Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Такой странный штурмовик

Штурмовик. Понятно, что у 90% обывателей сразу возникает в голове Ил-2. Действительно, больше ни один самолет мира не может олицетворять и символизировать то, что заложено в термин «штурмовик».




Но сегодня я хотел бы порассуждать о вещах вроде бы штурмовых, но не совсем.

В наше время появляется много публикаций разного плана, и довольно удачных, и не совсем. Это все весьма хорошо, поскольку, пока есть у людей интерес к теме авиации, авторы будут работать, что пойдет исключительно на пользу.

Если почитать многих авторов (да простит мне «Яндекс.Дзен», тиражирующий полнейшую чепуху), то может сложиться мнение, что почти все армии мира во Второй мировой имели на вооружение штурмовики и применяли их на поле боя.

Категорически не согласен с таким подходом, и в связи с этим хотел бы предложить посмотреть на штурмовик с несколько иного ракурса.

Естественно, основным примером для рассмотрения будет служить Ил-2. Было бы странно выкатывать из исторического ангара кого-то еще.

Итак, начнем с того, какие задачи стояли перед штурмовиком. Да, именно перед Ил-2, раз уж это у нас классический штурмовик, занявший свое достойнейшее место в истории.



Естественно, это штурмовка переднего края обороны противника. И для этого у Ила был целый арсенал:
а) реактивные снаряды;
б) бомбы;
в) 23-мм снаряды пушек ВЯ;
г) 7,62-мм пули ШКАСов.

Да, здесь ШКАС был весьма и весьма уместен. Это по бронированной цели он совершенно ни о чем, а вот по пехоте, грузовикам, вагонам, паровозам – да только вперед!

Совершенно спокойно Ил-2 работал и по легкобронированной технике, и даже по кораблям. Не по крейсерам, понятно, а вот подводным лодкам и катерам лучше было под стволы не попадаться.


По мемуарам летчиков, принцип работы на Ил-2 был такой: прилетали к цели, разгоняли (зачастую с помощью истребителей) расчеты ПВО, чтобы не мешались, затем начинали работать. Первый удар – РС, второй – бомбы (или наоборот, не важно), третий заход – кто не спрятался, получал из стволов.

Понимаете, к чему я клоню? Все правильно, минимум 3 (ТРИ) захода над целью. А бывало (по мемуарам) и больше. Если цель оказывалась упрямой.

В итоге налицо у нас самолеты, которые вкруговую заходят на позиции или на объект в очень некрасивых условиях, ибо все, что может стрелять (в смысле, оружие, хозяева которого не струсили), будет стрелять. От всей немецкой души будет. Более того, уверенно можно сказать, что немцы «обожали» Ил-2 – да наизнанку выворачивались, лишь бы сбить.

А у летчиков-истребителей люфтваффе так и вообще почетно было «горбатого» завалить. Вот только не всем удавалось, мегаасы типа Хартманна предпочитали цели попроще.

В общем, все, что может стрелять, будет стрелять. Пулеметы (и кто сказал, что счетверенный МГ-42 – это приятно), МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия, а у немцев это 20, 30 и 37 мм), все будет стрелять. Пожалуй, только зенитки крупного калибра здесь не в теме, поскольку Ил-2 летает низко. Но и того, что имелось, хватало с лихвой.

Броня. Да, была. Бронекороб – это довольно прочно. Да, от снарядов 20-мм и выше броня не спасала, но надо было еще попасть. 13-мм пулемет представляется мне более смертоносной штуковиной для штурмовика, поскольку более скорострельный и ленточное боепитание, а не обоймы. Больше шанс попасть. Хорошо, что крупнокалиберный пулемет в вермахте – явление весьма редкое.

В целом что на выходе? На выходе у нас машина, более защищенная от огня спереди. Что логично, пусть и не совсем. Не стану вдаваться в подробности и аспекты бронирования сзади, там сразу много всего вылезает, и к теме сегодняшней не совсем относится.

Итого: штурмовик – это бронированная (в первую очередь от огня с земли) машина, которая в состоянии долететь до цели, а затем сделать несколько заходов для поражения ее (цели) всеми имеющимися в распоряжении средствами.

Вроде бы логично.

И Ил-2, что бы там ни городили противники, коих сейчас сотни, готовых Ильюшина с того света достать и научить самолеты строить, этим условиям отвечал.



К чему я все это? А вот к чему.

Десятки (если не сотни) современных исследователей и публицистов в Интернете сегодня говорят, ссылаясь на различные документы, о том, что в 1941-1942 годах самолеты «старых» типов массово переделывались в штурмовики.

Действительно, стенограммы заседаний сохранили до наших дней такое предложение наркома авиапрома А. И. Шахурина (причем первое такое предложение было сделано аж в марте 1940 года, а последнее в декабре), в котором он предлагал утвердить программу переоборудования устаревших истребителей в штурмовики.

В третьем квартале (июль-август) 1940 года согласно плану подлежало переоборудованию 20% самолетов каждого типа, в четвертом квартале — 35%, и в первом квартале 41 года — 45% самолетов.

Переоборудованию подлежали самолеты ДИ-6, И-15, И-15бис, И-16 первых серий и Р-10.

В 1940 году план не утвердили, зато в 1941 к нему вернулись, чтобы хоть как-то компенсировать потери первых месяцев войны.

После начала Великой Отечественной войны в список самолетов, подлежащих переделке, попали И-153 и (в 1942 году) ЛаГГ-3. Последний, естественно, не потому, что внезапно устарел, а по совсем другой причине. Но о ЛаГГ-3 будет совершенно отдельный разговор.

Давайте теперь посмотрим, что подразумевалось под «переоборудованием в штурмовик».

С учетом того, что, согласно плану Шахурина, переоборудованием самолетов должны были заниматься рембазы авиаполков и дивизий, сразу становится понятно: максимум, что можно сделать руками техсостава рембаз, – это установить внешние бомбодержатели и направляющие для реактивных снарядов.

Естественно, об установке бомбовых прицелов речь даже не велась, собственно, и на Ил-2 фактически без них обходились.

И что получается на выходе?

А на выходе у нас нет никаких штурмовиков. Есть истребители, оснащенные согласно американской концепции «ударный самолет». То есть все тот же принцип «бей-беги». Да, все перечисленные выше самолеты являлись чем угодно, но не штурмовиками.

Как мы выяснили, штурмовик – это самолет, который может хоть что-то противопоставить средствам ПВО. Вся броня, которой обладали старые бипланы и И-16 – это всего-навсего бронеспинка у летчика. Ну, можно было прикрываться двигателем воздушного охлаждения при удачном стечении обстоятельств.

И конечно, И-15, И-16 никоим образом не могли реально штурмовать объекты, прикрытые хоть каким-то ПВО. Если И-16 мог выдержать пару попаданий 20-мм снарядов, то И-15 и его производные на это не годились совершенно.


И-15



И-15бис



И-153


Так что все, на что были годны эти машины, – выполнение роли ударного самолета. Подлетел к линии фронта, нанес ОДИН удар всем, что есть, и на этом все. Надо обратно, пока не подтянулись истребители противника и не проснулась ПВО. Иначе…

Впрочем, даже при таком использовании все, что было старого и устаревшего в ВВС РККА, так и закончило жизнь. У ударного самолета она просто не могла быть долгой. Просто потому, что это в первую очередь был истребитель, который должен был обеспечить свою живучесть не за счет брони, а за счет скорости и маневра.

А учитывая превосходство в воздухе люфтваффе, да еще и оснащенность вермахта средствами ПВО, наверное, не стоит говорить, что жизнь ударных самолетов и их пилотов была очень короткой. Слишком много врагов (истребители, ПВО, МЗА), слишком мало возможности для выполнения задачи нанести урон врагу и выжить.

Между тем нельзя сказать, что у других участников войны дело обстояло лучше. Американцы, британцы, японцы и итальянцы пытались создать самолет для штурмовки, но, увы, успеха не достигли. Было создано множество проектов, часть из которых пошла в серию, но все это были именно ударные самолеты.

Ярчайший пример – North American А36. Первоначально – «Апач», в итоге – «Инвейдер».



По сути же это «Мустанг», из которого сделали штурмовик. Точнее, попытались сделать. Самолеты этой модификации отличались более мощными двигателями V-1710-87 в 1325 л.с. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов: четыре размещались в крыле, два — синхронных. Позже на фронте синхронные пулеметы зачастую снимали, и без них огневая мощь считалась достаточной.

Под крыльями смонтировали бомбодержатели, рассчитанные на бомбы калибром до 500 фунтов (227 кг). Две бомбы.

Но в отличие от других, «Инвейдер» был оборудован тормозными щитками для пикирования!

Аэродинамические тормоза в виде пластин с прорезями выпускались тросовым механизмом при входе самолета в пикирование, устанавливаясь перпендикулярно поверхности крыла. В обычном же полете они укладывались заподлицо в выемки крыла.

Но вот проблема (нашим бы ее): изначально «Мустанг» обладал отличной аэродинамикой. Соответственно, на пикировании он разгонялся чрезвычайно быстро. Логично, это же был истребитель! Но что хорошо для истребителя, то печально для бомбардировщика или штурмовика. У пилота просто не хватало времени на прицеливание.

Так что полноценным штурмовиком «Инвейдер» не стал. Как и многие подобные переделки.

Единственным самолет, который, кроме Ил-2, может соответствовать нарисованным мною канонам, это немецкий Hs-129. Наверное, это самый недооцененный самолет люфтваффе. Если бы «Хеншель-129» получил нормальные моторы, а не убогие французские трофейные слабосильные «Гномы», трудно сказать, как бы сложилась судьба этой перспективной (на момент создания) машины. Ну, и второй член экипажа не помешал бы с пулеметом.



По крайней мере, 129-й нормально мог использоваться как штурмовик, благо бронирование и огневая мощь позволяли это делать. И немцы, и румыны использовали его именно так, не как заявленный «истребитель танков», а как штурмовик.

Вывод, конечно, более чем странный получается. Оказывается, если так посмотреть, то во всей Второй мировой войне участвующие стороны применяли всего три (Ил-2, Ил-10, Hs-129) реальных штурмовика. Самолета, способных наносить удары в условиях противодействиям малокалиберной зенитной артиллерии, стрелкового оружия и истребителей противника.



Остальное можно называть как угодно: ударные самолеты, легкие бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, но не штурмовики точно. Возможно, так более правильно и справедливо.

И это, кстати, ничем не умаляет заслуг и боевых подвигов тех, кто садился в кабины И-15, И-15бис, И-16, И-153 и летел к линии фронта чтобы нанести урон противнику. Наоборот, их подвиг более ценен, поскольку каждым своим полетом на древних бипланах наши летчики приближали тот момент, когда на смену деревянным истребителям с подвешенными под крылом 25- или 50-килограммовыми бомбочками придет машина разрушения и убийства.



Настоящий, с моей точки зрения, штурмовик.
Роман Скоморохов

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

324

Похожие новости
23 апреля 2019, 06:20
24 апреля 2019, 06:40
23 апреля 2019, 19:40
23 апреля 2019, 06:20
23 апреля 2019, 20:20
22 апреля 2019, 20:00

Новости партнеров