Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Средние танки Германии в межвоенный период

В предыдущей статье были рассмотрены легкие танки Германии в межвоенный период. Получив опыт в процессе разработки во второй половине 20-х первого послевоенного немецкого танка «Grosstraktor», спроектированного по типу английских «ромбовидных» танков времен Первой мировой войны, и учтя массу замечаний по результатам его испытаний на советском полигоне «Кама» в 1929-1932 годах, военное руководство Германии в 1933 году запустило проект Neubaufahrzeug разработки среднего многобашенного танка. Аналогичные многобашенные танки в это время разрабатывались в Англии, Франции и Советском Союзе.




В основу создания многобашенного танка была положена концепция танка с мощным пушечно-пулеметным вооружением, разнесенным по нескольким башням, обеспечивающим независимый круговой обстрел из разных видов оружия. Танк должен был обладать достаточной подвижностью и бороться с танками, укреплениями противника, артиллерией и пехотой.


Средний танк Neubaufahrzeug (Nb.Fz.)


Заказ на разработку танка Nb.Fz. был размещен в компаниях Krupp и Rheinmetall. Каждая компания предложила собственный проект, и были изготовлены первые образцы танков, которые принципиально не отличались. По результатам их испытаний было принято решение изготавливать корпуса танков фирмы Rheinmetall. башни фирмы Krupp. В 1935 году были изготовлены первые три образца танка, и в течение двух лет танки успешно проходили испытания.

Танк был трёхбашенный классической компоновки с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием. Вес танка достигал 23,4 тонны, экипаж 7 человек (командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий, два стрелка в пулеметных башенках и радист).


Средний танк Nb.Fz.


В передней части корпуса находилось отделение управления, где слева размещался механик-водитель. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и охватывало главную башню и две слегка модифицированные пулеметные башенки с легкого танка Panzer I, одна в носу перед главной башней и вторая сзади. В корме располагалось моторно-трансмиссионное отделение.

В башне устанавливались две спаренные пушки: 75мм пушка KwK L/24 и 37мм пушка Tankkanone L/45. В образцах фирмы Rheinmetall они устанавливались одна над другой, в образцах фирмы Krupp устанавливались в ряд. В качестве дополнительного вооружения использовались три 7,92мм пулемета MG13. По одному в двух пулеметных башенках и один в шаровой установке башни.

Корпус танка был клёпано-сварной конструкции сложной конфигурации, верхний и нижний лобовые бронелисты корпуса имели значительные углы наклона. Верхний лобовой броневой лист был толщиной 15мм и нижний 20мм, а броневые листы бортов, кормы, днища и крыши 13мм.

В качестве силовой установки использовался двигатель «Майбах» HL 108 TR мощностью 280 л.с., обеспечивающий скорость 30 км/час и запас хода 120км.

Ходовая часть танка применительно к одному борту составляла из десяти сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в пять тележек. Тележки шарнирно крепились к корпусу посредством балансиров. Роль упругих элементов выполняли спиральные пружины. Для исключения провисания гусеницы были установлены четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее впереди.


Средний танк Nb.Fz.


Танк Nb.Fz. серийно не выпускался и в боях практически не участвовал, его характеристики не удовлетворяли военных, но он стал весьма успешным «оружием немецкой пропаганды». К началу Второй мировой войны он был одним из самых одиозных немецких танков, постоянно участвовал в учениях и парадах, его фотографии регулярно публиковали все известные газеты того времени. Три танка Nb.Fz. в 1940 году были отправлены в Норвегию, где их постоянно всем демонстрировали и пропаганда создавала видимость, что Германия имеет в Норвегии много тяжёлых танков.


Танк Nb.Fz. по своей компоновке был близок к многобашенным танкам того времени — английскому Vickers «Independent», советскому Т-35 и французскому Char-2C, которые также оказались слишком сложными и неповоротливыми и не обладали характеристиками, требуемыми в предстоящей войне.

В середине 30-х руководство Вермахта пересмотрело свои взгляды на роль танков в предстоящей войне и стало исходить из стратегии «блицкрига», в соответствии с которой армии были нужны совершенно другие маневренные танки, при этом большее значение придавалось мобильности танка, нежели его огневой мощи и защищенности. Исходя из этой стратегии многобашенные танки типа Neubaufahrzeug в боевые порядки никак не вписывались, они оказались не нужны вермахту и работы по этим танкам были прекращены. Основное внимание было уделено работам по созданию средних танков Pz.Kpfw.III и Panzer IV (и последний) стал основным танком вермахта.

Средний танк Pz.Kpfw.III


Параллельно с разработкой легкого танка Pz.Kpfw.II, вооруженного 20-мм пушкой, недостаточной для эффективной борьбы с укрепленной обороной противника и артиллерией, с учетом опыта по созданию танка Nb.Fz. в 1934 началась разработка более мощного среднего танка Pz.Kpfw.III, вооружённого 37-мм пушкой.

Танк имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой, трансмиссионного отделения в лобовой, а отделения управления и боевого отделения в средней части танка. Танк в зависимости от модификации имел вес 15,4—19,8 тонны. Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.


Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.A


Корпус танка был сварным из катаных броневых листов, отдельные части корпуса соединялись болтами. В передней верхней части бортов корпуса для наблюдения устанавливались стеклоблоки, закрывавшиеся броневыми заслонками. В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, включавший в себя стеклоблок, закрываемый бронированной заслонкой и бинокулярный перископический прибор наблюдения.

Башня была сварной шестигранной, размещалась симметрично относительно продольной оси танка. В лобовом листе башни в маске устанавливались пушка, два пулемета и телескопический прицел. Справа и слева для наблюдения устанавливались стеклоблоки, закрывающиеся броневыми заслонками. Для посадки членов экипажа в бортах башни были люки. В задней части крыши башни устанавливалась командирская башенка с люком.

Бронирование танка на первых образцах было недостаточным. На модификациях A, B, C, D толщина брони лба и бортов корпуса и башни была 15 мм, крыши 10 мм и днища 5 мм. На модификациях T,F толщина брони лба и бортов корпуса и башни была 30 мм, крыши 12-17 мм и днища 16 мм.

Вооружение танка состояло из 37-мм пушки KwK L/45 фирмы Rheinmetall-Borsig и спаренных с ней двух 7,92-мм пулемета MG 34 фирмы Rheinmetall-Borsig. Третий пулемет MG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса.

В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. или Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с., обеспечивающий скорость 35 (70) км/час и запас хода 165 км. Ходовая часть танка в процессе модернизации серьезно изменялась.

С 1938 по 1940 годы было разработано и выпущено несколько модификаций этого танка А, В, С, D, E, F. Модификация Pz.Kpfw.III Ausf.A отличалась ходовой частью с пятью опорными катками большого диаметра с индивидуальной подвеской на вертикальных пружинах и двумя поддерживающими роликами с каждого борта. Вес танка составлял 15,4 тонны, скорость оказалась ниже требований заказчика и составила всего лишь 35 км/час.

Модификация Pz.Kpfw.III Ausf.В отличалась ходовой частью, имевшей с каждого борта по 8 опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами. В конструкцию танка также были внесены ряд менее значительных изменений.


Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.В


Модификация Pz.Kpfw.III Ausf.С отличались изменённой подвеской, 8 катков с каждого борта были скомпонованы в три тележки — крайние по два катка и средняя из четырёх катков, подвешенных на листовых рессорах, крайние тележки были на амортизаторах. Кроме этого, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи.


Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.С


Модификация Pz.Kpfw.III Ausf. D отличалась доработанной кормовой частью корпуса и командирской башенкой новой конструкции, а также изменениями в силовой установке.

Модификация Pz.Kpfw.III Ausf.Е отличалась новой ходовой частью, включавшей шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт и торсионную подвеску. В подвесках первого и шестого опорных катков устанавливались амортизаторы. На танке устанавливался новый двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с. и десятискоростная коробка передач, а также курсовой пулемёт в шаровой установке. В нижних бортовых листах корпуса между верхней ветвью гусениц и опорными катками появились эвакуационные люки.

Модификация Pz.Kpfw.III Ausf. F имела защиту башенного погона от пуль и осколков, дополнительные приборы наружного освещения и новую командирскую башенку. Партия их 10 танков была вооружена новой 50мм пушкой KwK 38 L/42 , а лобовая часть башни переделана и вместо двух устанавливался один спаренный пулемет.

Модификации танка Pz.Kpfw.III серий G, H, J, L, M разрабатывались и производились уже в процессе Второй мировой войны.

С середины 1941 по начало 1943 года Pz.Kpfw.III был основой бронетанковых войск вермахта и, несмотря на то, что он уступал современным ему танкам стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода.

По уровню своей подвижности, защищённости и удобству работы экипажа Pz.Kpfw. III был на уровне в своём весовом классе (16-24 тонны). В целом Pz.Kpfw.III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, но в принятой концепции танка не удалось установить более мощную пушку и в итоге Pz.Kpfw.III проигрывал более совершенному Pz.Kpfw.IV.

Средний танк Pz.Kpfw.IV


Танк Pz.Kpfw.IV разрабатывался в дополнение к танку Pz.Kpfw.III, как танк огневой поддержки с противотанковай пушкой, способный поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. В 1934 году военные выдали требования на создание такой машины с весом не превышающим 24 тонны и в 1936 году были изготовлены опытные образцы танка.

Танк Pz.Kpfw.IV имел компоновку ставшей «классической» для всех немецких танков с подбашенной коробкой и размещенными впереди трансмиссией и ведущим колесом. За трансмиссией находилось отделение управления, в средней части боевое отделение и в корме моторное. Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и наводчика, заряжающего и командира танка, находившихся в трёхместной башне. Вес танка в зависимости от модификации серий А, В, С, выпускаемых до Второй мировой войны, был 18,4 – 19 тонн.


Средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.A


Корпус танка был сварной и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало посадку экипажа и доступ к разным механизмам, но при этом снижало прочность корпуса. Механик- водитель и радист имели приборы наблюдения, обеспечивающие им удовлетворительную обзорность.

На модификации танков Pz.Kpfw.IV Ausf.A бронестойкость была невысокая. Толщина брони лба и бортов корпуса и башни была 15мм, крыши 10-12 мм, днища 5мм. На модификациях Pz.Kpfw.IV Ausf.В и Ausf.С толщина брони лба корпуса и башни была увеличена до 30мм, а бортов до 20мм. Дополнительную защиту обеспечивали противокумулятивные экраны, устанавливаемые по бортам танка.

Башня была многогранной формы и давала возможность модернизировать вооружение танка. На крыше башни сзади устанавливалась командирская башенка с пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Люки по бортам башни улучшали обитаемость экипажа, но снижали бронестойкость. Башня могла поворачиваться вручную и с помощью электропривода. Место командира находилось непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий — справа. В танке были обеспечены хорошие условия обитаемости и обзорности экипажу танка, имелись совершенные на то время приборы наблюдения и прицеливания.


Средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.В


В качестве основного вооружений на всех модификациях танка устанавливалась короткоствольная 75мм пушка KwK.37 L /24, в качестве дополнительного вооружения на серии Ausf.A было два 7,92мм пулемета МГ-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой в корпусе. На модификациях Ausf.В и Ausf.С только один спаренный пулемет.


Средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.С


Двигатель размещался в моторном отделении продольно, со смещением к правому борту. На модификации Ausf.A устанавливался двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л. с., обеспечивающий скорость 31 км час и запас хода 150 км. На модификациях Ausf.В и Ausf.С был двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с., обеспечивающий скорость 40 км час и запас хода 200 км.

Ходовая часть Pz.Kpfw.IV применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков, четырёх сдвоенных поддерживающих катков, переднего ведущего колеса и ленивца. Опорные катки были сблокированы попарно на балансирах с подвеской на эллиптических листовых рессорах.

Модификации танка Pz.Kpfw.IV серий D, E, F, G, H, J разрабатывались и выпускались уже в процессе Второй мировой войны.

Pz.Kpfw.IV создавался как танк поддержки пехоты и эффективное противотанковое средство, оказался долгожителем и пережил не только другие танки предвоенной разработки, но и целый ряд танков, разработанных и выпускавшихся серийно во время Второй мировой войны. Он оказался самым массовым танком вермахта, всего с 1937 по 1945 год было выпущено 8686 этих танков разных модификаций.

Следует отметить, что Pz.Kpfw.IV разрабатывался в рамках концепции «блицкрига» и основное внимание было уделено его подвижности, при этом огневая мощь и защищенность были недостаточными уже на время создания танка. Короткоствольная пушка с низкой начальной скоростью бронебойного снаряда не обеспечивала эффективную борьбу с танками вероятного противника, а слабая толщина лобовой брони, всего лишь 15 (30) мм, делала Pz.Kpfw.IV легкой добычей противотанковой артиллерии и танков противника.

В процессе боевых действий был накоплен опыт по совершенствованию танка, на модификациях военных лет была установлена длинноствольная 75-мм пушка с длиной ствола 48 калибров и серьезно улучшена защита танка, лобовая броня достигла 80 мм, но при этом существенно ухудшились характеристики подвижности. В итоге к концу войны Pz.Kpfw.IV серьезно уступал по своим характеристикам основным средним танкам стран антигитлеровской коалиции.

Продолжение следует…
Юрий Апухтин

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

208

Похожие новости
16 сентября 2019, 18:20
16 сентября 2019, 07:00
16 сентября 2019, 18:20
17 сентября 2019, 08:20
17 сентября 2019, 19:20
18 сентября 2019, 06:40

Новости партнеров