Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Торпедные «катера-танки». Итало-австрийский опыт


Итальянский катер-танк типа Grillo

Пылала Первая мировая война. Италия, несмотря на членство в Тройственном союзе, спустя несколько месяцев после начала боевых действий выступила на стороне стран Антанты. Чувство справедливости тут и не ночевало, просто имперские амбиции требовали увеличения территории за счёт бывшего союзника. В данном случае за счёт Австро-Венгрии.

Естественно, Императорские и Королевские Военно-морские силы (ВМС) Австро-Венгрии стали противником итальянцев на Средиземноморье. Основные ВМБ империи, выходящие на Адриатическое море, располагались в Триесте (Италия), Пола (ныне Пуле) и Сплите (Хорватия). При этом как раз Триест в качестве добычи был обещан Антантой итальянцам, считавшим этот город своим, хотя он уже славился как столица «Австрийской Ривьеры».



Вскоре австро-венгерский флот оказался просто заперт в своих гаванях. По большей части это было следствием опасений собственного командования Автро-Венгрии потерять корабли при столкновении с объединённой эскадрой англичан и итальянцев. Однако и союзники в лице итальянцев не спешили выманить вражеский флот и получить перспективу быть битыми. К тому же австро-венгерский флот, находящийся под прикрытием береговой артиллерии, был, верно, даже рад появлению на горизонте итальянцев. Ведь это сулило их противнику верную гибель.


Потопленная итальянцами "Вена"

В итоге итальянское командование приняло единственно верное решение: использовать диверсионную тактику. Таким образом, в декабре 1917-го года в гавань Триеста проникли два итальянских торпедных катера, потопив один броненосец береговой обороны «Вена» (SMS «Wien»). Уязвимость баз стала для австрийцев очевидной, поэтому охрану значительно усилили. Повторение попытки казалось невозможным.

Инженерный выход


На помощь родному флоту пришёл основатель и главный инженер компании Societа Veneziana Automobili Navali (Кастелло, Венеция) Аттилио Бизио, специализирующийся на разработке катеров, в том числе и торпедных. Именно он предложил весьма оригинальную конструкцию торпедного катера, способного преодолеть мощные заграждения при входе в бухту без необходимости их разрезания и привлечения лишнего внимания. Изюминкой плоскодонного катера Бизио было наличие двух гусениц по обоим бортам. Они представляли собой замкнутую цепь с шипами, уложенную на своеобразные рельсы и вращающуюся на специальных зубчатых шкивах, похожих на ролики.


Плоскодонный катер имел следующие ТТХ:
— длина — 16 м, ширина – 3,1 м, осадка – 0,7 м;
— двигатель – два электродвигателя Rognini & Balbo по 5 л.с. каждый;
— максимальная скорость – 7,4 км/ч;
— экипаж – 3 человека;
— корпус – дерево;
— вооружение – две 450-мм торпеды.

Командование Италии, предпочитавшее вести войну на море малыми силами, мигом схватилось за столь смелое предложение Бизио. Итальянские военморы всё ещё грезили воспоминаниями об успешном и экономически выгодном потоплении «Вены» недорогими торпедными катерами МАS (Motoscafo armato silurante).

Было заказано четыре катера, которые именовались то «катерами-танками», то «прыгающими катерами». В итоге «прыгучая» натура оставила свой след в названии катеров: Grillo («Сверчок», головной катер серии), Cavalletta («Кузнечик»), Locusta («Саранча») и Pulce («Блоха»). Этот рой насекомых был готов к марту 1918-го и должен был ещё раз болезненно ужалить Австро-Венгрию.

Морская мошкара в бою


14 апреля два «катера-танка» итальянские эсминцы вывели в море, т. к. мореходность новинок была нулевая. Cavalletta и Pulce прибыли к гавани Пола. Несмотря на то, что катера долго искали возможности безопасного прохода во вражеский порт, чудо-оружие себя проявить не смогло. К тому же начало светать. Опасаясь, что тихоходные буксируемые «танки» задержат эсминцы, обратив на них внимание крупных австро-венгерских сил флота, командиры просто-напросто затопили катера и ушли на полной скорости от вражеского берега.


"Танки" у пирса

Вторая попытка была совершена с 13-го на 14-ое мая 1918-го года. В море в сопровождении пяти эсминцев вышел Grillo под командованием Марио Пеллегрини. Катер смог незаметным подойти прямиком к боновым заграждениям гавани Пола благодаря практически бесшумным двигателям. Однако в этот момент их из темноты выхватил луч прожектора. Марио оказался не робкого десятка и, преодолев, как и задумывалось, заграждения, устремился в атаку.

Вскоре корабли базы уже отчаянно обстреливали навязчивое «насекомое» со смертельным жалом. Простреленный корпус начал принимать забортную воду, когда Пеллегрини выпустил торпеды. Несмотря на смелость капитана, торпеды цель так и не нашли. По одной из версий, по причине того, что экипаж не поставил их на боевой взвод (!). В итоге катер затонул, экипаж попал в плен, а эсминцы едва успели уйти.


Затопленная экипажем Cavalletta

Третья атака была произведена на Триест уже 15-го мая. Locusta лишь успела подойти к гавани, как катер осветили прожекторы. Не упорствуя, команда быстро ретировалась, насколько это вообще возможно, учитывая скорость. Более серьёзных операций с использований «танков» итальянцы не предпринимали, но это не помешало австрийцам принять неповоротливый рой насекомых более чем всерьёз.

Под флагом Австро-Венгрии


Дряхлеющая империя оценила итальянские инженерные изыскания достаточно высоко. Затопленный в Пола Grillo был аккуратно поднят и всесторонне изучен. Конечно, секретный «катер-танк» восстановлению не подлежал. Разрывы снарядов и пулемётный огонь искромсали деревянный корпус. К тому же до того как попасть в плен, Пеллегрини успел активировать заряд самоуничтожения.




Подъём катера Grillo

Поэтому командование флота заказало на верфи Фрица Эппеля в Вене два аналога итальянского катера, получивших имя Barrikadenkletterboot. Верфь к этому времени уже зарекомендовала себя на ниве строительства малых военных кораблей для австро-венгерского флота. Уже к июлю 1918-го года компания Эппеля составила общий чертёж катера и приступила к строительству.


Осенью были проведены испытания первого образца на Дунае. Во время испытаний присутствовали высокие чины имперского флота Австро-Венгрии, включая адмирала Франца фон Голуба и старшего морского советника самого императора Карла I Франца фон Кейла. Катер показал себя достойно, преодолевая различного рода заграждения, и произвёл большое впечатление на присутствующий высший офицерский состав.

Характеристики нового перспективного вооружения мало чем отличались от характеристик итальянских образцов. Плоское дно, деревянный корпус, длина 13,3 м, ширина 2,4 м, осадка 0,9 м. Электромоторы же австрийские инженеры поставили более мощные – всего 13 л.с.

Вооружение было однотипным – 450-мм торпеды. Экипаж также составлял три человека.


Чертёж катеров, составленный на верфях Эппеля

Достаточно быстро для двух уже готовых катеров подобрали цели. Катер, получивший наименование Mb.164, должен был атаковать базу в порте Анкона, а Mb.165 получил в качестве цели небольшой порт Кьоджа (коммуна чуть южнее Венеции). 20 октября катер Mb.164 даже успели доставить на железнодорожную станцию, чтобы перевезти его в базу Пола, которая как раз дважды становилась мишенью этих «катеров-танков». Но австрийскому реваншу не суждено было состояться. 30-го октября командование отменило операцию.

В конце октября центробежные силы Австро-Венгрии начали разламывать страну по частям. Чехи, словаки, венгры, поляки и прочие граждане – все тянули одеяло на себя. 1 ноября 1918-го года Карл I отрёкся от престола. А менее чем через год чудо-оружие в виде «катеров-танков» было тихо разобрано на куски.
Восточный ветер

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

121

Похожие новости
16 января 2020, 18:40
16 января 2020, 18:20
17 января 2020, 19:00
17 января 2020, 05:20
16 января 2020, 04:40
16 января 2020, 18:20

Новости партнеров