Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Семейство сторожевых кораблей пр. 1135 «Буревестник»: полвека на службе


СКР "Бдительный" и корабли зарубежных ВМС в ходе совместных учений Baltops-93, 1 июня 1993 г. Фото US Navy



Как сообщают «Известия», в середине мая в море вновь выйдет один из старейших кораблей российского флота – сторожевик «Ладный», построенный по проекту 1135 «Буревестник». Вернувшись в боевой состав Черноморского флота, «Ладный» вновь сможет нести службу вместе с другими «Буревестниками», построенными по улучшенным версиям пр. 1135. История этого проекта представляет большой интерес. Конструкция, созданная еще в шестидесятых годах, имела высочайший модернизационный потенциал, используемый до сих пор.


Перспективный сторожевик


Тактико-техническое задание на новый сторожевой корабль (СКР), способный вести длительное патрулирование и сопровождать корабельные группы, защищая их от различных атак, было выдано в 1964 г. В 1968 гг. ленинградское ЦКБ-53 (ныне Северное ПКБ) завершило проектные работы по теме «1135» / «Буревестник», и вскоре на заводе «Янтарь» (г. Калининград) началось строительство головного сторожевика «Бдительный». В самом конце 1970 г. он вошел в состав Балтийского флота.

Серийное строительство «Буревестников» велось на калининградском «Янтаре», на ленинградском Заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») и на керченском «Заливе». С 1968 по 1980 г. предприятия заложили 21 СКР нового типа. Корабли предназначались для всех четырех флотов ВМФ СССР. Последний корабль сдали «под елочку» в 1981 г.


"Пытливый" модернизированного проекта 1135М во время боевой службы в Средиземном море, 1 ноября 1986 г. Фото US Navy

Служба большинства кораблей первой серии продолжалась до девяностых-двухтысячных годов. После развала СССР несколько сторожевиков достались Украине. Кроме того, в этот период корабли стали списывать из-за морального и физического устаревания, а также по причине невозможности дальнейшей эксплуатации. По итогам этих событий в составе российского флота остался только один СКР пр. 1135 – «Ладный», построенный в 1979-80 гг. Сейчас он завершает ремонт и вскоре должен вновь выйти в море.

Литера «М»


Уже в 1972 г., по результатам первых лет эксплуатации кораблей пр. 1135, появилось ТТЗ на проведение модернизации. Сторожевики улучшенного пр. 1135М должны были нести иное оснащение и вооружение с более высокими характеристиками. По результатам модернизации корабли нарастили мощь артиллерии и противолодочный потенциал.

Ввиду недостаточной огневой мощи спаренные артустановки АК-726 заменили изделиями АК-100 с орудием большего калибра и РЛС управления огнем МР-145 «Лев». ГАС типа МГ-332 «Титан-2» заменили более новой МГ-332МС «Титан-2Т». Также имели место другие доработки разного рода.

Головной корабль пр. 1135М заложили в конце 1973 г. и приняли в состав ВМФ через два года. Строительство серии продолжалось до начала восьмидесятых. Последний 11-й корабль серии, «Пытливый», сдали флоту в конце 1981 г. Корабли вновь распределялись между всеми флотами ВМФ СССР.


СКР "Воровский" погранвойск ФСБ, 2009 г. Фото US Coast Guard

Модернизированные «Буревестники» в большинстве своем служили до рубежа девяностых и двухтысячных, после чего были списаны и утилизированы. В строю остается только корабль «Пытливый». Как и более старый «Ладный», он несет службу в составе Черноморского флота.

Пограничный сторожевик


В 1980 г. судостроители получили заказ от КГБ – имеющийся сторожевик пр. 1135 требовали доработать для использования в морских частях пограничных войск. Новый проект 1135.1 «Нерей» вновь разрабатывался в ЦКБ-53.

Пограничный СКР лишился противолодочной системы РБУ-6000; на место ее пусковой установки с кормы перенесли изделие АК-100 с РЛС «Лев». Также с кормы убрали ЗРК «Оса-М», а высвободившееся место использовали под вертолетную площадку. Побортно разместили две установки АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Гидроакустический комплекс обновили с применением изделий МГК-335 «Платина» и МГК-345 «Бронза».

Сторожевики пр. «Нерей» строились на заводе «Залив» с 1981 г. До распада СССР погранвойска КГБ успели получить семь кораблей; еще два оставались на разных стадиях строительства. Восьмой корабль серии достался Украине – теперь это флагман ее ВМС «Гетман Сагайдачный». Девятый корабль, заложенный в 1992 г., через несколько лет разобрали на стапеле.

С 1998 по 2002 г. российские погранвойска списали четыре сторожевика. Не так давно, в 2017-м закончил службу пятый, «Воровский». В строю остаются два корабля – «Орел» и «Дзержинский».

Новые модернизации


В начале восьмидесятых был поднят вопрос модернизации наличных кораблей с целью повышения их боевых возможностей. В 1983 г. был подготовлен проект модернизации 1135.2, предлагавший кардинальную модернизацию радиоэлектронного, гидроакустического и ракетного вооружения. Установка новых систем могла осуществляться при капитальном ремонте корабля.


Российский сторожевик "Ладный" и корабли ВМС Украины, 2012 г. На заднем плане виден "Гетман Сагайдачный", строившийся по пр. 1135.1. Фото Wikimedia Commons

Пр. 1135.2 предлагал удаление противолодочного комплекса и монтаж ударной системы «Уран» с противокорабельными ракетами. Старые ГАС заменялись единым ГАК МГК-365 «Звезда-М1». Предусматривалось серьезное обновление комплекса радиолокаторов.

Модернизацию кораблей поручили нескольким предприятиям, по месту службы кораблей. Процесс ремонта и переоснащения стартовал одновременно с пресловутой Перестройкой – и к распаду СССР успели обновить только три сторожевика. Два из них несли службу до двухтысячных годов, а третий списали в 2012-м.

Другой проект, 1135.3, предлагал замену противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель» более новым УРПК-5 «Раструб», а также модернизацию гидроакустических систем при помощи ГАК «Звезда-М1». Такое оборудование и вооружение поучил только СКР «Жаркий» их состава Северного флота. Он продолжал службу до 2002 г.

Экспорт и модульность


В девяностых годах Северное ПКБ разработало новый вариант пр. «Буревестник» – на этот раз с прицелом на зарубежный рынок. Исходную конструкцию сторожевика переработали с учетом современных тенденций, возможных пожеланий заказчиков и перспективных систем вооружений. Итоговый вариант такого проекта, доведенный до серии, получил номер 1135.6 (11356) и индийское имя «Тальвар».

При переработке предыдущих проектов сохранили только основные конструкции корпуса и часть общих систем. Остальное полностью переработали с внедрением модульной архитектуры, упрощающей как изменение проекта с учетом пожеланий заказчика, так и последующую модернизацию. После таких изменений корабль стал немного длиннее, а полное водоизмещение выросло с 3,19 тыс. т до 4 тыс. т.


Фрегат "Тальвар" - головной корабль пр. 11356 для индийского флота. Фото ВМС Индии

«Тальвар» оснастили современным отечественным и зарубежным радиоэлектронным и гидроакустическим оборудованием. Основой комплекса вооружений стала универсальная пусковая установка 3С-14 с 8 ячейками для ТПК ракет разных типов. Изначально главным ударным оружием являлись ракеты Club-N, затем появилась возможность применения изделий BrahMos. Корабль сохранил 100-мм артустановку, но получил новые зенитные средства.

В 1999 г. на Балтийском заводе состоялась закладка первого корабля пр. 1135.6 для ВМС Индии. Этот заказ предусматривал поставку трех кораблей – они вошли в состав флота в 2003-2004 гг. В 2007-11 гг. завод «Янтарь» построил вторую серию сторожевиков. С лета 2013 г. в составе индийского флота числится шесть «Тальваров».

Следующее поколение


В двухтысячных годах на базе пр. 11356 был создан новый пр. 11356Р. Суть нового проекта заключалась в переработке экспортного «Тальвара» с учетом требований ВМФ России. Основные подходы к конструированию и подбору комплектующих остались прежними, но изменился состав вооружения и оборудования.

В 2010 и 2011 г. Минобороны России разместило два заказа на шесть новых сторожевиков / фрегатов. В дальнейшем рассматривалась возможность строительства еще трех. Предполагалось передать корабли Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам, но затем подобные планы сократили. Все построенные фрегаты должны были поступить в состав Черноморского флота.


"Адмирал Григорович" - головной фрегат пр. 11356Р. Фото Минобороны РФ

Головной корабль «Адмирал Григорович» заложили в конце 2010 г. и приняли в состав флота в 2016-м. Через несколько месяцев подняли флаг на «Адмирале Эссене», строившемся с 2011 г. В конце 2017 г. флот получил фрегат «Адмирал Макаров».

Строительство трех других кораблей столкнулось с проблемой. В 2014 г. украинская промышленность отказалась поставлять необходимые силовые установки, и строящиеся СКР остались без двигателей. В дальнейшем неоднократно появлялись различные сообщения о возможных действиях и мерах. Строительство могло быть заморожено или продолжено с использованием российских энергоустановок – с серьезным отставанием от исходного графика.

В июле 2019 г. стало известно, что три недостроенных корабля выкупила Индия. Российский завод продолжит строительство, а индийская сторона в обход российских судостроителей должна приобрести украинские двигатели. Сдача трех кораблей ВМС Индии ожидается в 2023-24 гг.

Полвека в строю


31 декабря 2020 г. исполняется ровно 50 лет со дня ввода в строй первого сторожевого корабля пр. 1135 «Буревестник». За первым «Бдительным» последовало еще 19 кораблей исходного проекта и 11 модернизированного. Впоследствии четыре таких СКР прошли модернизацию до 1135.2 и 1135.3. Также промышленность построила 8 пограничных кораблей «Нерей». По последним проектам 11356 и 11356Р построили шесть кораблей для Индии (еще три строятся) и три для России.


Пожалуй, самый известный эпизод из истории пр. 1135. СКР "Беззаветный" вытесняет из советских территориальных вод американский крейсер. 12 февраля 1988 г., вид с крейсера. Фото US Navy

К настоящему времени по всем проектам семейства 1135 построено 48 кораблей, и в ближайшем будущем в море выйдут новые. При этом за прошедшие полвека большая часть сторожевиков закончила свою службу. Сейчас ВМФ России располагает всего двумя кораблями ранних проектов и тремя современными пр. 11356Р. В распоряжении погранвойск ФСБ остается два корабля пр. 1135.1. В зарубежных флотах несут службу семь боевых единиц – в основном это современные «Тальвары».

История проекта 1135 и его производных представляет большой интерес. Базовый проект семейства создавался в середине шестидесятых годов согласно требованиям своего времени. В дальнейшем требования менялись, и проект дорабатывался тем или иным образом. Наконец, в конце прошлого века проект подвергся радикальной переработке – но с сохранением значительной части черт.

В результате в составе ВМФ России можно одновременно наблюдать сторожевики «Ладный» и «Пытливый», построенные на рубеже семидесятых-восьмидесятых, а также совершенно новые фрегаты «адмиральской серии». Все это стало возможно благодаря высочайшему модернизационному потенциалу проекта, заложенному более полувека назад.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

316

Похожие новости
04 сентября 2020, 00:00
18 сентября 2020, 00:20
04 сентября 2020, 00:00
04 сентября 2020, 00:00
17 сентября 2020, 22:20
10 сентября 2020, 23:20

Новости партнеров