Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
20 сентября 2021, 17:20
20 сентября 2021, 13:20
20 сентября 2021, 19:00
20 сентября 2021, 15:00
20 сентября 2021, 13:40

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

«Ясень» – самый совершенный проект российского флота

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 855 стали настоящим вызовом для ведущих флотов мира. Фото с сайта www.mil.ru
Успешное продвижение программы строительства и совершенствования многоцелевых АПЛ класса «Ясень» понуждает американских флотоводцев к пересмотру долгосрочных планов в отношении собственных субмарин.
Американцы досрочно прекратили серию МАПЛ Virginia в пользу новой разработки – Next-Generation Attack Submarine, SSN(X). Если ранее планировался выпуск более 60 «Вирджиний», то сегодня предлагается ограничиться 34 корпусами – с тем, чтобы поскорее завершить проектирование и начать производство более совершенной субмарины полностью нового проекта.
Осознание нарастающего технологического отставания от России по МАПЛ нашло отражение в недавних публикациях американской печати, а также в докладной записке Исследовательской группы Конгресса США от 2 августа за номером IF11826.
К переосмыслению ситуации американцев, считающих себя лидерами в области военно-морских вооружений, подтолкнула череда событий в России.
Грозные «Ясени»
Северодвинские корабелы 30 июля вывели из эллинга для последующего спуска на воду атомный подводный ракетный крейсер «Красноярск».
Это третий по счету корпус, завершенный по проекту 885М «Ясень-М». В мае военные моряки приняли от промышленности однотипную «Казань», а в июне приступили к ходовым испытаниям «Новосибирска», сдача которого состоится до конца текущего года.
На стапельных участках цехов № 50 и 55 Северного машиностроительного предприятия завершается сборка «Архангельска», «Перми» и «Ульяновска». А летом прошлого года заложили еще два корпуса – «Владивосток» и «Воронеж», которые планируют передать флоту на рубеже 2027–2028 годов.
Высокие тактико-технические данные «ясени» продемонстрировали в ходе недавних выходов на просторы глубоководных полигонов Северного флота. Проведя в походе почти месяц в рамках первого этапа заводских ходовых испытаний, 2 августа «Новосибирск» вернулся к достроечной набережной Севмаша.
Возможно, он привлекался к действиям в составе группы кораблей Северного флота, проводившей учения в глубоководных районах Баренцева и Норвежского морей. Согласно сообщениям пресс-службы МО РФ, на запредельную глубину в 500 м было отправлено «несколько типов подводных лодок для проведения специального учения по испытанию систем вооружения».
Коль скоро «Ясеней» становится больше и они все чаще выходят на просторы Мирового океана, у американцев и их союзников по НАТО появляется возможность «поближе познакомиться» с новейшими отечественными подлодками, оценить их шумовые характеристики и общий уровень скрытности. Результаты малоутешительные, что находит отражение в тональности репортажей западных СМИ.
Со своей стороны, наши моряки высказывают удовлетворение работой отечественных судостроителей. Выступая на церемонии вывода из цеха АПКР «Красноярск», главком ВМФ России адмирал Николай Евменов сказал, что подобные корабли составят основу отечественного подводного флота, будут гарантировать боевую устойчивость стратегических атомных крейсеров – носителей межконтинентальных баллистических ракет: «Эти подлодки – многофункциональные, с большим модернизационным запасом, отличаются большими ударными возможностями. Первая лодка «Северодвинск» доказала все технические качества, которые были заложены проектантами и воплощены в жизнь корабелами. Эти качества были искусно использованы и применены подводниками Северного флота. Данная серия готова защищать интересы нашей Родины в любой точке Мирового океана, в том числе и в Арктике».
По традиции в ходе церемонии вывода из цеха АПКР «Красноярск» бутылку шампанского о борт корабля разбил его будущий командир капитан второго ранга Иван Артюшин. «Это для нас для всех праздник. Сегодня происходит рождение нового корабля, замечательного крейсера. Это современный совершенный крейсер – очень грозное оружие, которое станет оплотом мира и добра в Российской Федерации», – сказал он журналистам. По словам офицера, «лодка очень комфортная, очень удобная, в ней хочется находиться».
Командир «Казани» Александр Бекетов рассматривает «Ясень-М» как самый совершенный проект на российском флоте. Его отличает мощнейшая система вооружений; ходовой пост получил новую компоновку приборов управления, гидроакустическая система стала в разы эффективнее, уменьшен уровень физических полей. «Вопросы, которые раньше занимали много времени, как постановка на стабилизатор глубины без хода, те моменты, которые раньше вызывали трудности, сейчас решаются практически по щелчку пальца», – сказал офицер.
По словам командира дивизии подводных лодок Северного флота Александра Заренкова, на кораблях проекта 885М «реализована единая интегрированная система боевого управления – единая информационная шина, на которую завязаны все системы управления, включая оружие, акустику, систему боевого управления».
Почти тридцатилетний путь
Успех многолетней работы по созданию отечественных МАПЛ четвертого поколения и доведению их показателей до требуемых значений обусловлен кропотливым трудом отечественных проектировщиков, судостроителей и военнослужащих.
Напомним, что головной корпус МАПЛ проекта 885 заложили на Северном машиностроительном предприятии 23 декабря 1993 года. Строительство «Северодвинска» то замирало, то снова набирало темп, отражая многочисленные проблемы с финансированием и с меняющимися представлениями флотоводцев о субмаринах будущего. А также с необходимостью коррекции отдельных конструкторских решений, принятых с момента начала поисковых исследований по проекту в далеком 1977 году.
«Северодвинск» достроили лишь в 2010 году, а ввели в строй в 2014-м. Столь долгий путь от задумки до постановки в строй неоднократно подвергался критике на разных уровнях. Разработчик проекта – конструкторское бюро «Малахит» – справедливо указывало на серьезные научно-технические и инженерные задачи, решаемые в ходе реализации программы.
Опыт проектирования, постройки и испытаний головного корпуса нашел отражение в многочисленных изменениях, нашедших отражение в улучшенном проекте 885М «Ясень-М», по которому в 2009 году была заложена МАПЛ «Казань».
Начиная с 2013 года, когда заложили «Новосибирск», закладки следующих корпусов шли ежегодно: «Красноярск» – в 2014-м, «Архангельск» – в 2015-м, «Пермь» – в 2016-м и «Ульяновск» – в 2018-м. Затем последовал трехлетний перерыв, но прошлым летом заложены сразу два – «Воронеж» и «Владивосток». К 2028 году в составе ВМФ будет головной «Северодвинск» проекта 885 плюс восемь серийных АПЛ проекта 885М.
Характеристики и новшества
Энергетическая система корабля выполнена по одновальной схеме, как на предыдущем проекте 971. Внешне «Ясень» отличается громадной сферической антенной гидроакустического комплекса, занимающей всю носовую оконечность. Помимо нее ГАК корабля использует несколько дополнительных антенных устройств, включая конформные вдоль корпуса.
Если на всех предыдущих проектах серийных отечественных подлодок торпедные аппараты размещались в носовой части, на «Ясене» она полностью отдана под сенсоры и обработку поступающих с них данных. Такова плата за значительное увеличение дальности гидроакустического обнаружения подводных и надводных целей.
Торпедные аппараты перенесены подальше в чрево корпуса, разместившись рядом с крыловидным ограждением выдвижных устройств. За этим ограждением – место для ракетных шахт, два ряда по четыре, каждая диаметром пару метров. Может одновременно вместить пять «калибров» либо четыре «оникса».
Заметим, что на отечественные МАПЛ третьего поколения, представленные проектами 945 и 971, вертикальные пусковые установки не ставились, а пуск ракет выполнялся из торпедных аппаратов. Прибавка к арсеналу выразилась в том, что в длину «Ясень» больше на 7–26 метров, в зависимости от конкретных лодок, построенных по проектам 971 и 885(М).
Крылатые ракеты комплекса «Калибр» – с моноблочным зарядом, который может быть как в специальном, так и в обычном исполнении. Особую актуальность подобные корабли приобретают с ростом важности «неядерного сдерживания». В его основе лежит угроза высокоточного поражения стратегических целей страны-агрессора дальнобойными ракетами с обычными боевыми частями в случае вооруженного конфликта.
Мощное вооружение новых российских подлодок, недавно пополненное гиперзвуковыми ракетами «Циркон», вкупе с более высокой автоматизацией и скрытностью, дает им существенное преимущество над заморской техникой.
Американцы сопоставляют
Статья, посвященная сравнению российского «Ясень-М» с американской Virginia Block V, написанная аналитиком Хаем Саттоном для издания Naval News, утверждает, что для создания противовеса восьми российским «Ясеней-М» США планирует постройку как минимум восьми новых многоцелевых атомных субмарин с расширенным арсеналом средств поражения.
Это будут корабли класса Virginia новой серии Block V с дополнительной секцией корпуса под размещение крылатых ракет, что увеличит общий арсенал (суммарный запас ракет и торпед) на 76% по сравнению с первоначальным проектом (с 37 до 65).
Число готовых к пуску ракет в ВПУ увеличится с 12 до 40 (как на «Ясене»), а с учетом хранимых в торпедном отсеке – до 66. Несмотря на дополнение, Block V все же уступает по вооруженности проекту 885, поскольку тот несет вдвое больше торпедных аппаратов (восемь против четырех). По совокупности качеств «Ясень» более универсален по типу целей, с лучшей, чем у «Вирджинии», приспособленностью к противокорабельному применению.
Универсальность ВПУ российской лодки позволяет применять несколько типов крылатых ракет, главными из которых считаются три – «Калибр», «Оникс» и «Циркон», пишет Саттон. Это дает преимущество, о котором американские флотоводцы знают. Но пока они вынуждены ограничиваться одним типом ракет – Tomahawk. Последнее поколение «томагавков» (серии Block V) отличается от предыдущих возможностью в стандартном исполнении поражать не только наземные, но и морские цели.
Российский эквивалент «томагавку» – изделие 3M14/3М54 комплекса «Калибр». Оно прошло апробацию в Сирии и к настоящему времени считается доведенной системой оружия. Успешное боевое применение подвигло российское руководство на принятие решения о перевооружении подлодок старых типов АПЛ на новую систему. В частности, «Калибр» получил недавно прошедший модернизацию «Вепрь» проекта 971, принимавший участие в главном военно-морском параде 2021 года в Санкт-Петербурге.
Второй тип ракеты – 3M55 «Оникс». Сверхзвуковой снаряд крупнее дозвукового «Калибра», но обладает меньшей дальностью. Иностранные источники сообщают о ведущихся работах по увеличению дальности стрельбы. Они проводятся не только отечественными, но и индийскими специалистами из СП BrahMos Aerospace. Лучшей целью для «ониксов» и «брамосов» является крупный надводный корабль, но они могут использоваться и по береговым объектам.
Третий тип – гиперзвуковой 3M22 «Циркон» с заявленной скоростью полетов свыше 8 «махов», завершающий государственные испытания. Ничего подобного ни «Ониксу», ни тем более «Циркону» у американцев нет. Правда, в бытность президентом США Дональд Трамп анонсировал скорое появление у Америки гиперзвукового оружия воздушного, наземного и морского старта.
Согласно замыслу американских адмиралов, качественное преимущество русских будет сначала нивелировано за счет большего количества «томагавков» на субмаринах ВМС США. А затем – появлением у Америки собственного гиперзвукового оружия.
ВМС США располагает четырьмя крупными атомоходами класса Ohio, переделанными из стратегических в носители «томагавков», по 154 ракеты каждый. Однако они уже довольно долго находятся на службе, и через несколько лет начнется их списание по износу. Освободившееся место в строю займут Virginia серии Block V, пишет Саттон.
Американцы готовят ответ
Строительство Virginia ведется с 2004 года, к настоящему времени сдано 19 и еще 9 находятся в строительстве. Первые три серии – суммарно 18 лодок – несли по 12 ракет в вертикальных пусковых установках; общее число боезапаса с учетом хранимого в торпедном отсеке – 37. Рамочный заказ на десять корпусов серии Block IV разместили в 2014 году со сдачей по 2027-й.
В настоящее время дооформляется следующий заказ – на серию Block V, он составит 8–10 единиц, 6 из которых уже даны названия. Они будут оснащаться дополнительной 25-метровой секцией в середине корпуса, в результате чего общая длина корпуса возрастет до 140 метров. Секция содержит четыре ВПУ типа Virginia Payload Tubes (VPT), каждая вместимостью по 7 «томагавков» (плюс к 12 в ВПУ старого типа спереди от «рубки»).
Ранее составленный Пентагоном долгосрочный судостроительный план предусматривал заказ еще трех серий, однако недавно от Block VIII отказались, а VI и VII сокращены до пяти корпусов в каждом. Дэйв Макичук на страницах AsiaTimes пишет, что Америка начала проектирование многоцелевой атомной подводной лодки следующего поколения. Строить их будут вместо планировавшегося ранее выпуска лодок Virginia серии Block VIII.
Тема находится «в динамике», и окончательного решения, когда будет построена последняя Virginia и в каком техническом облике, пока нет. Однако уже сегодня явно прослеживается желание Пентагона поскорее перейти к новому проекту. Среди обоснований – утверждение о значительном наращивании численного и качественного состава ВМФ НОАК Китая, а также принятие в состав ВМФ России первых серийных подлодок проекта 885М.
Первые сообщения о начале поисковых работ по теме SSN(X) пришли в 2014 году, тогда же говорилось о планах завершить разработку концепции в течение десяти лет. Проект запроса Пентагона на 2022 финансовый год содержит статью в 98 млн долл. на покрытие НИОКР по новой лодке.
Выступая в ходе дискуссии накануне открытия ежегодной конференции Sea-Air-Space, контр-адмирал Билл Хьюстон (Bill Houston), ответственный за составление технических заданий на новые субмарины ВМС США, сказал: «Мы ведем работу по формированию облика лодки-убийцы следующего поколения, которая станет самой хищной среди себе подобных в морской среде. Берем все лучшее, что уже создано: по скорости и полезной нагрузке – от Seawolf, по акустике – от Virginia, по длительности срока службы и уровня боевой готовности – от Columbia. Уверен, что сможем собрать воедино все лучшее, что получено на предыдущих проектах, поскольку знаем, как и что нужно сделать. Стоит задача воплотить лучшие достижения на одной платформе».
Американцы мечтают
Среди новых средств вооруженной борьбы в арсенале SSN(X) появится перспективная торпеда сверхбольшой дальности – более 200 морских миль. С целеуказанием от внешних источников, таких как беспилотные аппараты, морские патрульные самолеты Boeing P-8A Poseidon и т.п. Прототип разрабатывается Университетом штата Пенсильвания.
Запрос Пентагона на финансирование приоритетных программ в 2020 финансовом году содержит информацию о желании ВМС США приобрести 42 подлодки нового типа, начиная с 2034 финансового года. Далее в документе сообщается, что в отличие от МАПЛ класса Virginia, задача действия вблизи береговой черты отходит на второй план. Пересмотренный подход требует спроектировать SSN(X) для движения на повышенных скоростях (ради сокращения времени межфлотских переходов) при одновременном обеспечении низкого уровня физических полей во всех океанских средах.
Арсенал средств поражения и полезных нагрузок станет разнообразнее и крупнее. Также отмечается необходимость постановки на передний план задач противолодочной борьбы с большим числом субмарин противника при сохранении многоцелевого характера SSN(X) и обеспечения длительного присутствия в районах боевых действий.
Расчетная стоимость серийной лодки нового типа составит от 5,8 млрд долл. (прогноз Пентагона) до 6,2 млрд (оценка Бюджетного управления Конгресса). Для сравнения: цена за Virginia пятой серии составляет 3,4 млрд долл.
Согласно докладной записке Исследовательской группы Конгресса США от 2 августа 2021 года за номером IF11826, ВМС США планирует начать финансирование закупок SSN(X) в 2031 финансовом году. Это ставит под вопрос необходимость параллельных затрат на продолжение строительства серии АПЛ Virginia, которая пока заказана в количестве 34 единиц (включая уже готовые). Тем более что подводным судостроением в США занимаются лишь две верфи и возможен недостаток мощностей.
Тридцатилетняя судостроительная программа предполагает закупки первой SSN(X) в 2031 году, а последней Virginia – в 2033-м. Затем производство полностью переведут на новый тип, сначала темпом в пару корпусов ежегодно. К 2048 году ВМС США планирует иметь 66 МАПЛ всех проектов.
Трамп предлагал увеличить их число до 72–78 путем ускорения темпов строительства до трех ежегодно. Предполагалось завалить противника количеством, уступая качеством. Администрация Байдена 17 июня 2021 года предложила свой план, предусматривающий численность МАПЛ на уровне 66–72 единицы.
Однако остается открытым главный вопрос: когда Америка сумеет создать достойного конкурента «Ясеню»? А пока такового нет, заводы в Гротоне и Ньюпорт Ньюс продолжат тиражировать морально устаревшую продукцию.

Подпишитесь на нас Вконтакте

202

Похожие новости
26 августа 2021, 23:00
02 сентября 2021, 22:00
09 сентября 2021, 22:40
02 сентября 2021, 22:00
09 сентября 2021, 22:40
16 сентября 2021, 22:00

Новости партнеров