15EX/СX), у нас будет целых три – Су-35, Су-30СМ и Су-34. Нехорошо.

Легкие истребители


Название «легкие» тут весьма условно: автор попросту «свел» в эту категорию все многофункциональные истребители, не являющиеся тяжелыми. США имеют таких самолетов… трудно даже сосчитать. Будем говорить – три, то есть F-35 всех модификаций, F/A-18E/F и, конечно, F-16. Хотя можно насчитать и четыре, если выделить отдельно вариант СВВП F-35D. Или даже пять, если считать отдельно модификацию «Шершня» — самолет радиоэлектронной борьбы «Гроулер», хотя это и не истребитель. Но остановимся все же на трех.

При этом F-35, в какой-то разумной перспективе, должны заменить F-16, а вот с F/A-18E/F все не так однозначно. Последние вовсю строились и после 2010 года, так что, по всей видимости, флот вовсе не готов отказываться от «Супершершней» в пользу F-35С. Моряки собираются использовать оба типа самолетов на протяжении, как минимум, еще двух десятилетий.


А что у нас? Есть МиГ-29 старых модификаций, которые уже совсем «пенсионеры», есть небольшое количество «новоделов» МиГ-29СМТ, которые еще послужат, и есть еще новые МиГ-29К – корабельная версия, она же и наиболее совершенная. При этом МиГ-29К – это костяк палубной авиации РФ и долгое время таковым пребудет. Собственно говоря, различий у МиГ-29СМТ и МиГ-29К довольно много, но вряд ли больше, чем у F-35A и F-35D, так что, пожалуй, можно засчитать нашим вооруженным силам МиГ-29СМТ и К за модификации одного и того же самолета. Кроме того, формально у нас есть еще МиГ-35. Почему – формально? Тому есть две причины. Во-первых, МиГ-35 представляет собой сухопутный вариант МиГ-29К и у автора нет уверенности, что их стоит рассматривать как два разных самолета. А во-вторых, потому что, увы, никто не собирается пополнять ВКС МиГ-35 в сколько-то массовом порядке. В сущности, поставки МиГ-35 в ВКС выглядят действием «для галочки», которым достигается поддержание на плаву РСК «МиГ» с одной стороны, и повышается экспортный потенциал МиГ-35 – с другой. Ибо, как известно, лучше продаются те самолеты, которые страна-изготовитель поставила себе на вооружение. И никаких иных легких истребителей в ВКС и ВМФ РФ нет.


Таким образом, в ближайшей перспективе РФ будет располагать тремя модификациями МиГ-29 (СМТ, К и «тридцать пятый»), а США – тремя модификациями F-35 и «Суперхорнетом». Можно говорить, что мы будем иметь один тип легкого истребителя, а американцы – два. При этом, что самое печальное, МиГ-29 в существующем виде по возможностям БРЭО уступают американским самолетам.

Штурмовики


У американцев есть старенький уже А-10, у нас – не менее пожилой Су-25. Самолеты эти очень непохожи, но принадлежат одному классу, причем ни мы, ни США не форсируем разработку новых штурмовиков. По всей видимости, в обозримом будущем и мы, и американцы окончательно лишимся этого класса боевых самолетов.

А как же другие страны?


Да, Германия, Англия, Франция и т.д. обходятся меньшим количеством типов боевых самолетов. Но нужно понимать, что их ВВС, в общем, не самодостаточны. Они подходят для «вразумления» стран третьего мира, не имеющих сколько-то серьезных ВВС и ПВО, либо для поддержки «Большого Брата», то бишь ВВС США в глобальном конфликте.

И вот, двадцать лет спустя…


Последние оставшиеся в строю МиГ-31БМ к этому времени, конечно, уже уйдут на покой, так что перехватчиков у ВКС РФ не будет. Американцы останутся с двумя тяжелыми истребителями завоевания господства в воздухе F-22 и F-15СX – и у нас будет столько же, Су-57 и Су-35. США будут располагать ударным F-15EX, мы – Су-30СМ и Су-34. В части легких истребителей у американцев – F-35 трех модификаций и, возможно, последние F/A-18, у нас – горстка вконец устаревших МиГ трех модификаций. Штурмовиков не останется ни у нас, ни у них.

Причем, как ни странно, но по тяжелым истребителям мы можем оказаться в плюсе, поскольку американские «Рапторы» к 2040 г. будут находиться на грани полного физического износа. А вот по ударным самолетам и легким истребителям в минусе окажемся, наоборот, мы. В случае с ударными самолетами, это произойдет потому, что США начнут массовое переоснащение своих ВВС на новые самолеты уже после 2020 г., у нас же большое количество Су-30СМ и Су-34 вошли в строй в 2010-2020 гг, и первые из них надо будет уже списывать по причине физического износа.

Современный боевой самолет оперативно-тактической авиации способен служить порядка 30 лет. Примерно столько запланировано для F-35, например. Стратегические бомбардировщики/ракетоносцы, конечно, способны на большее, но не о них речь. И мы должны понимать, что спустя двадцать лет первые самолеты, полученные ВКС РФ по программе ГПВ 2011-2020 гг., необходимо будет выводить из эксплуатации. То есть примерно к 2040 г. во весь рост встанет вопрос обновления парка боевой авиации ВКС и ВМФ РФ.

Создание боевого самолета


Дело не только затратное, но еще и очень длительное. Возьмем, к примеру, тот же американский «Раптор». Конкурс на этот самолет был объявлен в 1986 г, а эксплуатироваться начал с 2005 г., то есть спустя 19 лет после конкурса. И если даже считать от момента поступления 1-го серийного самолета в войска, что случилось в январе 2003 г., все равно получается почти 17 лет. Создание Су-57 стартовало в 2001 г., то есть можно говорить о том, что цикл его создания займет порядка 20 лет.

И наконец ЛФМС


Что можно ожидать от этой программы? Сведений о ней, увы, немного, да и вообще, вести издалека редко бывают верными. Речь идет о сравнительно легком двухдвигательном самолете, который можно будет строить в вариантах истребителя завоевания господства в воздухе, ударном и, возможно, штурмовом. При этом очевидно, что работы по этому самолету находятся в самой ранней, предварительной стадии.

Таким образом, можно предположить, что ЛФМС будет готов к поставкам в ВКС лет так через 20, как раз тогда, когда Су-30СМ, Су-34, МиГ-29 всех модификаций начнут уходить на покой. И если у наших конструкторов все получится, то при помощи ЛФМС мы как раз и избавимся от разнотипности самолетов оперативно-тактической авиации.

К моменту завершения перевооружения, ВКС РФ будут включать в себя тяжелые истребители завоевания господства в воздухе (Су-57) и более массовые, на основе ЛФМС, а также ударные и, может, даже штурмовые на основе все того же ЛФМС. Также, возможно, появится перехватчик МиГ-41 и… собственно говоря, и все. Кстати, исходя из этого можно предположить, что ЛФМС будет не слишком-то легким, скорее, это будет средний многофункциональный истребитель.

Если все будет так, то решение о создании ЛФМС следует считать абсолютно правильным и своевременным. А вот если под аббревиатурой «ЛФМС» мы через 3-5 лет получим очередную вариацию МиГ-35, вот тогда с позицией уважаемого Р. Скоморохова следует безоговорочно согласиться.
Андрей из Челябинска

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

315

Похожие новости
27 мая 2020, 19:40
25 мая 2020, 18:20
26 мая 2020, 19:00
28 мая 2020, 07:00
26 мая 2020, 05:40
26 мая 2020, 05:40

Новости партнеров