Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

XQ-58A Valkyrie: в воздухе — роботы!


Новейшая надежда ВВС США


Борьба за превосходство в воздухе над западной частью Тихого океана, прилегающего к побережью Китая, определенно вышла на новый технологический уровень.


В предыдущей статье на эту тему я уже писал, что США столкнулись с двумя факторами, которые существенно ослабляют их военную мощь в этом регионе. Во-первых, они стали уступать в численности ВВС НОАК как по общему числу самолетов, так и по числу самолетов новейших типов. Американцы могут выставить 200-250 самолетов новейших типов или до 300, если вместе с союзниками. Китай же может выставить, по оценке Пентагона, до 600 самолетов новейших типов. Во-вторых, американская авиация базируется на островах и имеет мало аэродромов, а потому она очень скученная и уязвимая перед ракетным ударом. Китай имеет аэродромов гораздо больше, к тому же имеет возможность использования многих недавно построенных автострад в качестве взлетно-посадочных полос для рассредоточения своей авиации.


Эти два фактора в сочетании с тем, что американцы в случае военного конфликта должны будут действовать наступательно, стараться подавить китайскую авиацию, то есть летать над китайской территорией в зоне действия китайской ПВО, ведут к вероятному поражению американской авиации. На каждый американский самолет — два китайских новейших типов, еще два-три самолета предыдущих типов, наземные комплексы ПВО.

Американское командование отрабатывает различные методы перелома этой ситуации в свою пользу, не исключая и беспилотных самолетов.

Маленький и дешевый


Недавно было заявлено, что беспилотный самолет XQ-58A Valkyrie, уже сделавший три испытательных полета, в 2020 году будет испытан в полете с подвесным вооружением. Эти испытания в случае их успеха откроют этой разработке путь к принятию на вооружение.

XQ-58A Valkyrie — одна из самых новейших авиационных разработок, проведенная фирмой Kratos Defense & Security Solutions для ВВС США. XQ-58A Valkyrie — маленький и дешевый беспилотный самолет. Его длина составляет 8,8 метра, размах крыльев — 6,7 метра. Стоимость серийных образцов определяется в диапазоне 2-3 млн. долларов за штуку. Для сравнения: F-35 имеет длину 15,4 метра, размах крыльев — 11 метров, а его стоимость колеблется от 82,4 до 108 млн. долларов, в зависимости от модификации. Насколько беспилотник недорогой, можно судить хотя бы по тому факту, что его стоимость примерно соответствует семи ракетам AIM-120C, то есть половине боекомплекта F-35.

С военно-хозяйственной точки зрения преимущества более чем очевидны. На стоимость одного F-35 можно построить около 30 единиц XQ-58A. Но дело не только и не столько в стоимости, сколько в том, что беспилотники, очевидно, можно строить быстрее, чем самолеты. То есть, запустив серию, американцы уже через несколько лет будут иметь несколько сотен таких беспилотных самолетов.

Боевые возможности


XQ-58A Valkyrie — носитель вооружения, такого, как управляемые с помощью GPS авиабомбы JDAM или управляемая авиабомба GBU-39. Сейчас, судя по известным данным, отрабатывается использование беспилотных самолетов в составе смешанного звена, состоящего из F-35 или F-22 (есть также мнения, что в качестве ядра звена может использоваться также F-15), и пяти-шести беспилотных самолетов.


XQ-58A Valkyrie вверху слева


Насколько можно судить, это пока что лишь концепт, поскольку реальных испытаний и учений смешанного звена еще не проводилось, и они могут пройти, пожалуй, не ранее 2021 года, если программа испытаний беспилотника с вооружением пройдет успешно. Причем концепт изложен явно далеко не полностью.

В таком составе смешанное звено будет предельно уязвимо перед атакой вражеской (то есть в первую очередь китайской) авиации. Пилот самолета будет перегружен задачами, в том числе и задачами управления и наведения беспилотников на цели. Внимание рассеивается, возникает обстановка "зевка", которой может воспользоваться противник. Другой момент в том, что пилоту для ведения воздушного боя с появившимся противником придется бросить беспилотники, и они будут легко уничтожены другими вражескими самолетами или ПВО.


Вряд ли можно предположить, что американцы сделали бы столь элементарную тактическую ошибку. Скорее всего, настоящий концепт применения боевых роботов исходит из того, что они могут применяться также как перехватчики.

Вероятно, XQ-58A Valkyrie может нести ракеты класса "воздух-воздух", например, AIM-120 AMRAAM. Такая ракета весит 152 кг и может быть размещена на внешней подвеске беспилотного самолета. Беспилотники могут не иметь своего радара (хотя этого полностью исключать нельзя) и получать команды наведения от пилота.

Если XQ-58A хотя бы ограниченно может выполнять функции перехвата вражеских самолетов, то уже можно создать смешанное звено с гораздо более широкими боевыми возможностями. Скажем, 2-3 беспилотника-истребителя и 3-4 ударных беспилотника (они, вероятнее всего, будут однотипными и различаться только по комплекту подвешенного вооружения). Эшелонировав истребители по высоте и распределив их по некоторому району, пилот может уже создать довольно надежное прикрытие ударной группы. При появлении вражеских самолетов пилот атакует их сначала беспилотными истребителями, а потом уже вступает в бой сам.


Один из вариантов подобной атаки. Ударная группа, обозначенная на схеме, может быть беспилотной


От появления противника на радаре до вступления в бой пилота может пройти довольно много времени, за которое можно успеть подойти к цели, распределить задачи ударным беспилотникам, выдать им команды на завершение миссии и возвращение, то есть выполнить боевую задачу.

Так что, вероятнее всего, XQ-58A разрабатываются и испытываются в первую очередь как роботы-истребители, а ударные функции являются побочными.

В крупномасштабном воздушном сражении такие беспилотные самолеты могут стать веским аргументом. Если каждый пилотируемый самолет может отправиться в вылет с пятью сопровождающими его беспилотниками, то десять самолетов с таким эскортом составят 60 боевых единиц. Сто самолетов — 600 боевых единиц. Если так, то возникает уже принципиальная техническая возможность сравнять силы с Китаем, а в отдельных районах даже добиться перевеса в численности.

Боевой беспилотный самолет может казаться неполноценной боевой единицей. Однако у него также есть веские преимущества. Во-первых, гораздо более высокая стойкость к перегрузкам, и, следовательно, значительно большая маневренность, чем у пилотируемого самолета. Беспилотнику легче увернуться от ракеты и проще занять выгодную позицию для выстрела. Во-вторых, программное обеспечение роботов можно постоянно модернизировать, пополнять новыми алгоритмами пилотирования, всеми новейшими разработками в тактике воздушного боя и опытом лучших пилотов. Постепенно беспилотные самолеты выйдут на уровень асов воздушного боя, чем существенно улучшат эффективность своего применения.

В общем, XQ-58A Valkyrie — это хороший ответ на китайское численное превосходство в воздухе. Он ничего не гарантирует на 100%, но у американцев появляется серьезный шанс вернуть свое доминирование в авиационных вооружениях и подкрепить этим свою военную мощь.
Дмитрий Верхотуров

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

145

Похожие новости
03 декабря 2019, 18:20
04 декабря 2019, 05:20
06 декабря 2019, 06:40
05 декабря 2019, 19:40
05 декабря 2019, 06:00
05 декабря 2019, 19:40

Новости партнеров