Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Стратегическая авиация отменяет границы

Тяжелые бомбардировщики вновь становятся инструментом геополитического давления. Фото РИА Новости
Полеты стратегической авиации наряду с боевыми походами атомных подводных «стратегов» были визитной карточкой противостоящих ядерных триад времен холодной войны. Межконтинентальные баллистические ракеты выполняли свою сдерживающую функцию стационарно, а вот бомбардировщики и подлодки постоянно действовали на переднем крае противостояния. И стратегические бомбардировщики первыми ушли в тень, когда кончилась эпоха биполярного мира, а с ней, как тогда казалось, утратила всякий смысл концепция стратегического сдерживания. Но история повторяется. Стратегические ветераны холодной войны вновь выходят на главные роли в запущенном Западом масштабном представлении «холодная война 2.0».
В рамках активной фазы российско-белорусских учений «Славянское братство-2020» два российских сверхзвуковых стратегических бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 с аэродрома Энгельс совершили специальный полет вдоль границы Белоруссии со странами Североатлантического альянса и вдоль границы с Украиной. Затем шесть дальних сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 совершили полет над территорией республики и выполнили бомбометание по объектам условного противника на полигоне «Ружанский» (Барановичи).
Ранее использование стратегической авиации в ходе российско-белорусских учений считалось излишним, но упорные провокационные действия США и НАТО с использованием «стратегов» привели к зеркальному ответу, что совершенно в логике холодной войны – на каждое действие необходимо противодействие. Так что действия Москвы были всего лишь реакцией на недавние мероприятия Командования глобальных ударов ВВС США. Кстати, официально это Командование сообщило о более чем 200 боевых вылетах, совершенных его самолетами начиная с 2014 года.
США не стесняются
В конце августа отряд из шести бомбардировщиков B-52Н Stratofortress (из состава 5-го бомбардировочного крыла Командования глобальных ударов ВВС США) прибыл из США на авиабазу Фейрфорд в Великобритании. Боевая задача этой стратегической эскадрильи – провоцировать российские силы противовоздушной обороны с украинского направления. «Подобное патрулирование будет носить регулярный характер, поскольку миссия В-52 в небе Украины является элементом давно запланированного размещения шести В-52 на авиабазе Фейрфорд Королевских Военно-воздушных сил Великобритании. Экипажи B-52 должны обеспечить возможность коллективной обороны США, наших партнеров и союзников по НАТО, а также тактические и стратегические возможности по сдерживанию России», – столь откровенно прокомментировала ситуацию пресс-служба Министерства обороны США.
4 сентября три стратегических бомбардировщика B-52H, вылетев с базы Фэйрфорд по северному маршруту над Украиной, прошли вдоль северной границы Крыма, побережья Азовского моря, вошли в воздушное пространство над Херсонской областью, где около полутора часов барражировали между Мелитополем и Геническом, отрабатывая подготовку к пуску крылатых ракет. Очевидно, что целями этих «ракетных ударов» являлись объекты инфраструктуры Южного военного округа (ЮВО). Минимальное приближение бомбардировщиков к государственной границе Российской Федерации составило 30 км. При этом их действия обеспечивали пять самолетов-разведчиков стран НАТО, аппаратура которых позволяет «просвечивать» российскую территорию на глубину до 600 км. Попытки приближения В-52Н к границам своевременно блокировались российскими истребителями
Два американских «стратега» 23 сентября приблизились к российским границам в районе Крыма, вновь пройдя через воздушное пространство Украины. В этот раз их экипажи, как и экипажи сопровождавших их нескольких самолетов-разведчиков, интересовали стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2020», но и о отработке «ракетных ударов», видимо, тоже не забыли.
По словам начальника главного оперативного управления генерал-полковника Сергея Рудского, в 2020 году над Черным морем российские истребители вылетали на сопровождение иностранных самолетов на 21% чаще, чем за тот же период 2019 года.
Весьма показательны были крупномасштабные военные учения НАТО «Союзное небо», где главной ударной силой стали опять-таки бомбардировщики B-52H Stratofortress. Они отрабатывали действия в северных широтах. И в ходе учений «Союзное небо» авиация НАТО отрабатывала ударные действия против российских военных баз и объектов от Калининграда до арктической Новой Земли на севере, до сирийских Хмеймима и Тартуса на юге.
Правил больше нет
Стоит отметить, что с 2007 года (в 1992 году после распада СССР дальнее воздушное патрулирование было прекращено) Дальняя авиация ВВС России регулярно совершает полеты в международном воздушном пространстве – Арктика, Северная Атлантика, Тихий океан (прежде всего район Чукотки–Аляски), Черное и Балтийское моря. 16 сентября два стратегических бомбардировщика Ту-160 поставили рекорд дальности, преодолев с дозаправкой в воздухе за 25 часов более 20 тыс. км.
Но европейское воздушное пространство российские «стратеги» обходили стороной, чтобы не создавать поводов для обострения и без того напряженной обстановки. Однако США и НАТО переформатировали ситуацию. Отныне с их подачи никакие негласные джентльменские соглашения в небе Европы не действуют.
Более того, В-52Н – носители ядерного оружия и на основании специального соглашения «о разделении ядерной ответственности» проводят с ВВС неядерных членов НАТО учения по нанесению авиаударов ядерными боеприпасами. Постоянная прописка В-52Н в Европе наверняка приведет в увеличению количества подобных учений, тем более что США явно намерены уничтожить Договор по стратегическим наступательным вооружениям. Впрочем, в этом случае стоит ожидать массовых демонстраций европейского электората против ядерного оружия, как во времена холодной войны.
Но очевидно также, что все это приведет к общей активизации действий стратегической авиации и России, и США на всех направлениях в традициях холодной войны.
Длинная рука Москвы
В состав Дальней авиации (ДА) российских ВКС входят глубоко модернизированные версии советских машин: турбовинтовые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС, сверхзвуковые Ту-22М3 и Ту-160 «Белые лебеди» (и Ту-160М1). Всего около 60 машин. Все самолеты ДА способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. Все они давно находятся в эксплуатации (последний Т-95 был произведен в 1992 году), но и ресурс у «стратегов» намного выше, чем у истребителей, – до 60 лет. В настоящее время ДА находится на стадии модернизации. До 2023 года Россия должна получить 50 новых Ту-160М2. В перспективе на вооружение ВКС поступят машины нового поколения по программе «Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации» (ПАК ДА) – схема «летающее крыло», гиперзвук и технология «стелс».
Все машины проверены временем и боевым применением. Ту-22М3 действует на тактической глубине, радиус его боевого действия (1,5–2 тыс. км) несколько ниже Ту-95 (6,3 тыс. км) и Ту-160 (7,3 тыс. км). Ту-95МС является единственным турбовинтовым самолетом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Предмет особого беспокойства для коллективного Запада – стратегический бомбардировщик Ту-160, который развивает сверхзвуковую скорость до 2,5 тыс. км/ч, проскакивая любую систему противовоздушной обороны, и способен подыматься на высоту до 22 км, где его не достанет ни один истребитель потенциального противника. Планируется, что боевая эффективность нового Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше, чем у тех, что сейчас в строю. Он станет универсальной машиной Дальней авиации России до серийного поступления ПАК ДА. Поэтому не слишком дальние Ту-95МС планируют начинать снимать с вооружения с 2025 года.
Американские дальнобойщики
После окончания холодной войны боевой состав американской стратегической авиации сократился почти втрое – сейчас это около 150 машин, существенная часть которых не может решать боевые задачи. Теоретически все они способны нести ядерное оружие. В строю остаются 74 стратегических дозвуковых бомбардировщика Boeing B-52H Stratofortress, производство которых было закончено еще 1962 году. Эти «ветераны» останутся в строю еще как минимум до 2040 года. Радиус действия 8 тыс. км с бомбовой нагрузкой 4,5 тыс. кг при средней скорости полета 480 км/ч.
Сверхзвуковые бомбардировщики Rockwell B-1B Lancer несколько моложе, их производство закончилось в 1988 году. В ВВС США сейчас примерно 60 таких машин. Скорость 2,2 тыс. км/ч, дальность полета – 12 тыс. км, практический потолок – 19 км, полезная нагрузка – до тонны. По некоторым данным, только шесть B-1В находятся в боевом состоянии, так что этот самолет планируют снимать с вооружения в 2038 году.
Самый малочисленный из американских «стратегов» – малозаметный NorthropB-2 Spirit – всего 19 самолетов. Крейсерская скорость – 900 км/ч, боевой радиус – 5,3 тыс. км, практический потолок – 15 км. Программа по модернизации В-2 свернута. В следующем десятилетии его полностью планируется заменить новым B-21 Raider. Но, учитывая его чрезвычайную дороговизну – стоимость единицы 550 млн долл., Пентагон не может определиться с количеством. Первоначально говорили о 150 таких самолетах, но больше эту цифру в Пентагоне не упоминают.
В Пентагоне рассчитывают, что ситуация в стратегической авиации изменится кардинально через несколько лет. Но ВВС не настроены столь оптимистично. По оценке штаба ВВС, в среднесрочной перспективе основой стратегического авиапарка США останутся старые, но глубоко модернизированные В-52Н. Если так пойдет, то некоторые из этих самолетов к 2060 году доживут до своего векового юбилея.

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

365

Похожие новости
10 сентября 2020, 23:20
18 сентября 2020, 00:20
02 октября 2020, 00:40
10 сентября 2020, 23:20
15 октября 2020, 23:00
09 октября 2020, 01:40

Новости партнеров