Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

TNI: успех российскому истребителю-невидимке еще не гарантирован

Благодаря эффектной маркетинговой кампании, — словно вдохновленной фильмами о вселенной Marvel, — российский военно-промышленный конгломерат Ростех создал волну ажиотажа в преддверии презентации своего нового одномоторного малозаметного истребителя Checkmate («Шах и мат»).
Сначала в ролике Ростеха в числе потенциальных покупателей были показаны Аргентина, Индия (которая уже объявила тендер на 114 истребителей), Вьетнам и Объединенные Арабские Эмираты. Затем 20 июля 2021 года на проходящем раз в два года авиасалоне МАКС под Москвой Путину в свете софитов представили полномасштабный макет небольшого остроносого реактивного самолета, хотя до этого в сеть уже просочились его фотографии.
«Сухому», ведущему российскому производителю истребителей, никак не удается нарастить производство двухмоторных многоцелевых истребителей-невидимок Су-57 — в этом году будет поставлено лишь четыре. Но в 2020 году он начал частную разработку легкого тактического самолета на основе компонентов Су-57. Новинка предназначена в первую очередь для иностранных покупателей, которым нужен малозаметный самолет по дешевке, — и за которым к тому же на придется ехать на поклон в Вашингтон.
Официальный представитель министерства обороны Юрий Борисов заявил, что «Сухой» надеется привлечь иностранное финансирование и планирует экспортировать более трехсот самолетов Checkmate в течение следующих пятнадцати лет. Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов заверил, что самолет купят и российские военные. Кроме того, он заявил — весьма сомнительно — новый самолет будет стоить 25-30 миллионов долларов за штуку, что не только втрое дешевле F-35A, но и обычного (не невидимки) Су-35С российского производства.
Если Checkmate получит государственное финансирование, — а это опять же не гарантировано, — свой первый полет он предположительно совершит в 2023 году. За ним в 2024-2025 годах последует прототип самолета, а в 2026-2027 годах разработка завершится и начнется серийное производство. Этот сверхбыстрый график весьма оптимистичен, учитывая, что для ввода в строй истребителей-невидимок Су-57 и F-35 потребовалось более двух десятилетий.
Однако сила проекта вполне может довести Checkmate до ума, поэтому давайте рассмотрим конкретно, что предлагается.
Летные характеристики
По всей видимости, Checkmate будет оснащаться турбовентиляторным двигателем с управляемым вектором тяги АФ-41Ф. Теоретически он позволит самолету достичь потолка в 16,500 метров и максимальной скорости 1,8 Мах — наравне с большинством современных истребителей без малозаметности. Сообщается, что планер выдержит нагрузку, в восемь раз превосходящую силу тяжести (большинство современных истребителей выдерживают девять G), и может быстро ускоряться и маневрировать благодаря соотношению тяги к массе выше 1. Предполагается, что он сможет поддерживать непрерывный сверхзвуковой полет, хотя сверхзвуковой крейсерский полет без форсажных камер пока не заявлялся.
Любопытно, что некоторые источники утверждают, что скорость составляет 1,53 Мах (1 900 км/ч). Возможно, более высокие цифры предполагают использование усовершенствованного варианта АЛ-41Ф — но «изделие 30» пока в разработке.
Самолет будет иметь хорошую максимальную грузоподъемность 8,1 тонны, максимальную дальность полета 3 000 километров и боевой радиус 1 500 — 1 900 километров. Это необычно далеко для легкого истребителя, к тому же его можно будет расширить благодаря дозаправке в воздухе через выдвижную штангу.
Благодаря своему двигателю с вектором тяги всепогодный истребитель Checkmate сможет взлетать и приземляться с коротких взлетно-посадочных полос, будет иметь низкие эксплуатационные расходы. Нетребовательный к техническому обслуживанию, он сможет работать без специальной наземной инфраструктуры.
Еще «Сухой» хвастает модульной архитектурой самолета, которая облегчит разработку двухместной модели (которая идеально подходит для тренировок и штурмовых атак), палубного варианта с усиленным шасси, экспортных моделей, адаптированных под клиента, и варианта боевого беспилотника для внутренних закупок.
Оружие
Checkmate будет совместим с широким спектром управляемого вооружения, уже интегрированного в Су-57. Следует упомянуть экспортные варианты ракет Р-74 малой дальности и ракеты дальнего действия Р-77-1 и Р-37М, противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и Х-59МК, противорадиолокационные ракеты Х-58УШКЭЮ, «Гром», ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31ПД и Х-38, бомбы лазерного наведения КАБ-250 и бомбы спутникового наведения К08БЕ и К029БЕ.
Еще он может нести неуправляемые бомбы и ракетные блоки С-8 и С-13, а в одном из боковых отсеков вооружения может быть установлена пушка.
Датчики и авионика
Помимо обычного инфракрасного датчика поиска и слежения (IRST) Checkmate, как сообщается, будет иметь помехоустойчивый радар с активным электронным сканированием (AESA), который сможет вести шесть воздушных или две наземных цели одновременно. Радар и система поиска и слежения будут интегрированы с дополнительными датчиками, образуя массив пассивных многодиапазонных датчиков, который будет работать в тандеме с оборонительной/наступательной системой радиоэлектронной борьбы.
На сегодняшний день радары с фазированной антенной решеткой считаются золотым стандартом, но у России трудности с их внедрением в истребители. Радар Checkmate может быть ограничен в апертуре из-за узкого носового обтекателя, и, кроме того, в презентации не упоминается малая вероятность перехвата противником (повышенная скрытность работы).
Приборное оборудование кабины Checkmate похоже на Су-57, хотя отдельные дисплеи были объединены в один большой жидкокристаллический дисплей. В Ростехе подчеркнули, что искусственный интеллект облегчит нагрузку на пилотов за счет выполнения самодиагностики перед взлетом и функций второго пилота во время боя. Новый самолет также сможет служить центром управления несколькими боевыми дронами, как это запланировано для Су-57.
Ради упрощения техобслуживания, Checkmate будет пользоваться автоматизированной системой материально-технического обеспечения «Матрешка», которая может планировать профилактическое обслуживание, а также вспомогательной силовой установкой, которая позволяет активировать системы самолета без включения двигателя. Еще Ростех сулит достойное послепродажное обслуживание и низкую стоимость техобслуживания, — это попытка разрушить дурную репутацию российских производителей в этой сфере.
Незаметность
Особенно потенциальных покупателей заинтересует, насколько малозаметным будет Checkmate. Пока что никаких количественных оценок не дается. Но сегодня даже самолеты без функции малозаметности — например, Boeing F/A-18 E/F Super Hornet и Eurofighter Typhoon — могут похвастаться значительно уменьшенным радиолокационным поперечным сечением от 1,5 до 0,5 квадратных метров, поэтому Checkmate должен их существенно превзойти, чтобы по праву считаться малозаметным.
Геометрия Checkmate явно задумана с тем, чтобы свести к минимуму радиолокационную отражающую способность — об этом говорит нижняя передняя часть фюзеляжа («острые» утонченные края) и наклонные рули направления и хвостовые стабилизаторы вроде тех, что использовались в прототипе истребителя-невидимки YF-23 Black Widow («Черная вдова») от «Нортроп». Его более незаметные, но и более сложные поверхности управления, в отличие от традиционных горизонтальных и вертикальных стабилизаторов, требуют более активного вмешательства бортового компьютера.
Интригует и подфюзеляжный воздухозаборник. Обычно лопасти турбовентиляторного двигателя обладают высокой отражающей способностью, но «Сухой» может сделать ставку на безотводный воздухозаборник вроде того, что используется на F-35, чтобы скрыть вентиляторы.
Как и любой настоящий самолет-невидимка, Checkmate имеет внутренние отсеки для оружия. Два установленных на воздухозаборниках боковых отсека смогут запускать ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности, в то время как более крупные боеприпасы разместятся в подфюзеляжном отсеке, с максимальной загрузкой в пять размещаемых ракет класса «воздух-воздух».
Но о скрытности Checkmate нельзя судить только по внешнему виду, потому что малая радиолокационная заметность зависит не только от геометрии планера, а от композитов и радиопоглощающих материалов (RAM) и тонкости производства. Например, на изображениях крупным планом не видно винтов и соединений не заподлицо, необходимых для значительного уменьшения поперечного сечения.
Взлетит ли Checkmate?
Чтобы стать реальностью разработка по-прежнему требует государственного финансирования из России и/или из-за рубежа — а это далеко не гарантировано, учитывая, что российские военные явно предпочитают более тяжелые истребители. Учтите: Москва заказывала лишь символические количества нового легкого самолета МиГ-35, распугивая экспортных клиентов, о которых пока не сообщается.
Даже с учетом государственных денег опыт разработки Су-57 (и американских самолетов-невидимок тоже!) показывает, что Checkmate едва ли будет разрабатываться столь же быстро и дешево, а производиться в таких объемах, как утверждалось первоначально. А из-за высокой загрузки существующих производственных линий Су-35, Су-57 и Су-34М, Checkmate, вероятно, потребует оснащения отдельной производственной линии — а это дополнительные расходы.
Тем не менее «Сухой» считает, что сможет сэкономить время и деньги, используя технологии, разработанные для истребителей Су-35С и Су-57, и рассчитывает (как и планировщики ВВС США), что новые технологии компьютерного проектирования резко сократят время разработки.
Если новый истребитель Checkmate сможет достичь заявленных параметров — в частности, дальности действия, низкой стоимости и низкой наблюдаемости — он будет коммерчески привлекательным, даже если его цена окажется выше обещанной.
Но хотя упор Ростеха на страны, которые лишены доступа к F-35 или не могут себе его позволить экономически, кажется разумной стратегией, следует учитывать, что за эту нишу уже конкурирует китайский легкий экспортно-ориентированный малотоннажный истребитель Shenyang FC-31, построенный в частном порядке фирмой, менее стесненной в средствах, хотя заказов еще не получил. А к концу 2020-х годов могут появиться конкуренты, включая более тяжелые Су-57Е и малозаметные самолеты эконом-класса, разработанные Индией, Южной Кореей и Турцией и не обремененные санкциями Вашингтона в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки (CAATSA).
Пока что наблюдателям стоит подождать и посмотреть, получит ли Checkmate государственное финансирование и станет ли чем-то большим, чем просто классной разработкой с эффектной маркетинговой кампанией.
Себастьен Роблен — магистр конфликтологии Джорджтаунского университета, бывший преподаватель Корпуса мира в Китае. Работал в сфере образования и издательском деле, а также занимался расселением беженцев во Франции и США

Подпишитесь на нас Вконтакте


581

Похожие новости
27 июля 2021, 17:20
01 августа 2021, 09:20
28 июля 2021, 12:20
30 июля 2021, 11:40
29 июля 2021, 09:00
28 июля 2021, 08:20

Новости партнеров