Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Танк-электротральщик «218»

В середине тридцатых годов советские танкостроители занялись проблемой навесного оборудования для борьбы с минами. Были разработаны, испытаны и оценены навесные тралы каткового, нажимного и бойкового типа. Кроме того, предлагались и иные конструкции, в том числе использовавшие самые необычные способы воздействия на цель. Так, в проекте т.н. танка-электротральщика «218» предусматривалось уничтожение мин при помощи электромагнитных волн, воздействующих на взрыватель.

Вместе с другими предприятиями тематику борьбы с минами изучал Ленинградский Кировский завод. В 1940 году его сотрудники А.В. Сердюков и Н.А. Карпинский предложили совершенно новый способ преодоления минно-взрывных заграждений. Серийный танк типа КВ-2 предлагалось оснастить специальным электрическим оборудованием и излучателями электромагнитных волн высокой мощности. Последние должны были воздействовать на электрические взрыватели мин противника и провоцировать их срабатывание на безопасном расстоянии от бронемашины.


Танк КВ-2 - основа для проекта "218". Фото Wikimedia Commons



Концепция, получившая рабочее обозначение «танк-электротральщик», заинтересовала конструкторов, и в начале 1940 года стартовал очередной проект. Разработкой перспективного образца занялось СКБ-2 ЛКЗ во главе с Ж.Я. Котиным. Ведущую роль в проекте играл сам Кировский завод, тогда как некоторые узлы и агрегаты пришлось заказать у смежников. Электротехническая часть проекта возлагалась на ленинградские завод №211 и предприятие «Электросила».

Перед разработкой полноценного проекта было решено изготовить и испытать экспериментальный образец на доступном шасси. Весной 1940 года Ленинградский Кировский завод совместно с «Электросилой» и заводом №211 начали переоборудование серийного танка Т-28, в ходе которого он получил специальную аппаратуру новых типов. В ходе перестройки танк лишился основной башни, вместо которой смонтировали бронированный короб с электросиловым оборудованием. Внутри машины установили генератор УВЧ-излучения. На лбу корпуса появилась простейшая антенна высотой 1,5 м.

Опытный образец на базе Т-28 прошел полигонные испытания и показал приемлемые характеристики. Новое оборудование полноценно решало поставленные задачи. Пара динамомашин и генератор излучения создавали требуемое электромагнитное поле, провоцировавшее подрыв мин на некоторой дистанции от себя. При этом танк-электротральщик мог взрывать мины условного противника в движении на требуемых скоростях.

По результатам испытаний опытного танка на основе тяжелого Т-28 идея получила одобрение и была принята к полноценной реализации. Новый проект СКБ-2 получил рабочее обозначение «218». Также в некоторых источниках встречается иное его написание – «Объект 218». Любопытно, что такое же обозначение через несколько десятилетий получил проект основного танка, теперь известного как Т-80. Впрочем, перепутать «одноименные» образцы бронетехники из разных эпох крайне сложно.


Средний танк Т-28 - подобная машина использовалась для строительства первого опытного образца. Фото Wikimedia Commons


В качестве основы для полноценного электротральщика, пригодного для серийного производства и поставок в войска, теперь был выбран тяжелый танк КВ-2. Он отличался большими габаритами и значительным внутренним объемом, что позволяло оснастить его требуемым электрическим оборудованием. Кроме того, эта машина имела мощную бронезащиту, что позволяло ей без проблем работать на переднем крае и проделывать проходы в минных полях. В соответствии с проектом «218», готовый танк должен был лишиться некоторых агрегатов, а также получить набор совершенно новых приборов. Состав специального оснащения новой машины, в целом, соответствовал комплектации опытного Т-28.

«Объект 218» сохранял штатный бронекорпус серийного КВ-2, однако его внутренние объемы теперь использовались иначе. Корпус сваривался из броневых листов толщиной до 75 мм с противоснарядной защитой со всех ракурсов. Лобовая часть корпуса состояла из нескольких наклонных листов, размещенных с рациональными углами наклона. Предусматривались вертикальные борта и корма сравнительно сложной формы. Наименьший уровень защиты обеспечивали горизонтальные крыша и днище с толщиной до 40 мм.

В новом проекте КВ-2 должен был сохранить характерную крупногабаритную башню с защитой, эквивалентной бронированию корпуса. Все основные детали башни по проекту имели толщину 75 мм, маска орудия – 110 мм. Танк-электротральщик должен был получить серийную башню, оснащение которой, однако, изменялось.

Компоновка внутренних объемов корпуса была изменена в соответствии с новыми задачами. В передней части корпуса сохранили отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В центре, под погоном башни, предлагалось поместить дополнительный кожух с генераторной установкой. Кормовой отсек по-прежнему отдавался под силовую установку и трансмиссию. Кардинальная переработка внутренних объемов башни не требовалась. В то же время, изменилось размещение некоторых устройств.


Схема танка "218". Непосредственно за водителем располагается блок электрооборудования. Рисунок Army.lv


В корме «Объекта 218», как и ранее, должен был располагаться дизельный двигатель В-2К мощностью 500 л.с., связанный с механической трансмиссией. Переработка этих агрегатов в новом проекте не предусматривалась. Через многодисковый главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач, бортовые фрикционы и редукторы крутящий момент выдавался на кормовые ведущие колеса.

Так же сохранялась и штатная ходовая часть с шестью опорными катками на каждый борт. Катки должны были получать индивидуальную торсионную подвеску с ограничителями хода балансиров. В передней части корпуса находились направляющие колеса, в корме – ведущие. Верхняя ветвь гусеницы должна была лежать на поддерживающих роликах.

В боевом отделении корпуса танка «218» планировалось установить новые электрические приборы. Внутри достаточно крупного кожуха помещались двигатель и пара генераторов. Было решено использовать автомобильный карбюраторный двигатель марки ЗИС. При помощи механической передачи он осуществлял привод двух динамомашин постоянного тока. Высоковольтный генератор показывал мощность 28 кВт, низковольтный – 7,5 кВт. В кожухе электросилового оборудования предусматривались средства охлаждения. Выхлопные газы двигателя через отдельный патрубок выводились в коллектор основного двигателя.

В передней части корпуса помещался ламповый генератор ультравысокой частоты. Получая электроэнергию от двух динамомашин, он должен был выдавать излучение с требуемыми параметрами, способное инициировать подрыв мин. Для передачи таких радиосигналов предлагалось использовать антенны, установленные на лобовой части корпуса. Также в распоряжении экипажа имелся пульт управления электросиловым оборудованием и генератором излучения.


Схема танкового шасси, вид сверху. Видно расположение электрооборудования. Рисунок Army.lv


Новый танк-электротральщик относился к категории инженерной техники, и потому получил еще одну характерную возможность. На задней части бортов и надгусеничных полок предлагалось устанавливать крепления для сбрасываемых подрывных зарядов. Боеприпасы массой до 1 т можно было доставить к цели, сбросить, а затем – удалившись на безопасное расстояние – произвести дистанционный подрыв.

Наличие крупных специальных агрегатов внутри броневого корпуса не позволяло сохранить штатное вооружение, включавшее 152-мм гаубицу. Специальный «Объект 218» для самозащиты должен был нести 45-мм танковую пушку 20-К. При этом предлагалось сохранить характерную маску орудия, а также использовать специальный маскировочный кожух, имитирующий ствол гаубицы серийного тяжелого танка. В доступных объемах можно было разместить боекомплект из 80 снарядов.

Танк «218» мог сохранить два пулемета ДТ из трех, использовавшихся на базовом КВ-2. Один из них помещался на орудийной установке, второй – в кормовом листе башни. От курсового пулемета в корпусе пришлось отказаться. Общий боекомплект двух пулеметов – более 2000 патронов в нескольких десятках магазинов.

Имеются сведения о разработке второго варианта боевого отделения. В этом случае предлагалось использовать купол, максимально похожий на башню танка КВ-1. В ней можно было разместить 45-мм пушку и пулеметы, а также часть боекомплекта для них.


Блок электрического оборудования, вид сверху. Рисунок "Отечественные бронированные машины. XX век"


Экипаж специальной машины сократили до четырех человек. В передней части корпуса находился механик-водитель, а три других места размещались в боевом отделении, на уровне погона либо над ним. Люки и средства наблюдения могли остаться прежними. В распоряжении экипажа оставались радиостанция КРСТБ и переговорное устройство ТПУ-4.

Несмотря на появление новых устройств и агрегатов, танк-электротральщик по своим размерам и массе не должен был отличаться от базовой машины. Его длина, по расчетам, не превышала 7 м, ширина – 3,3 м, высота – 3,25 м. Боевая масса – прежние 52 т. Ходовые характеристики так же должны были остаться на прежнем уровне.

Боевое применение электротральщика не отличалось особой сложностью и виделось следующим образом. Машина должна была выходить на минное поле, включать электрооборудование с генератором излучения и начинать движение со скоростью не более 10-15 км/ч. Электромагнитное поле, образуемое бортовой аппаратурой, должно было воздействовать на электрические взрыватели мин и провоцировать их срабатывание. Подрыв боеприпасов, по расчетам, мог происходить на дистанции 4-6 м от танка. Работа излучателя позволяла расчистить от мин с электрическими взрывателями полосу шириной в несколько метров, достаточную для прохода бронетехники и пехоты.

В зависимости от текущей обстановки и поставленных задач, «Объект 218» мог использовать и более привычное оружие. Для борьбы с бронетехникой и пехотой у него имелись пушка и пулеметы, а укрепления и иные цели можно было уничтожать при помощи сбрасываемых подрывных зарядов. Для подрыва таких боеприпасов использовались средства дистанционного управления, снижавшие риски для танкистов.


Новая компоновка боевого отделения, связанная с наличием крупного кожуха внутри корпуса. Рисунок "Отечественные бронированные машины. XX век"


Также танк-электротральщик «218» мог найти применение за пределами поля боя. При помощи электромагнитного излучения сниженной мощности предлагалось обогревать личный состав, находящийся рядом с машиной. На достижение комфортных условий на воздухе могло уходить не более нескольких минут.

Весной 1941 года Ленинградский Кировский завод завершил разработку нового проекта. В апреле в одном из цехов предприятия стартовала сборка деревянного макета будущего танка «218». Известно, что это изделие было построено и, вероятно, показано потенциальному заказчику.

После этого история интереснейшего проекта завершается. По известным данным, не позднее конца весны 1941 года работы по проекту танка-электротральщика «218» были остановлены. К этому времени реальными результатами работы были только опытный образец на базе серийного Т-28 и деревянный макет перестроенного КВ-2. Сборка полноценного прототипа на базе КВ-2, насколько известно, не начиналась.

Точные причины отказа от «Объекта 218» неизвестны, но доступные сведения позволяют сделать некоторые предположения. Нетрудно заметить, что предложенный танк-электротральщик – несмотря на уникальные для того времени возможности – имел ряд проблем производственного и эксплуатационного характера. Кроме того, его реальные возможности на поле боя могли приводить к специфическим проблемам.


Принцип действия танка-электротральщика. Рисунок Army.lv


Прежде всего, танк «218» отличался излишней сложностью. И без того не самый простой и дешевый КВ-2 следовало оснащать дополнительной электрической и электронной аппаратурой, что приводило к заметному усложнению и удорожанию техники. Массовое производство электротральщиков, способное положительно повлиять на состояние сухопутных войск, оказывалось слишком дорогим и било по выпуску стандартных танков.

Испытания показали, что движущийся танк с радиоэлектронной аппаратурой способен дистанционно подрывать мины с электрическим взрывателем. Однако в 1940-41 годах боеприпасы такого рода не имели особого распространения. Более распространенные мины с взрывателями на основе различных механизмов или пиротехнических составов фактически не боялись электромагнитных волн. Поэтому они должны были срабатывать не перед электротральщиком, а под ним. Эту проблему, однако, можно было решить путем оснащения специального танка тралом существующей конструкции.

Проект перспективного инженерного танка «218» представлял определенный интерес с инженерной точки зрения, а также позволил проработать необычный способ борьбы с минно-взрывными заграждениями. При этом подобная машина в то время вряд ли могла бы найти место в сухопутных войсках. Предложенный танк-электротральщик, имея ограниченные преимущества, не был лишен самых серьезных недостатков. В связи с этим весной 1941 года работы по проекту свернули. К идее борьбы с минами при помощи электромагнитного излучения вернулись только через несколько десятилетий – после появления массовых мин с электрическими и электронными взрывателями.

По материалам:
http://arsenal-info.ru/
http://army.lv/
http://русская-сила.рф/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941.
Автор: Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

151

Похожие новости
20 июня 2018, 08:20
19 июня 2018, 10:40
19 июня 2018, 15:40
20 июня 2018, 08:20
19 июня 2018, 18:40
19 июня 2018, 15:40

Новости партнеров