Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Sea Dragon идут на списание


Вертолет MH-53E из состава эскадрильи HM-15 осуществляет посадку на палубу авианосца USS Nimitz (CVN-68), 27 августа 2003 г.



В середине восьмидесятых годов на вооружение ВМС США поступил новейший вертолет Sikorsky MH-53E Sea Dragon, предназначенный для использования в системе противоминной обороны. Эта машина до сих пор остается единственным образцом такого класса, но в ближайшем будущем ее эксплуатация может завершиться. «Морской дракон» успел устареть морально и физически, а также успел показать чрезмерную аварийность.


Старая разработка


В 1980 г. компания «Сикорский» начала серийное производство многоцелевых вертолетов CH-53E Super Stallion для ВВС США. Военно-морские силы тоже заинтересовались такой техникой, что привело к закупке почти 180 вертолетов. Кроме того, ВМС заказали разработку специализированной модификации, предназначенной для использования в противоминной обороне.

Противоминная модификация вертолета получила обозначение MH-53E Sea Dragon. Заказчик потребовал переработать топливную систему и увеличить объем горючего, в т.ч. за счет использования дополнительных внутренних баков. Вертолет должен был получить возможность буксировки надводных и погружаемых платформ противоминным оборудованием. Для их использования понадобилось установить новые агрегаты, доработать систему управления и т.д.


Характерная особенность вертолета Sea Dragon - бортовые спонсоны с топливными баками увеличенной емкости

Опытный вертолет MH-53E построили в 1981 г., в конце декабря состоялся первый полет. Следующие несколько лет ушли на доводку конструкции и отработку целевого оборудования. Первая эскадрилья вертолетов-тральщиков достигла начальной оперативной готовности в 1986 г. С тех пор «Морские драконы» активно используются для решения ряда основных задач и являются важной составляющей морской авиации ВМС США.

Особенности конструкции


В целом конструкция MH-53E повторяет базовый проект CH-53E. Вертолет построен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Силовая установка построена на основе трех турбовальных двигателей General Electric T64-GE-419 мощностью по 4750 л.с. Через редуктор они вращают семилопастной несущий винт диаметром 24,1 м.


Вертолеты MH-53E имеют средства дозаправки в полете, увеличивающие продолжительность патрулирования

MH-53E внешне заметно отличается от базового CH-53E. Наиболее заметное отличие – боковые спонсоны каплевидной формы, используемые в качестве топливных баков повышенной емкости. Для дополнительного увеличения дальности и продолжительности полета сохранена штанга для дозаправки в воздухе.

Под хвостовой балкой подвешена специальная рама рама. С ее помощью из грузовой кабины выводится буксировочный трос для целевого оборудования. Кроме того, она ограничивает его перемещения и не позволяет ему попадать на хвостовую балку или к рулевому винту.

Основной задачей MH-53E является применение различного противоминного оснащения, выполняемого в виде подвесных или буксируемых изделий. Кроме того, вертолет может перевозить людей или грузы. В зависимости от поставленной задачи, грузовой отсек может вмещать дополнительный топливный бак, места для 55 человек или 14,5 т груза.


Понтон Mk 105 с магнитным тралом

Экипаж вертолета включает не менее трех человек, из них двое отвечают за пилотирование. Также в экипаж входят операторы целевого оборудования и бортинженер. При необходимости последний может использовать крупнокалиберный пулемет GAU-21, смонтированный на кормовой рампе.

Вертолет способен развивать скорость до 278 км/ч. За счет увеличения емкости баков максимальная дальность полета доведена до 1050 морских миль (1945 км). При осуществлении противоминной обороны машина может оставаться в районе работы в течение нескольких часов.

Целевое оборудование


MH-53E предназначен для проведения «воздушной противоминной обороны» – Airborne Mine Countermeasures (AMCM). Для решения таких задач используются несколько типов трального оборудования, выполненного на основе надводных или погружаемых платформ. Крупные изделия перевозятся к месту применения на внешней подвеске, мелкие – внутри кабины. Их опускают на воду и буксируют по заданному маршруту.


Оператор выполняет выпуск погружаемого трала Mk 103

Для вертолета Sea Dragon предназначены буксируемые устройства трех типов с разным оснащением. Изделие Mk 103 представляет собой погружаемый аппарат с тралом механического действия. На понтоне Mk 105 устанавливается магнитный трал, воздействующий на мины дистанционно. Также предлагается буксируемое устройство с гидроакустической станцией бокового обзора AN/AQS-14A.

Типичная операция по разминированию начинается с применения ГАС бокового обзора и обнаружения минных постановок противника. После этого MH-53E может брать на подвеску понтон нужного типа и начинать траление. Высокие летные характеристики позволяют за один вылет обрабатывать относительно большие акватории, находя и обезвреживая мины.

На службе двух стран


Стартовым заказчиком вертолета MH-53E стали ВМС США. Серийное производство такой техники по их заказу было развернуто к середине восьмидесятых годов. К 1986 г. флот получил и освоил первую эскадрилью такой техники. Впоследствии поставки продолжились, и к концу десятилетия в морской авиации было 46 «Морских драконов».


Подготовка к выпуску погружаемой ГАС AN/AQS-14A

Вскоре интерес к такой технике проявили Морские силы самообороны Японии. Для них компания Sikorsky построила 11 вертолетов, поступивших на вооружение под обозначением S-80M. Японские МСС использовали технику по прямому назначению в миссиях типа AMCM. Со временем вертолеты выработали ресурс, и командование решило не проводить модернизацию. Последний S-80M списали в 2017 г.

Вертолеты MH-53E и S-80M активно использовались как по прямому назначению, так и в качестве воздушного транспорта. В 1991 г. американские вертолеты впервые были привлечены к реальной боевой работе. Во время операции «Буря в пустыне» они осуществляли поиск и траление морских мин в Персидском заливе. В 2003 г. им вновь пришлось решать те же задачи в том же регионе. В 2004 г. вертолеты-тральщики вместе с другой техникой использовались в качестве транспорта при оказании помощи пострадавшим после землетрясения и цунами в Индийском океане.


Вертолет MH-53E буксирует понтон Mk 105

По известным данным, сейчас в составе ВМС США имеется две противоминные эскадрильи на Sea Dragon – HM-14 и HM-15. Эскадрилья HM-12 является резервной. В строю остается всего 28 машин, еще 7 переведены в резерв. Остальные машины были потеряны или списаны при разных обстоятельствах с 1986 по 2014 г.

Вертолеты MH-53E ВМС США пока продолжают службу. В недавнем прошлом выполнена программа «продления жизненного цикла». С ее помощью ресурс техники продлили до 10 тыс. летных часов. Это позволит эксплуатировать вертолеты, как минимум, до 2025 г.

Рекорд по авариям


С некоторых пор MH-53E считается самым аварийным образцом в американской морской авиации. Согласно опубликованной информации, на 100 тыс. летных часов приходится 5,96 летных происшествий «класса А» с серьезным повреждением конструкции или гибелью людей. Для других вертолетов ВМС этот показатель не превышает 2,3. За время эксплуатации в происшествиях с «Морскими драконами» погибло 32 человека.


"Морской дракон" в роли транспорта для помощи пострадавшим при землетрясении и цунами. Суматра, 23 января 2005 г.

К подобным результатам эксплуатации приводит специфическое сочетание нескольких основных факторов. Так, применение техники в рамках AMCM предполагает длительные полеты над морем на малой высоте с буксировкой понтона. При этом вертолет имеет устаревшую аналогово-цифровую систему управления без развитого автопилота. В сложных ситуациях пилотам приходится полагаться только на себя.

Таким образом, основная работа MH-53E отличается особой сложностью и приводит к серьезным рискам и предпосылкам к летным происшествиям. При этом вертолет далеко не в полной мере соответствует требованиям такой эксплуатации.

Завершение эксплуатации


Согласно планам недавнего времени, вертолеты Sikorsky MH-53E Sea Dragon должны были оставаться в эксплуатации до 2025 г. и решать задачи противоминной борьбы. К указанным срокам планировалось сформировать достаточно крупную группировку кораблей Littoral Combat Ship с противоминными возможностями, после чего можно было бы отказаться от старых вертолетов.


Вертолет S-80M Морских сил самообороны Японии

Такие планы начнут выполнять в ближайшем будущем. Недавно был опубликован проект военного бюджета на 2021 ф.г., в котором предлагается начать списание оставшихся MH-53E с 2022-го. Учитывая малое количество сохранившихся вертолетов, можно предположить, что процесс отказа от них не займет много времени и завершится не позднее 2025 г.

На протяжении нескольких десятилетий вертолеты-тральщики MH-53E Sea Dragon регулярно участвовали в патрулировании и учениях. Кроме того, их привлекали к реальной боевой работе. «Морские драконы» показали себя как эффективный, но достаточно сложный в эксплуатации инструмент противоминной обороны. Теперь же их эксплуатация подходит к концу. По всей видимости, оставшиеся MH-53E уже не смогут отметить сорокалетие своей службы.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

213

Похожие новости
03 июня 2020, 05:40
02 июня 2020, 20:00
01 июня 2020, 19:20
02 июня 2020, 20:00
02 июня 2020, 06:40
03 июня 2020, 05:40

Новости партнеров