Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Торпедоносец Grumman TBF: Я принесу тебе твою смерть, самурай…


Да, получился этакий масштабный переход в цикле от европейского ТВД на Тихий океан. Но что делать, в нашей истории войне на Тихом океане не уделялось должного внимания, а зарубы что на море, что в воздухе были страшные.

Наш сегодняшний участник родился перед самой войной, в 1939 году, когда в США взялись, причем очень серьезно, за перевооружение морской авиации. Предполагалось, что на смену откровенно устаревшим самолетам придет новое поколение из самолетов морского базирования F4U «Корсар», F6F «Хеллкет» и SB2C «Хеллдайвер».



Но получилось с перевооружением совершенно не так, как планировалось, и 1941-й год американская морская авиация встречала примерно так же, как ВВС РККА. То есть в некотором «процессе перевооружения», то есть в полном раздрае.

Но касаемо торпедоносцев однозначно стало ясно одно: Douglas TBD-1 «Девастатор» надо отправлять на покой, потому как он однозначно все.


И вот в конце 1939 года флот США напряг авиационные компании заказом на новый торпедоносец. Требования были весьма приемлемые для того времени: экипаж три человека, максимальная скорость 480 км/ч. Вооружение из одной торпеды или трех бомб по 500 фунтов обязательно должно размещаться внутри фюзеляжа, самолет должен был иметь самозатягивающиеся топливные баки, броню, и башенку с оборонительным вооружением на сервоприводе.

Предложений было много, но флоту понравились только два проекта, от «Воут» и «Грумман». Эти прототипы были построены и переданы для испытаний.

Вообще, «Грумман» до этого времени не делал ни бомбардировщиков, ни торпедоносцев, зато была основным поставщиком истребителей для флота, от FF-1 до F4F «Уайлдкет». Наверное, неудивительно, что торпедоносец-бомбардировщик приобрел некоторые черты семейства F4F. Такой толстячок с двигателем воздушного охлаждения и довольно толстым пузом, куда пряталось вооружение.


Фюзеляж получился высоким, зато места в нем хватило для всего, от бомбоотсека до нижней задней оборонительной стрелковой точки сразу после него. Внутренний бомбоотсек был новинкой для морских бомбардировщиков, но самолет от «Груммана» даже превысил требования, выдвинутые флотом США: в нем можно было разместить торпеду весом 2000 фунтов или четыре бомбы по 500 фунтов.

Экипаж из трех человек: пилот, радист и стрелок. Все размещались в длинной кабине, закрытой фонарем. В конце кабины была стрелковая башенка системы Олсена с электроприводом.


Стрелковая башенка Олсена была очень интересной конструкцией. Она, вообще-то, была отдельным модулем с вооружением, средствами управления и боеприпасами, укрытым шарообразным плексигласовым колпаком в задней части кабины экипажа. Да, там еще в комплект башенки входил и стрелок.

Стрелок был вооружен привычным уже 12,7-мм «Браунингом» и сидел в бронированном кресле, защищенный броневыми плитами толщиной в полдюйма, установленными в передней части башенки и по ее бокам, а также дюймовой бронеплитой под креслом и панелью из бронестекла толщиной полдюйма непосредственно перед ним.

Управлялась башенка одной рукояткой-джойстиком по горизонту и высоте, на рукоятке был и привод спуска пулемета. Приводилась в действие башенка электромоторами, питающимися от бортовой сети самолета.

Вся остальная механизация, механизм уборки стоек шасси, складывания внешних консолей крыла, выпуска закрылков и открывания створок бомбоотсека – все приводилось в действие гидравликой.



Фирма «Грумман» спроектировала крылья самолета так, что они складывались, поворачиваясь назад, и занимали положение по сторонам фюзеляжа параллельно ему. Это было сделано ради решения проблемы с недостаточной высотой ангарных палуб авианосцев, куда надо было впихнуть довольно высокий самолет.


Благодаря гидроприводу крылья могли быть убраны или разложены самим пилотом всего за несколько секунд, и для этого не требовалось никакой помощи наземного персонала. Кстати, это стало одной из составляющих победы «Груммана» в конкурсе.

Еще одним полезным фактором стало то, что в качестве бомбардировщика «Грумман» мог даже пикировать. Не как нормальный пикирующий бомбардировщик, но вполне прилично. Роль воздушных тормозов вполне прилично играли стойки шасси, которые в выпущенном состоянии снижали скорость до 300 км/ч.

Самолет успешно прошел все испытания и был запущен в серию. Так как окончание испытаний пришлось на время, последовавшее за нападением на Перл-Харбор, то самолету дали имя «Эвенджер».


Первый серийный TBF-1 сошел со сборочной линии 3 января 1942 года и 30 января, после завершения заводских испытаний и приемочных полетов, самолет был официально сдан флоту США.

Кстати, «Эвенджер» стал одним из первых самолетов, получивших радар. Радар начали устанавливать на «Эвенджере» уже в первый год его производства. Антенны радара Yagi «воздух — поверхность тип В» (ASB) монтировалась под каждым крылом на его внешних панелях. Само радарное оборудование было установлено в отсеке радиста, радар ASB был стандартным радаром, которым снабжались все варианты «Эвенджеров».


Первое боевое применение «Эвенджеров» никак нельзя назвать удачным. Из числа первых 21 экипажа, которые базировались в Перл-Харборе, были отобраны шесть и отправлены на Мидуэй, над которым нависла угроза японского наступления. На Мидуэй отправились добровольцы, хотя вообще все члены двадцать одного экипажа выразили готовность лететь на Мидуэй.

4 июня 1942 года вскоре после рассвета летающая лодка «Каталина» обнаружила японский флот вторжения, направляющийся к Мидуэю.

В 05.45 шесть вооруженных торпедами TBF-1 поднялись в воздух и направились к японским кораблям. Цели были обнаружены примерно в 7 часов утра, и «Эвенджеры» пошли в атаку на флот вторжения.


Прискорбно, но атака торпедоносцев была сорвана патрулем истребителей с японского авианосца. «Эвенджеры», не имевшие истребительного прикрытия, спикировали к воде и продолжили полет к неприятельским кораблям на бреющем полете, но 5 из 6 самолетов были сбиты А6М2 «Зеро» и даже не смогли сбросить торпеды.

Учитывая это, боевой дебют «Эвенджеров» нельзя назвать удачным. Тем не менее, в течение двух месяцев все американские авианосцы, на которых были торпедоносные эскадрильи, получили «Эвенджеры», а «Девастаторы» были списаны.

Так «Эвенджеры» начали свою службу на флоте, но одновременно начались проблемы. К концу 1942 года «Грумман» на своих заводах изготавливала 60 машин в месяц, но учитывая, какие напряженные шли бои в Тихом океане, флот требовал больше самолетов на замену сбитым и сильно поврежденным.


А вот больше «Грумман» выпускать просто не могла, фирма была кроме «Эвенджеров» была сильно загружена производством F4F «Уайлдкет» и готовилась к переходу на выпуск морского истребителя следующего поколения — F6F «Хеллкет».

В связи с этим было принято интересное решение: найти субподрядчика на выпуск торпедоносцев.

Выбор пал на… «Дженерал Моторс», которая к тому времени значительно сократила выпуск легковых автомобилей и закрыла несколько заводов. То есть производственных площадей хватало.

Наверное, в руководстве «GM» были очень сильно удивлены, когда руководство флота США устроило встречу с «Грумманом» на предмет производства самолетов.

В итоге был организован Восточный авиационный филиал компании «Дженерал Моторс», который в итоге занялся выпуском самолетов. Восточный авиационный филиал производил ТВМ-1 «Эвенджер», a «Грумман» производил TBF-1 «Эвенджер», самолеты были абсолютно идентичны, и их можно было различить, только сравнив заводские номера. Все различие заключалось только в номерах да буквах названия.

К 1945 году Восточный авиационный филиал достиг феноменального показателя — 350 самолетов в месяц. Рекордным месяцем производства ТВМ стал март 1945 года, когда Восточный авиационный филиал построил 400 самолетов за тридцать дней.

«Грумман» в итоге переключился на производство истребителей F6F «Хэллкет», и с декабря 1943 года Восточный филиал стал единственным производителем «Эвенджеров». До окончания войны филиал изготовил в общей сложности 7546 ТВМ, или 77% процентов от всех произведенных «Эвенджеров».

Итак, «Эвенджеры» начали воевать. И первые же бои показали, что с вооружением у торпедоносца, мягко говоря, не очень. Оно изначально было не очень: в башенке Олсена 12,7-мм пулемет, стрелявший назад, и под капотом двигателя размещался синхронизированный 7,62-мм пулемет.

Японцы очень быстро это поняли и начали запросто ходить в лобовые атаки. Учитывая, что самураи это исполняли очень спокойно, у американцев начались реальные неприятности.


Выход нашли инженеры из 10-й торпедной эскадрильи (VT-10), которые в полевых условиях смогли установить 12,7-мм пулемет с боеприпасами и синхронизирующим механизмом снаружи на корневой части каждого крыла самолета.

Эта полевая модификация оказалась вполне успешной, и чертежи данного проекта были посланы в конструкторский отдел «Грумман». Там проект военных инженеров был усовершенствован так. что пулеметы начали устанавливать внутри каждого крыла, вне площади, ометаемой воздушным винтом, что позволило обойтись без синхронизаторов.

7,62-мм пулемет из-под капота убрали.

Второе, что потребовало доработки, оказалось торпедой. Стандартная американская морская авиационная торпеда, Mk 13, была слишком медленной и ненадежной, поэтому часто атаки «Эвенджеров» оказывались неудачными из-за сбоев в работе торпед. Плюс малая скорость хода торпеды позволяла кораблям противника совершать маневры уклонения.

Были проведены неоднократные доработки, которые в основном свелись к увеличению высоты сброса торпеды и скорости полета при сбросе, что уже стало достижением, поскольку очень сильно повысило шансы на выживаемость экипажей торпедоносцев.

Но «Эвенджеров» очень часто использовали и как обычные бомбардировщики. В довольно большой бомбо-торпедоотсек вполне прекрасно помещалась и 2000-фунтовая (900 кг) универсальная бомба «General Purpose», и 1600-фунтовая (725 кг) бронебойная бомба «Armor Percing». Можно было использовать бомбы меньшего калибра.

При атаке маневрирующего судна, тактика «Эвенджеров» состояла в сбросе «пачки», в которую входило до четырех бомб, с использованием интервалометра — прибора, который управлял величиной временного интервала между сбросом бомб.

Пульт управления интервалометра был установлен в отсеке радиста и на нем радист вручную устанавливал скорость полета «Эвенджера» и требуемый интервал между сбросом бомб.

Цель атаковалась в пикировании под углом от 30 до 45 градусов, до высоты 500 футов или ниже.

Пилот сбрасывал бомбы на выходе из пике и благодаря интервалометру бомбы ложились в цель с интервалом от 60 до 75 футов, что практически гарантировало одно или большее количество попаданий в цель при сбросе «пачки» из четырех бомб. Эта тактика, доказала свою высокую эффективность, и «Эвенджеры» заслужили репутацию очень меткого бомбардировочного самолета.

Состоялся «Эвенджер» и как противолодочный самолет. Пришлось использовать их в качестве самолета ПЛО, поскольку парни Деница уже реально достали британских союзников, и реально пришлось что-то делать с подводными лодками, ибо только за февраль 1943 года подводные лодки Германии отправили на дно судов более 600 000 тонн водоизмещения.

Зачастую подводники Деница выходили настолько далеко в океан, что базовые патрульные самолеты не могли их достать. Тогда «Эвенджеры» вместе с «Уайлдкэтами» прописались на палубах эскортных (переделанных из сухогрузов в основном) авианосцев.

Располагая большим радиусом действия и имея возможность нести в бомбоотсеке четыре глубинные бомбы по 350 фунтов, «Эвенджер» показал себя высоко эффективным противолодочным самолетом.


В 1943 году начались попытки оснастить «Эвенджер» радаром ASD-1. Для этого на самолете разместили тарелку параболической антенны в обтекателе, установленном на передней кромке правого крыла. Радар ASD был способен обнаруживать, как наземные, так и воздушные цели на значительно большем расстоянии, чем это могли делать старые радары ASB.

В дополнение к установленному обтекателю радара ASD-1 ряд TBF/TBM-1D несли дополнительные радарные антенны yagi, установленные на каждом крыле, сразу же за стойками основного шасси.

Была еще интересная полевая модификация, «Ночная сова». Это были ночные охотники за подводными лодками. Так как именно ночью обычно подлодки всплывали для зарядки аккумуляторов, то искать их было тоже проще ночью.

У таких самолетов была демонтирована стрелковая башенка, крыльевые пулеметы и все бронирование. В фюзеляж и бомбоотсек установлены дополнительные топливные баки, что значительно увеличило продолжительность полета этих «Эвенджеров».

Экипаж «Ночной совы» состоял из пилота и оператора радара, «Сова» могла взлетать за закате и летать над морем всю ночь. Если экипаж «Совы» обнаруживал подводную лодку, то на нее по радио наводили нормальный самолет.

Тактика получилась весьма успешной, и к моменту окончания войны 14 авианосных противолодочных групп, действовавших в Атлантике, потопили в общей сложности 53 немецкие подводные лодки и захватили одну — U-505. На Тихом океане успехи были скромнее, там 8 противолодочных групп на эскортных авианосцах потопили 11 японских подводных лодок.

Поработал «Эвенджер» и в Королевских ВВС. 958 машин всех модификаций были поставлены в Великобританию в рамках ленд-лиза. У британцев самолеты назывались «Tarpon/Avenger Mk I» до 1944 года, когда «Тарпоны» были переименованы обратно в «Эвенджеры», чтобы не устраивать путаницы при совместных действиях союзников на Тихом океане.

С «Эвенджером» были проведены многочисленные эксперименты по оснащению его радарной техникой. Когда специалистам «Груммана» удалось запихнуть в носовую часть радар APS-20, а на месте радиста организовать ДВА (!) места для операторов (убрав стрелковую башенку и сделав огромный фонарь), то получился ТВМ-3W, фактически самолет раннего локационного обнаружения, позволявший «видеть» даже самолеты, идущие на бреющем полете на высоте 100-150 метров.

В этой роли «Эвенджеры» прослужили во флоте США до середины 50-х годов.


В кампании на Тихом океане Эвенджеры» впервые серьезно проявили себя в битве у Соломоновых островов, когда торпедами (не выяснено точно, минимум одна, максимум три) с «Эвенджеров» в машинное отделение был поражен авианосец «Рюдзе». Потом его добили бомбами, что оставило японскую эскадру (более сильную по составу) без авиационного прикрытия. Американцы смогли отойти, а японцы, боясь налетов авиации днем, не стали активно преследовать.

8 ноября 1942 года в районе Гуадалканала произошел морской бой с японской эскадрой, высаживавшей войска на остров, в котором американцы потеряли два легких крейсера и четыре эсминца. Потери японцев были намного скромнее, два эсминца, и получил серьезные повреждения от снарядов и бомб линейный крейсер «Хиэй», который попытался покинуть поле боя и уйти в ремонт, но торпеда в машинное отделение весьма замедлила его ход.

На следующее утро девять «Эвенджеров» с авианосца «Энтерпрайз» догнали крейсер и отправили на дно. Чуть позже, 14 ноября, другая группировка «Эвенджеров» засадила четыре торпеды в тяжелый крейсер «Кинугаса», чего кораблю оказалось более чем достаточно для того, чтобы утонуть.


В ходе битвы в Филиппинском море (19-24 июня 1944 года) на палубах американских авианосцев (семи ударных и восьми эскортных) находилось 194 «Эвенджера». Во время этой операции они приняли участие в потоплении авианосца «Хайо» и серьезно повредили авианосцы «Чиода» и «Зуйкаку». Однако в этот раз «Эвернджеры» работали как бомбардировщики, с 227-кг бомбами вместо торпед. Операцию сложно назвать успешной, поскольку потери самолетов суммарно превысили 200 машин.

Зато 24 октября 1944 торпеды «Эвенджеров» сыграли решающую роль в потоплении суперлинкора «Мусаси». 19 торпед – и краса и гордость японского флота упокоился на километровой глубине в море Сибуян.


"Мусаси" под бомбами

Почему торпеды? Потому, что бомбы не могли нанести каких-либо серьезных повреждений великолепно бронированному гиганту. В том же бою в «Ямато» попало около двух десятков бомб, и кроме небольших повреждений ничего сделать не смогли.

Воистину, большому кораблю если не большая торпеда, то большое количество обычных.


"Ямато" и "Мусаси" — гордость японского флота

Как 7 апреля 1945 года произошло и с «Ямато». 10 торпед – это 10 торпед, и флагман японского флота ушел вслед за систершипом в историю…



Последнее фото "Ямато"

В общем, с той или иной степенью успеха «Эвенджеры» провоевали всю войну и на всех театрах военных действий. Тихий океан, Атлантика, Средиземноморье, даже Север, где две эскадрильи охотились (правда, безуспешно) за «Тирпитцем». Короче, куда заплывали английские и американские авианосцы, там были и «Эвенджеры».


В целом получился очень сбалансированный самолет, практически без слабых мест. И весьма крепкий такой.


Его универсальность стала залогом долгой службы. Хоть как торпедоносец он довольно быстро сошел с арены, но как самолет радиолокационного обнаружения и противопожарный служил весьма долго.




Ну и в конце нельзя не упомянуть о происшествии, которое до сих пор будоражит умы, главными героями которого стали «Эвенджеры». Понятно, наверное, что речь идет о инциденте 5 декабря 1945 года в Бермудском треугольнике.

В этот день пять экипажей должны были выполнить рутинный учебный полет из Форт Лодердейл.

Ведущим самолетом управлял опытный пилот, лейтенант Чарльз Тейлор, а вот другие экипажи не имели опыта полетов над морем. В назначенное время самолеты не возвратились на базу. Было принято только радиосообщение пилотов, в котором говорилось об утрате ими ориентации. Была предпринята спасательная операция, которая, однако, не принесла результата. К тому же в ее ходе пропала одна из принимавших в ней участие летающих лодок — «Мартин Маринер».

Загадка исчезновения самолетов осталась неразгаданной до сих пор, но все указывает на то, что причиной были тяжелые погодные условия в районе трассы полета и магнитная буря, которая могла привести к отказу бортовых приборов. В таких условиях самолеты запросто могли врезаться в поверхность океана и утонуть. Хотя многие до сих пор считают причиной гибели самолетов сверхъестественные явления, но с этим уже ничего не поделать.


ЛТХ модификации TBM-3

Размах крыла, м: 16,51
Длина, м: 12,16
Высота, м: 5,02
Площадь крыла, кв.м: 45,52

Масса, кг:
— пустого самолета: 4 913
— нормальная взлетная: 7 609
— максимальная взлетная: 8286

Двигатель: 1 х Wright R-2600-20 Cyclone 14 х 1900 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
— на высоте: 444
— у земли: 404
Крейсерская скорость, км/ч: 243

Практическая дальность, км: 1 626
Cкороподъемность, м/мин: 630
Практический потолок, м: 7090
Экипаж, чел: 3

Вооружение:
— два 12,7-мм крыльевых пулемета, один 12,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели и один 7,62-мм пулемет в подфюзеляжной позиции;
— до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для НУРС, сбрасываемых баков или контейнера с радаром или пулеметами под крылом.
Роман Скоморохов

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

344

Похожие новости
10 сентября 2020, 23:20
10 сентября 2020, 23:20
17 сентября 2020, 13:00
04 сентября 2020, 00:00
17 сентября 2020, 22:20
24 сентября 2020, 23:40

Новости партнеров