Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
18 декабря 2017, 10:20
18 декабря 2017, 02:20
18 декабря 2017, 10:00
18 декабря 2017, 07:20
18 декабря 2017, 07:20

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Советским «Антоновым» нашли замену

В декабре в России приступят к проектированию нового среднего военно-транспортного самолета. Уже определен и головной его производитель — завод «Авиастар» в Ульяновске. Об этом рассказал руководитель данной программы в ПАО «Ил» Игорь Бевзюк. Любопытнее всего, даже не то, что новая разработка оказалась очередной попыткой найти адекватную замену еще советскому «крылатому камазу» Ан-12, а присвоенный ей индекс — «Ил-276», который заставляет вспомнить о сравнительно недавнем российско-индийском совместном проекте, как-то незаметно, казалось бы, сошедшем на нет.
Индия передумала
Действительно, еще в 2001 году был подписан протокол о начале совместной разработки между «Ильюшиным», корпорацией «Иркут» (имеет прямое отношение к созданию МС-21, магистрального самолета двадцать первого века) и индийскими авиастроителями. Задумывалось, что штаб-квартира такого совместного предприятия располагаться будет в Нью-Дели, а акции российская и индийская сторона распределят между собой по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Через пять лет правительства двух стран подписали соглашение о разработке и строительстве среднего транспортного самолета — причем, оговаривалось, что производство его будет размещено как в России, так и Индии. Летом 2015 года на авиасалоне в Ле Бурже глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил журналистам: «Индийская сторона согласилась на двигатель ПС-90 (линейка российских турбореактивных авиадвигателей, разработанных и производящихся в Перми, сертифицированы в 1992 году, — „СП-Поволжье“). Сам проект идет на замену семейства антоновских самолетов, которые в ближайшее время начнут массово отходить». Правда, позже выяснилось, что индийская сторона в том же 2015 году вообще решила выйти из проекта, и российским авиаконструкторам придется продолжать работы самостоятельно.
Спустя два года представитель «Ильюшина» Игорь Бевзюк тогдашнее «самоустранение» индийцев объяснил так: «Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой». По его словам, еще до выхода зарубежных коллег из проекта было предложено разработать «технические требования по российским стандартам, без учета индийской специфики». К тому времени, за новой разработкой окончательно закрепилось «имя» Ил-276.
Военный подход
На самом деле, привязка к ульяновскому «Авиастару» здесь не случайна — ведь именно этот завод специализируется последние несколько лет на производстве Ил-76МД-90А, одной из глубоких модернизаций первого в СССР военно-транспортного самолета с турбореактивными двигателями. В материале «Точка роста для «Горбатого» мы рассказывали о том, что им, «семьдесят шестым» заменить Ан-12 планировали еще в 70-е. Создавался новый транспортник именно как военно-транспортный, для оперативной транспортировки и десантирования боевой техники воздушно-десантных и мотострелковых подразделений (по некоторым данным, на базе неприхотливого «горбатого» в свое время даже собирались сделать полноценный бомбардировщик) и только уже потом его стали «обучать» тушить пожары, перевозить больных и т. д. Сохранив в целом характеристики Ан-12, новый самолет по идее должен был шагнуть вперед в плане автономности и «совместимости» с грунтовыми аэродромами ограниченных размеров. Плюс, помимо неприхотливости, исключительная надежность. Но, правда еще и в том, что действительно заменить собой Ан-12 у «семьдесят шестого» так и не вышло — он, скорее со временем дополнил его в деле перевозки грузов и личного состава в отдаленные районы.
Замена всему
Изначально Ил-76 серийно выпускался в Ташкенте, но потом местное авиапредприятие перешло на выпуск бытовых товаров, и у самолета начался ульяновский этап биографии. К тому времени он успел уже несколько раз серьезно модернизироваться — усиливался фюзеляж и шасси, совершенствовалось оборудование, а после того, как в 90-х страна попыталась вписаться в «цивилизованный мир», «семьдесят шестой» получил и те самые пермские двигатели, в полной мере отвечающие международным требованиям по шуму и экологичности. Самым современным вариантом «семьдесят шестого» до последнего времени считался Ил-76МД-90А, впервые поднявшийся в воздух в сентябре 2012 года. Удлиненное крыло, шасси, способное выдержать до 210 тонн веса (вес самолета + 60 тонн полезной нагрузки) — первые «семьдесят шестые», для сравнения, имели взлетную массу в 170 тонн при грузоподъемности в 28 тонн. Опять-таки современное оборудование и требование всего 1,7 км взлетной полосы.
Впрочем, представители «Ильюшина» в любом случае предпочитают обозначать будущий Ил-276 не как модернизация (пусть и самой глубокой) того же Ил-76МД-90А, а как новый самолет.
«Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина — все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина», — говорит Игорь Бевзюк. То есть, новый самолет скорее всего будет позиционироваться как промежуточное звено между тяжелым Ил-76 и легкими транспортниками. «В перспективе он заменит все те транспортные машины, которые не выпускаются еще со времен СССР — Ан-12, Ан-72, Ан-32. На этот самолет будут ставить двигатели от модернизированного Ил-76. Они хорошо освоены промышленностью. Это очень сильно ускорит процесс доводки самолета и принятия его на вооружение», — прокомментировал независимый военный эксперт Антон Лавров. Правда в СМИ уже прошла информация о том, что привычными для «семьдесят шестого» двигателями ПД-90А-76 будут снабжены лишь первые экземпляры нового самолета, а позже его, скорее всего, переведут на новейшие ПД-14, заточенные под перспективный гражданский авиалайнер МС-21.
А вот, например, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов оказался в прогнозах относительно Ил-276 достаточно осторожным: «Российская разработка вполне может заинтересовать традиционных покупателей нашей военной продукции. Но тут многое будет зависеть от сроков. У Ил-276 будут сильные конкуренты. Средние транспортники с турбореактивными двигателями уже предлагают на экспорт бразильские и китайские производители».
По последним данным, на первый вылет новый «грузовик» Ил-276 планируют вывести к 2023 году, а через два-три года начать и его серийное производство.

Подпишитесь на нас Вконтакте

180

Похожие новости
06 декабря 2017, 09:40
30 ноября 2017, 23:20
15 декабря 2017, 00:00
27 ноября 2017, 15:40
12 декабря 2017, 16:00
30 ноября 2017, 13:20

Новости партнеров