Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Сверхмалые субмарины для боевых пловцов Mark 8 Mod 1


В реалиях сегодняшнего дня боевые пловцы и морской спецназ являются настоящей элитой вооруженных сил. На оснащение и экипировку таких частей тратятся большие денежные суммы и технические ресурсы. Специально для них разрабатываются необычные образцы вооружений, как например российский двухсредный стрелково-гранатометный комплекс АДС, и специальные транспортные средства, которыми являются сверхмалые субмарины. Одной из наиболее известных американских разработок в этой области является сверхмалая подлодка-транспортировщик для боевых пловцов SDV Mark 8 Mod 1.

Небольшой экскурс в историю сверхмалых подлодок


Как и многие образцы вооружений и военной техники, сверхмалые подлодки для боевых пловцов ведут свою историю от Второй мировой войны. Именно во время войны состоялся дебют итальянских и японских миниатюрных субмарин. Две этих страны больше других продвинулись в области создания необычного морского оружия. В Италии были созданные сверхмалые подводные лодки серий CB и CA, которые оснащались торпедным вооружением и могли высаживать боевых пловцов, а также небольшие человеко-торпеды или управляемые торпеды SLC, получившие название «Майяле». За годы войны итальянцы успели выпустить 80 подобных управляемых торпед. А созданные ими миниатюрные субмарины активно использовались на Черном море и даже записали на свой счет несколько побед, известно как минимум два случая потоплении ими советских подводных лодок.



Япония также преуспела в области создания сверхмалых субмарин, что неудивительно, учитывая морскую направленность развития вооруженных сил данной страны. Как и у Италии, у японского императорского флота имелись на вооружении различные модели миниатюрных подводных лодок, а также управляемые человеко-торпеды, при этом в японском варианте это были торпеды «Кайтэн», управляемые пилотом смертником. В ходе боевых действий они показали себя очень неэффективным оружием.


Итальянская управляемая торпеда «Майяле»

Это же можно сказать о японских мини-субмаринах, которые хотя и активно использовались в диверсиях, так и не смогли нанести противнику серьезного урона. Первый же опыт их применения во время нападения на Перл-Харбор оказался неудачным, своих целей лодки не достигли. Несмотря на не самый успешный боевой дебют в послевоенные годы в разгар холодной войны проекты итальянских и японских инженеров стали подспорьем для разработки новых подводных аппаратов. В первую очередь подводных средств доставки для боевых пловцов и бойцов спецподразделений флота.

Мини-субмарина SDV Mark 8 Mod 1


На сегодняшний день мини-субмарины SDV (SEAL Delivery Vehicle) Mark 8 Mod 1 являются единственными подобными аппаратами, которые используются в ВМС США и Великобритании. В какой-то мере это дальние родственники первых итальянских управляемых торпед времен Второй мировой войны. В США миниатюрными субмаринами пользуются бойцы сил специальных операций ВМС – «Морские котики» (United States Navy SEALs), в Великобритании бойцы Особой лодочной службы (SBS, Special Boat Service) – спецподразделения Королевских ВМС.

Типовыми задачами для подобных аппаратов является проведение скрытых, тайных миссий в зонах с ограниченным доступом. Речь идет о военно-морских базах, портах, районах морского побережья, которые заняты и контролируются противником или военная деятельность вблизи которых нежелательна, так как способна привлечь лишнее внимание и обеспечить политические проблемы и раздражение мирового сообщества. Подобные мини-субмарины могут использоваться для диверсионных операций, позволяя боевым пловцам устанавливать мины на корабли и объекты портовой инфраструктуры, разведки морского дна и его картографирования, разведки и поиска затонувших объектов. Американцы использовали свои SDV во время обеих войн в Ираке. Среди решаемых ими задач была защита морских нефтегазовых терминалов, обезвреживание иракских мин, а также гидрографическая разведка.


SDV Mark 8 Mod 1

SDV Mark 8 Mod 1 используются для транспортировки двух членов экипажа: пилот и второй пилот/штурман, а также команды из четырех боевых пловцов и их снаряжения. При этом оба пилота обычно также входят в состав группы боевых пловцов. Максимальная длина мини-субмарины не превышает 6,4 метра, диаметр – 1,8 метра, водоизмещение – 18 тонн. На борту лодки имеется электродвигатель, который питается от литий-ионных аккумуляторных батарей. Электродвигатель приводит в движение единственный винт. Из-за небольших размеров и движения только за счет электродвигателя при практически полном отсутствии движущихся частей подобные транспорты очень трудно обнаружить при помощи гидролокаторов.

Заряда батарей и мощности электродвигателя достаточно, чтобы разогнать небольшой подводный транспорт до максимальной скорости 6 узлов (примерно 11 км/ч), при этом крейсерская скорость хода составляет 4 узла (примерно 7,5 км/ч). Аппарат в состоянии проработать от 8 до 12 часов и обеспечивает боевой радиус действия примерно в 28-33 км. При этом настоящим ограничением являются не ёмкость батарей аккумуляторов или запасы воздуха для боевых пловцов, а температура окружающей воды. Так как пловцы передвигаются в «мокром» варианте, а сами субмарины являются открытыми, их деятельность ограничена температурой воды. Чем холоднее вода, тем меньше времени даже в самых современных гидрокостюмах бойцы могут провести на борту подобного аппарата. Для выполнения дальних миссий все аппараты SDV могут дополнительно нести на своем борту запасы сжатого воздуха для пополнения баллонов с воздухом или изолирующих дыхательных аппаратов боевых пловцов.

При этом в ВМС США существуют аппараты двух типов: «мокрого», как SDV Mark 8 Mod 1 и «сухого», как Advanced SEAL Delivery System (ASDS). Последний аппарат представляет собой более крупную мини-субмарину водоизмещением порядка 30 тонн. При использовании ASDS бойцы передвигаются в её корпусе, практически как в подводном автобусе.


SDV Mark 8 Mod 1

Все аппараты SDV Mark 8 Mod 1 получили серьезный набор бортовой аппаратуры и электроники. Они оснащены доплеровской инерциальной навигационной системой, высокочастотным гидролокатором, предназначенным для обхода препятствий и морских мин, а также навигации под водой, системой GPS. Обновления в части новых аккумуляторов, материалов, лучшей обтекаемой формы и электроники позволили существенно увеличить возможности аппаратов SDV Mark 8 Mod 1 по сравнению с предшественниками Mod 0. Особенностью данных мини-субмарин для боевых пловцов стал отказ от усиленного пластиком стекловолокна в пользу более традиционного алюминиевого корпуса. Такое решение позволило повысить прочность и вместимость аппаратов, а также обеспечило возможность десантирования с небольшой высоты с борта транспортных вертолетов. Затем на воду спускаются боевые пловцы, которые размещаются на борту SDV и приступают к выполнению своего боевого задания.


Носители мини-субмарин


В качестве носителей мини-субмарин для боевых пловцов выступают подводные лодки, как специально переоборудованные для этих целей подлодки типа «Огайо» и «Лос-Анджелес», так и изначально оснащенные необходимым оборудованием и стыковочными узлами субмарины типов «Вирджиния» и «Сивульф». Помимо этого возможен запуск мини-субмарин с берега или с борта вертолетов и транспортной авиации, простым сбросом в воду в беспилотном варианте. Британцы могут использовать в качестве носителя подобных мини-субмарин атомные подводные лодки типа Astute.


Погрузка аппарата SDV в ангар дока-камеры DDS

В качестве средства транспортировки миниатюрных лодок и боевых пловцов в США были разработаны специальные съемные док-камеры – DDS (Dry Deck Shelter). Они представляют собой небольшие съемные модули-контейнеры, оснащенные шлюзом-ангаром для выхода с субмарины боевых пловцов. В ангаре может разместиться как минимум одно специальное транспортное средство для пловцов SDV, до четырех обыкновенных резиновых лодок и до 20 боевых пловцов, либо другое специальное оборудование. Сама концепция подобных модулей была сформулирована в 1970-е годы. А уже в 1982 году подразделением Electric Boat Division, входящим в состав крупной американской корпорации General Dynamics, была выпущена первая док-камера, получившая индекс DDS-01S

Длина подобного модуля составляет примерно 11,6 метра, диаметр – 2,74 метра, максимальное водоизмещение – около 30 тонн. Док-камера разбита на три герметичных отсека. После переоборудования стратегические подлодки могли взять на борт по два таких модуля, многоцелевые субмарины – по одному модулю. Передний отсек модуля отличается своей сферической формой и представляет собой декомпрессионную камеру. Средний отсек, также имеющий сферическую форму, предназначен для соединения между собой отсеков самой док-камеры и шлюза-переходника, расположенного на корпусе субмарины. Третий отсек самый большой по размерам, в нем расположен ангар для перевозки плавсредств и грузов. Внутри дока-камеры, как и на борту подводной лодки, поддерживается атмосферное давление. При этом модуль можно использовать по прямому назначению на глубинах до 40 метров.


Кораблей передового базирования Сил специальных операций ВМС США «Ocean Trader»

Еще одним носителем мини-субмарин для боевых пловцов является судно специального назначения «Ocean Trader», которое относится к классу кораблей передового базирования Сил специальных операций ВМС США и является на сегодняшний день одним из самых необычных и секретных боевых судов. Американцы переделали для этих целей обыкновенный гражданский ролкер – судно для перевозки грузов на колесной базе. На новый военный корабль могут садиться все вертолеты, имеющиеся в распоряжении ССО ВМС США, включая MH-53E Sea Stallion, а также конвертопланы V-22 Ospreys. Возможно даже базирование на борту боевых ударных вертолетов «Апач». Также на корабле имеется специальная рампа для запуска беспилотных летательных аппаратов, используемых для разведки. Есть на корабле и специальная шлюзовая камера, которая позволяет использовать мини-субмарины SDV Mark 8 Mod 1.
Юферев Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

158

Похожие новости
05 декабря 2019, 06:00
05 декабря 2019, 06:00
06 декабря 2019, 17:40
07 декабря 2019, 07:40
04 декабря 2019, 19:00
06 декабря 2019, 06:40

Новости партнеров