Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
16 декабря 2018, 06:00
16 декабря 2018, 06:00
16 декабря 2018, 06:00
16 декабря 2018, 06:00
16 декабря 2018, 06:00

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Система защиты вертолётов XM215 Multiple Barrel Gun (США)

Многоцелевые вертолеты UH-1 были настоящей рабочей лошадкой американских войск во Вьетнаме, решая широкий круг боевых и вспомогательных задач. Тем не менее, эти машины имели серьезный недостаток в виде отсутствия достойной защиты, из-за чего даже стрелковое оружие противника являлось серьезной угрозой. В определенный момент было предложено защитить вертолет при помощи особого оружия – многоствольной стрелковой системы XM215 Suppressive Fire Weapon System for Helicopters.

Очевидно, что перед посадкой вертолета на поле боя требуется подавить огневые средства противника, чтобы тот не смог атаковать неподвижную машину. В середине шестидесятых годов, вскоре после вступления американской армии во Вьетнамскую войну, появилось оригинальное предложение, касавшееся защиты вертолетов на посадке и взлете с поля боя. Вертолеты следовало оснащать специальной многоствольной системой – своеобразным «пулеметом», способным осуществить массированный залп и подавить противника, буквально накрыв его градом пуль.


Разрезной макет отдельного модуля XM215



Новый проект системы защиты вертолетов был запущен в 1968 году. В середине ноября Пентагон подписал контракт с компанией MRC Corporation. Предметом соглашения стоимостью чуть более 202,5 тыс. долларов являлась разработка готового изделия, пригодного для эксплуатации в войсках. Работы осуществлялись под надзором и при участии специалистов военного ведомства. Программа в целом называлась Suppressive Fire Weapon System for Helicopters – «Вертолетная система вооружения для подавления огнем».

Проект получил рабочее обозначение Multiple Barrel Gun XM215 – «Многоствольное оружие типа XM215». Также готовое изделие нередко именовали по названию проекта, в том числе и с применением сокращений MBG и SFWSH.

По требованию военных, перспективное изделие должно было подавлять активность противника в крупном секторе перед вертолетом. Фактически от него требовалось в кратчайшие сроки «зачищать» местность от потенциально опасных объектов. Кроме того, система должна была иметь минимальные размеры и массу, не отнимающие у носителя запас грузоподъемности. Было очевидно, что выполнить такие требования с использованием стандартных вооружений и проверенных наработок не удастся. В связи с этим компания MRC предложила совершенно новое решение, основанное на необычных идеях.

Для защиты садящегося вертолета предлагалось использовать многоствольную систему-пулемет с высочайшей скорострельностью. Отличаясь относительной простотой, подобная оружейная установка могла бы в кратчайшие сроки засыпать противника огромным количеством пуль и показать эффективность, как минимум, не хуже, чем у существующих пулеметов классического облика. Некоторые особенности конструкции будущей системы XM215 позволяли получить определенные преимущества перед альтернативным вооружением.

К середине 1969 года компания MRC Corporation завершила проектирование новой системы защиты. Комплект конструкторской документации был передан на производство, и вскоре на полигон отправился первый опытный образец изделия XM215. Впоследствии, учитывая опыт испытаний и проверок, компания-разработчик изготовила еще несколько опытных «пулеметов» для авиационной техники. Все они, в целом, имели схожую конструкцию, но отличались теми или иными особенностями.

Главным элементом вертолетной установки XM215 MPG являлся многоствольный оружейный модуль. В его основе лежала изогнутая металлическая плита; она выполняла функции затвора, а также вмещала большое число отдельных спусковых механизмов с электрическим управлением. На плите закреплялась крупная обойма с множеством отверстий для стволов. Изгиб плиты и форма обоймы были определены таким образом, чтобы стволы оказывались разведенными в разные стороны под небольшими углами. За счет этого предлагалось обеспечить рассеивание пуль при стрельбе.

Ствол представлял собой трубку калибром 5,56 мм (.22) длиной всего 2 дюйма (50,8 мм), половина которой выполняла функции патронника. В составе каждого из модулей системы XM215 использовалось 306 стволов. Они располагались в обойме, образуя некое подобие сотовой структуры, состоявшей из 17 горизонтальных рядов с 18 или 19 стволами в каждом. При этом некоторые ячейки таких «сот» отдавались не под стволы, а под крепления обоймы к основной плите.

В состав системы защиты в стандартной комплектации предлагалось включать четыре модуля. Они должны были закрепляться на специальной раме, подвешиваемой к вертолету-носителю. Рама была спроектирована таким образом, что два верхних модуля находились на некотором расстоянии друг от друга, а нижние помещались рядом. Все четыре модуля предлагалось устанавливать под определенными углами к оси вертолета. Они были разведены в сторону и немного наклонены вниз.

Небольшое разведение стволов и особая установка четырех модулей позволила инженерам MRC получить достаточно большой сектор поражения. Пули должны были пролетать через горизонтальный сектор шириной 40° – по 20° вправо и влево от оси изделия XM215 MBG. Ширина вертикального сектора, перекрываемого стволами, определялась на уровне 15°. Предполагалось, что система будет монтироваться с наклоном вперед, и за счет этого вертолет сможет обстреливать цели в передней полусфере под собой.


"Многоствольный пулемет" в боевой конфигурации. Четыре отдельных модуля установлены на общую раму


Авторы проекта XM215 столкнулись с ограничениями по массе, и потому система должна была использовать не самый крупный и тяжелый боеприпас. Для нее выбрали патрон M24. Это был доработанный вариант популярного .22 Long Rifle (5,56х15 мм R), отличавшийся пулей с томпаковой оболочкой. Технические и боевые характеристики двух патронов почти не отличались. Следует отметить, что M24 был принят на снабжение ВВС США и изначально использовался с винтовками выживания, входившими в аварийный запас летчиков. Возможно, это обстоятельство в будущем могло бы упростить снабжение частей боеприпасами.

Проект Multiple Barrel Gun / Suppressive Fire Weapon System for Helicopters предусматривал использование особой системы управления огнем, способной обеспечить несколько режимов стрельбы с получением разных результатов. Контроль за работой модулей обеспечивался пультом, расположенным в кабине вертолета. На нем имелись средства управления огнем и выбора режима работы. Естественно, присутствовал неавтоматический предохранитель, позволявший исключить случайное открытие огня. В случае с вертолетами UH-1 предлагалось использовать сразу два пульта, для пилота и для командира.

В зависимости от текущей обстановки, оператор многоствольного «пулемета» XM215 мог выбрать стрельбу из одного или из нескольких модулей, в том числе из всех четырех одновременно. Электрические средства управления спуском обеспечивали стрельбу с техническим темпом 1800, 3600 и 7200 выстрелов в минуту. Таким образом, система могла в кратчайшее время израсходовать боекомплект, одновременно показав высочайшую плотность огня. При стрельбе с минимальным темпом боекомплекта в виде 1200 с лишним патронов хватало примерно на 40 с стрельбы. Включив максимальную скорострельность, все стволы можно было опустошить всего за 10-12 с. Можно представить себе, что бы произошло на земле после такого свинцового «града».

Применение легкого и маломощного патрона M24 дало определенные преимущества. Полностью собранная система XM215 отличалась небольшими габаритами и массой. Раму с четырьмя модулями следовало подвешивать под носом вертолета, и она не оказывала негативного влияния на аэродинамику или балансировку. Кроме того, она не сокращала грузоподъемность вертолета, позволяя ему не только иметь защиту, но и полноценно решать поставленные задачи.

Ожидались определенные сложности с обслуживанием стрелковой установки. Для подготовки к применению обойму со стволами требовалось снять с плиты-затвора и затем извлечь все 306 пустых гильз. Далее предлагалось установить в стволы новые патроны. Перезарядив стволы одного модуля, техники должны были проделать ту же процедуру с тремя другими. Были ли разработаны какие-либо технические средства, облегчающие работу технического состава, – неизвестно. Если их не было, то вряд ли стоит завидовать оружейникам, которым приходилось готовить вертолет к испытательному вылету.

Первый опытный образец системы защиты XM215 SFWSH был изготовлен осенью 1968 года, и в ноябре его отправили на Абердинский полигон для проведения всесторонних испытаний. Были проведены стрельбы, по результатам которых специалисты сделали ряд выводов. На практике выяснилось, что в предложенном виде комплекс имеет не только ожидаемые плюсы, но и характерные минусы. Более того, некоторые негативные особенности разработанной системы представляют опасность не только для противника, но и для своих солдат.

В первую очередь, выяснилось, что характеристики патрона M24 не соответствуют поставленным задачам – несмотря на новую пулю, это был старый маломощный .22 LR. Кроме того, ситуация ухудшалась конструкцией ствола. Проходя через ствол длиной всего 1 дюйм (4,5 калибра), пуля попросту не успевала получить приемлемую энергию, и ее начальная скорость оставляла желать лучшего. Легкая пуля с недостаточной скоростью быстро теряла энергию, а также летела по быстро снижающейся траектории. Наконец, на пули воздействовал нисходящий поток воздуха от несущего винта. Их попросту сдувало с предполагаемой траектории.

Таким образом, стрельба из установки XM215 MBG приводила к весьма специфическим результатам. Легкие пули с недостаточной скоростью сразу после выхода из стволов попадали под воздушный поток от несущего винта. Это сочетание факторов приводило к тому, что пули летели по нисходящей траектории и падали на землю ближе, чем предусматривалось расчетами. Кроме того, в зависимости от высоты нахождения вертолета, к моменту падения они могли потерять большую часть и без того небольшой энергии. Из-за этого дальность эффективного прицельного огня ограничивалась всего несколькими метрами, после чего поведение пуль становилось непредсказуемым.

Испытания также показали, что система XM215 Multiple Barrel Gun может представлять опасность для собственных солдат, находящихся на земле. В определенных случаях, при стрельбе с небольшой высоты, неконтролируемо падающие пули могли попасть не только в противника, но и в своих бойцов. Эта проблема также усугублялась особенностями пилотирования вертолетов на малых высотах: даже небольшие перемещения вертолета могли приводить к новым рискам.

Имелась и проблема эксплуатационного характера, прямо связанная с боевым применением оружия. Отстреляв боекомплект четырех модулей, что можно было сделать всего за несколько залпов, вертолет оставался без защиты. После этого ему требовалось возвращаться на базу и проходить небыструю процедуру перезарядки.


Установка в сборе на вертолете UH-1


В существующем виде система защиты вертолетов XM215 имела всего несколько плюсов и целый набор недостатков. После испытаний 1968-69 года компания MRC Corporation вернулась к проектным работам и занялась совершенствованием имеющейся конструкции. Планировалось теми или иными путями исправить основные недостатки, обеспечив возможность нормального решения поставленных задач. Совершенствовались различные элементы комплекса, но определенные его черты не затрагивались.

Во время длительной программы испытаний, параллельно которой велась доводка конструкции, осуществлялась сборка новых опытных «пулеметов» типа Multiple Barrel Gun. За несколько лет на полигон отправили четыре прототипа, имевших те или иные отличия. Насколько известно, внешне эти изделия почти не отличались. Основные нововведения затрагивали технические и технологические вопросы. Кроме того, дорабатывались средства управления вооружением.

Работы по доводке XM215 в рамках программы Suppressive Fire Weapon System for Helicopters продолжались до 1971 года, когда стало окончательно ясно, что они не имеют смысла. Главные проблемы оригинальной пулеметной установки были связаны с неприемлемо слабым патроном, а отказ от него не имел смысла. Перевод XM215 на более мощный боеприпас позволил бы получить желаемую точность, кучность и дальность огня, но при этом должен был привести к ухудшению иных характеристик. Конструкторам пришлось бы выбирать между существенным сокращением боекомплекта и резким ростом габаритов и массы. Впрочем, в обоих случаях можно было получить некоторый прирост огневой мощи.

Показывая достаточные огневые характеристики, обновленная система защиты была бы крупной и тяжелой, что могло привести к неприемлемому расходованию грузоподъемности носителя. Сохранение приемлемых габаритов, в свою очередь, уменьшило бы эффективность залпового огня по позициям противника. Таким образом, оба возможных выхода из имеющейся ситуации не привели бы к желаемым результатам.

К 1971 году заказчик и разработчик поняли, что программа Suppressive Fire Weapon System for Helicopters самым настоящим образом провалилась. Оригинальное предложение оказалось непригодным для практического применения, а его дальнейшее развитие было бессмысленным. В итоге в мае 1971 года Пентагон принял решение закрыть бесполезную программу. Четыре собранных прототипа XM215 MBG / SFWSH остались не у дел и отправились на хранение, не имея при этом никаких шансов вернуться на полигон.

В основе проекта Suppressive Fire Weapon System for Helicopters лежала оригинальная идея защиты вертолета путем залповой стрельбы по противнику. На практике было установлено, что такая концепция – при всей ее оригинальности – как минимум, была крайне трудна для реализации и не могла найти применения в войсках. Оказалось, что «традиционные» пулеметы и неуправляемые ракеты являются более удобным средством огневой поддержки войск, защиты вертолетов и зачистки местности перед посадкой. К идее залповых систем под патроны стрелкового оружия более не возвращались.

По материалам сайтов:
http://vietnamwarera.com/
https://medium.com/war-is-boring/
http://casatic.livejournal.com/
https://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

249

Похожие новости
13 декабря 2018, 16:20
13 декабря 2018, 16:20
15 декабря 2018, 18:40
15 декабря 2018, 13:00
14 декабря 2018, 14:40
15 декабря 2018, 18:40

Новости партнеров