Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Строительство патрульных катеров пр. 03160 «Раптор»


Один из первых катеров пр. 03160. Фото завода "Пелла" / pellaship.ru

Одной из самых интересных кораблестроительных программ последних лет является производство скоростных патрульных катеров пр. 03160 «Раптор». Новый проект появился в начале прошлого десятилетия и вскоре дошел до серии. Уже выполнено два контракта на поставку катеров и ведутся работы по третьему. К настоящему времени военно-морской флот успел получить 14 серийных катеров, еще два поступят на службу в ближайшее время.


Первая серия


Проект 03160 «Раптор» был разработан Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» в начале десятых годов. При его создании учитывался зарубежный и отечественный опыт в сфере скоростных катеров, что привело к желаемым результатам. В 2012-13 гг. на «Пелле» строился головной катер проекта П-274 (заводской номер 701). В августе 2013-го он прошел необходимые испытания.



В конце июня 2014 г. министерство обороны сообщило о заключении договора на поставку новых катеров пр. 03160. Он предусматривал строительство восьми единиц техники с поставкой в 2014 и 2015 гг. – по 4 катера в год. К этому времени катер с заводским номером «702» уже был спущен на воду и готовился к испытаниям. Вскоре завершилось строительство еще нескольких единиц.

По сообщениям прессы, до конца 2014 г. четыре первых катера были спущены на воду и готовились к испытаниям. Необходимые мероприятия продолжались до марта 2015 г. Сначала подписали акт приемки на три катера, а через несколько недель заказчик принял четвертый.


Один из катеров Балтийского флота. Фото Wikimedia Commons

В 2015 г. строительство продолжилось. Осенью четыре новых катера были спущены на воду и вышли на испытания. Два «Раптора» завершили испытания и были переданы заказчику в конце ноября. Еще два сдали через месяц – «под елку». На этом выполнение первого заказа завершилось.

Катера с заводскими номерами от «701» до «708» были распределены между несколькими соединениями. П-280 «Юнармеец Балтики», П-281 и П-344 служат в составе Балтийского флота. Катера П-274, П-275, П-276, П-838, П-845 вошли в состав Черноморского. Следует отметить, что катер П-344 (з/н 706) строился в варианте катера связи. С момента поступления на службу он базируется в Москве и стоит у дебаркадера Национального центра управления обороной.

Второй заказ


В мае 2016 г. появился новый заказ. На этот раз Минобороны желало получить шесть катеров «Раптор» до конца 2018 г. Завод «Пелла» вновь успешно справился с поставленной задачей, и ВМФ своевременно получил требуемую технику.

Первыми в новой серии стали катера П-415 «Георгий Потехин» и П-425, спущенные на воду в декабре 2016 г. После необходимых испытаний они были приняты заказчиком в мае 2017-го. Так же в конце 2016 г. состоялся спуск катера П-413. Вместе с П-345 (достроен в мае 2017 г.) он был сдан следующей осенью. В августе 2017-го спустили на воду катер П-437. В апреле 2018-го на испытания вышел П-434. В начале сентября 2018 г. их принял заказчик.


Фото Минобороны РФ / mil.ru

Катера пр. 03160 второго контракта были распределены между тремя оперативно-стратегическими объединениями. П-413, П-345 и П-434 передали морякам-балтийцам. П-415 и П-425 включили в состав Черноморского флота. Катер П-437 стал первой боевой единицей своего типа в составе Каспийской флотилии.

Следующая партия


В настоящее время «Пелла» выполняет уже третий заказ на строительство «Рапторов» для военно-морского флота. Он является самым крупным на данный момент и предусматривает поставку десяти катеров в течение нескольких лет. Первые катера новой серии уже построены и готовятся к испытаниям. Ожидается завершение работ по сборке следующих.

Как сообщает пресс-служба Минобороны, 15 апреля на заводе «Пелла» состоялась торжественная церемония спуска на воду двух катеров с заводскими номерами «715» и «716» – первых в новой серии. Теперь их выведут на испытания, по результатам которых будет подписан акт о приемке. В ходе церемонии представитель командования ВМФ уточнил, что сдача двух катеров запланирована на июнь, им предстоит служить в составе Балтийского флота. Уже начата подготовка экипажей.

Как следует из доступных данных, в настоящее время еще несколько катеров пр. 03160 должны находиться на разных стадиях строительства. В течение нескольких следующих месяцев их спустят на воду, после чего пройдут испытания и состоится передача заказчику.


Катер связи П-344 у Национального центра управления обороной. Фото Wikimedia Commons

Точные сроки завершения серии из 10 катеров пока не назывались. Учитывая опыт судостроителей и объемы заказа, можно предполагать, что последние «Рапторы» третьего контракта поступят на службу не позднее 2022 г. По итогам этого строительства общая численность подобных катеров в составе ВМФ достигнет 24 единиц.



Промежуточные результаты


Строительство всех запланированных и законтрактованных патрульных катеров пр. 03160 «Раптор» еще не завершено, однако ВМФ уже получил достаточное количество такой техники. С ее помощью несколько флотов решают задачи разного рода, в т.ч. специальные.

На данный момент сдано заказчику и введено в эксплуатацию 14 катеров. Буквально через пару месяцев их число вырастет до 16. Почти все поставленные катера, 12 из 14, выполняют функции противодиверсионных и используются соответствующими подразделениями флота. Еще два построены как катера связи и предназначаются для использования командованием флота или вооруженных сил.

Наибольшая группировка «Рапторов» на данный момент сформирована в составе Балтийского флота. Он имеет семь единиц подобной техники в двух вариантах. В Кронштадте базируются пять патрульных катеров и один катер связи П-413. Еще один катер связи, П-344, включен в Балтфлот, но несет службу вдали от его баз, на Москве-реке. В ближайшее время количество катеров пр. 03160 в Кронштадте вновь вырастет.


Новые катера "715" и "716", спущенные на воду 15 апреля. Фото завода "Пелла" / pellaship.ru

Незначительно отстает Черноморский флот. С 2014 по 2018 г. он получил шесть катеров в исходной патрульной конфигурации. Вероятно, запланирована поставка новых катеров из третьей серии. Каспийская флотилия пока располагает всего одним «Раптором», но новые поставки не исключаются.

С июня этого года начнется сдача новой партии в составе 10 катеров. Как именно их распределят между флотами – неизвестно. Возможно, с их помощью усилят Каспийскую флотилию. Также возможна передача катеров Северному и Тихоокеанскому флоту, в составе которых «Рапторы» пока отсутствуют – но имеются противодиверсионные подразделения, заинтересованные в получении такой техники.

Безопасность и другие задачи


В ходе недавней церемонии спуска на воду двух катеров прозвучали слова главкома ВМФ. Адмирал Николай Евменов в своем поздравительном слове, зачитанном на мероприятии, отметил, что командование ВМФ уделяет внимание не только строительству кораблей морской и океанской зоны, но и развитию инфраструктуры базирования. Последняя нуждается в защите, и в этом контексте катера пр. 03160 «Раптор» имеют большое значение.

К настоящему времени «Рапторы» поступили в распоряжение двух флотов и единственной флотилии, что позволило повысить потенциал противодиверсионных сил. В будущем ожидается новое усиление подобных подразделений за счет 10 новых катеров – или большего их количества, если появятся новые заказы. Кроме того, не следует забывать про катера в специальном связном исполнении.

Во всех вариантах современный катер пр. 03160 показывает себя с лучшей стороны. Строительство такой техники продолжается, и за счет этого флот получает удобный многоцелевой инструмент, причем в оговоренные сроки и в необходимом количестве.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

343

Похожие новости
08 августа 2020, 05:40
10 августа 2020, 07:00
10 августа 2020, 05:20
08 августа 2020, 05:40
07 августа 2020, 20:20
07 августа 2020, 07:00

Новости партнеров