Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Современные танки Румынии. Т-55 как общий предок

В настоящее время на вооружении румынских сухопутных войск состоит менее 500 танков нескольких модификаций; сопоставимое количество такой техники выведено в резерв. Наиболее массовыми являются средние танки Т-55 нескольких версий. Оставшийся парк составляют основные танки, разработанные румынской промышленностью на основе советского образца. Рассмотрим историю современного танкостроения Румынии, ее достижения и проблемы.


Румынские Т-55 разных модификаций на учениях, 2007 г. Фото Минобороны Румынии / mapn.ro



Импорт и лицензия


В 1970 г. Румыния получила от СССР первые средние танки типа Т-55А. До 1977-го румынской армии передали 850 танков этой модели. Не менее 250-260 таких машин до сих пор остается в строю и составляет основу бронетанковых войск. По мере службы танки Т-55А проходили ремонт и модернизацию, в которых использовались изделия и комплектующие зарубежного производства.


В восьмидесятых годах, как минимум, часть румынских Т-55А прошла обновление до состояния «АМ». Танки получали дополнительную защиту, современную систему управления огнем «Волна» советского производства и т.д. Позже появилась модификация Т-55АМ2, отличавшаяся чехословацкой СУО Kladivo. Танк T-55AM2R комплектовался СУО Ciclop румынской разработки.

В середине семидесятых годов был поставлен вопрос о приобретении лицензии для самостоятельного строительства танков Т-55. Однако военное и политическое руководство не стало запускать лицензионное производство – к этому времени был готов собственный проект основного танка. Примечательно, что в собственном проекте учитывались особенности конструкции и опыт эксплуатации импортных машин.

TR-77 и TR-580


С 1974 г. ряд румынских организаций во главе с Институтом 111 работал над собственным проектом основного танка. Его создавали с оглядкой на имеющийся Т-55А, однако учитывались возможности собственного производства и требования своей армии. К 1977 г. были построены прототип и опытная партия из 10 танков под названием TR-77 (Tanc românesc model 1977 – «Танк румынский обр. 1977 г.»)


Танк TR-77 / 580 в музее. Фото Wikimedia Commons


В основе TR-77 лежало серьезно переработанное шасси Т-55А, удлиненное на один каток, усиленное ввиду роста нагрузок. Бронирование усиливалось накладными панелями. В моторном отсеке находился немецкий двигатель MTU MB 838 CaM 500 мощностью 820 л.с., аналогичный использованному на ОБТ Leopard 1. Вооружение оставалось прежним – 100-мм танковая пушка A308 и два пулемета.

Производство ОБТ TR-77 оказалось невозможным. Исходя из политической обстановки, ФРГ отказалась от массовой поставки необходимых дизелей. Поэтому в конце семидесятых Румынии пришлось начать переработку имеющегося проекта под доступную силовую установку. В дело пошел двигатель В-55 от танка Т-55. Такое изделие имело мощность лишь 580 л.с. Этот факт отразили в названии обновленного проекта – TR-77-580 или TR-580.

Серийное производство TR-580 стартовало в 1979 г. и продолжалось около шести лет. За это время построили чуть более 400 ОБТ; в войсках такая техника дополнила более старые машины, что привело к заметному росту их боеспособности. По мере производства внедрялись различные доработки. Так, последние серии TR-580 имели башню с увеличенной кормовой нишей и новым оснащением.

Поставка и последующая модернизация готовых Т-55А, а также строительство собственных TR-580 позволили Румынии построить танковые войска достаточной численности и мощи. По количеству и качеству они заметно уступали бронетанковым войскам ведущих держав, но соответствовали поставленным задачам.


Та же машина, вид на корму. Фото Tanks-encyclopedia.com



TR-85


Параллельно с разработкой TR-580 велся поиск путей модернизации существующей конструкции. Появились новые образцы танковой аппаратуры, новые наработки в разных областях и т.д. Кроме того, в начале восьмидесятых румынские специалисты завершили разработку нелицензионной копии двигателя и трансмиссии ОБТ «Леопард-1». Все это позволяло создать на базе TR-580 новый образец с улучшенными характеристиками.

Однако работы по модернизации завершились неудачей. Опытный TR-580 с обновленным оснащением не справился с испытаниями. Прежде всего, наблюдались серьезные проблемы силового агрегата. Двигатель перегревался и выходил за рамки расчетного потребления топлива, трансмиссия ломалась, на всех системах имелись утечки масла. Из-за этого в 1982 г. проект в исходном виде был остановлен, и Румыния обратилась за помощью к дружественным странам.

Новый этап разработки танка осуществлялся с использованием зарубежных комплектующих. Его результатом стал «Танк румынский обр. 1985 г.» или TR-85. Также известно обозначение TR-85-800, указывающее мощность двигателя. Такой вариант ОБТ прошел испытания и был принят на вооружение. Серийное производство началось в 1986 г. и продолжалось до 1990-го.

По своей конструкции серийный TR-85 был похож на TR-580 последних серий, но имел существенные отличия. Переработке подверглось бронирование корпуса и башни, использовались новый силовой агрегат на базе двигателя 8VS-A2T2 и улучшенная ходовая часть старой архитектуры. Сохранялись нарезная пушка A308 и СУО Ciclop. При этом использовались более новые средства связи и наблюдения. Имели место и иные небольшие доработки.



Танки TR-580 с базовой и удлиненной башнями. Рисунки Tanks-encyclopedia.com


За четыре года было построено не менее 550 танков TR-85. Таким образом, по количеству такая техника превзошла ОБТ типа TR-580, но все же не догнала Т-55А. Что касается качества и характеристик, то танк обр. 1985 г. превосходил своих предшественников.

Проект «Зубр»


В начале девяностых Румыния взяла курс на сближение с НАТО, что привело к старту программы модернизации бронетехники. В 1994 г. появился заказ на модернизацию танка TR-85 с повышением его основных характеристик и приведением в соответствие со стандартами НАТО. Такой вариант ОБТ получил название TR-85M1 Bizonul («Зубр»). Два опытных танка новой модификации вышли на испытания в 1996 г.

Модернизация по проекту «M1» осуществлялась с привлечением производителей оборудования из нескольких зарубежных стран. Основной задачей была замена аппаратуры, соответствующей стандартам ОВД, на современные приборы стандартов Североатлантического альянса. Таким образом, модернизация в первую очередь затронула системы связи. Также обновили СУО, средства наблюдения и другие системы.

В очередной раз усилили бронирование. Теперь используется многослойная броня с деталями толщиной до 320 мм, эквивалентная 580-мм гомогенной детали. Поверх брони монтируются дополнительные экраны и блоки динамической защиты. Также предусматривается установка дымовых гранатометов, имеются современная система коллективной защиты от ОМП и средства пожаротушения.


Основные танки TR-85 на учениях НАТО. Фото US Army


TR-85M1 сохранил 100-мм нарезную пушку A308, и модернизация вооружений заключается в применении современной СУО Ciclop-M. В состав последней включались современные импортные прицельные устройства, стабилизатор вооружения и т.д. Ключевые компоненты прицелов и СУО в целом Румыния заказывала у Франции и Германии.

ОБТ Bizonul потяжелел до 50 т. Он получил силовую установку на основе модернизированных агрегатов базового TR-85 с теми же характеристиками, что привело к падению удельной мощности. Ходовую часть оснастили новыми облегченными опорными катками и дополнили гидропневматическими амортизаторами. За счет такой доработки удалось повысить среднюю скорость движения на всех местностях.

Модернизация строевой техники по проекту TR-85M1 началась в 1997 г. В дальнейшем перестроили не более 55-60 машин, после чего работы в этом направлении фактически остановились из-за нехватки финансирования. В 2002 г. на испытания вышел опытный «Зубр» с двигателем фирмы Iveco мощностью 1200 л.с., но этот проект не получил развития.

Смешанный парк


Более чем ограниченные финансовые возможности и невысокий потенциал оборонной промышленности привели к постепенному ухудшению состояния румынских бронетанковых войск. Количество танков на службе постепенно сокращается, и техника выводится в резерв и отправляется на хранение. Сокращение количества могло бы компенсироваться качеством, но производство желаемого числа современных машин оказалось невозможным.


Модернизированные TR-85M1 на параде. Фото Wikimedia Commons


По данным справочника The Military Balance, на прошлый год в армии Румынии имелось всего 460 «активных» танков. 260 единиц – устаревшие Т-55 разных модификаций. Количество собственных TR-580 в разы меньше – лишь 42. Остаются на службе 104 ОБТ TR-85 и 54 модернизированных TR-85M1 Bizonul. Сотни танков всех моделей остаются на хранении, но их возвращение в строй маловероятно, а кроме того, не имеет смысла.

Румынский танковый парк имеет характерную особенность – в основе всех наличных машин лежит средний танк Т-55. Эта машина давно и безнадежно устарела, и проекты танков на ее базе сталкиваются с серьезными проблемами уже на уровне общей архитектуры. Прежде всего, такие танки имеют недостаточно мощное бронирование и оснащаются слабой устаревшей пушкой. Применение дополнительной брони и сравнительно новой СУО повышает определенные характеристики, но остальные параметры остаются ограниченными из-за устаревшей платформой.

Таким образом, румынские бронетанковые войска уже нельзя назвать крупными, развитыми и современными. Самые новые танки были получены около 20 лет назад, а в их основе лежит неоднократно модернизированная конструкция конца сороковых годов. Дальнейшая модернизация имеющихся ОБТ, по всей видимости, не имеет смысла. Для кардинального повышения боеспособности с выходом на современный уровень требуется полная замена всего семейства средних и основных танков на базе Т-55.

Однако Бухарест пока не проявляет особого интереса к обновлению танкового парка. Промышленность Румынии, в свою очередь, не в состоянии эффективно решить подобные задачи. Из-за таких проблем и иных затруднений в сфере обороны стране приходится полагаться на союзников по НАТО. Удастся ли изменить такое положение дел и нарастить мощь собственных танковых частей – большой вопрос.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

262

Похожие новости
20 сентября 2019, 12:20
19 сентября 2019, 13:40
19 сентября 2019, 16:40
19 сентября 2019, 19:00
19 сентября 2019, 19:00
20 сентября 2019, 20:20

Новости партнеров