Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Россия нашла способ обхода санкций США при продаже оружия

Фото из открытых источников
Как сообщает газета «Ведомости» в материале Алексея Никольского «Россия нашла способ обхода санкций США при продаже оружия. Теперь его будет гораздо проще поставлять через третьи страны», Правительство Российской Федерации своим постановлением № 586 от 10 мая («Ведомости» ознакомились с документом) упростило порядок перепродажи российских вооружений их первичными покупателями в третьи страны.
Реэкспорт российского оружия разрешался и ранее, но до сих пор страна, которая получала его из вторых рук, должна была представлять Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) такой же сертификат конечного пользователя, как и «первичный» импортер. В сертификате покупатель обязуется не перепродавать оружие без разрешения Москвы. Таким образом, импортер формально подтверждал, что в конечном итоге приобретает оружие у России. Теперь же будет достаточно, если третья страна предоставит сертификат непосредственному поставщику, а он лишь уведомит Россию, что покупатель обещает не передавать оружие дальше.
В пояснительной записке к документу прямо говорится, что его появление вызвано антироссийскими санкциями: «Иностранные государства выражают заинтересованность в покупке российской продукции военного назначения, но, опасаясь попасть под санкции, отказываются от ее закупки». Проблема возникла после того, как в августе 2017 г. в США был принят закон CAATSA, предусматривающий возможность введения санкций против любых стран – импортеров российских вооружений. Впервые такие санкции были введены США в сентябре 2018 г. против департамента подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР и его руководителя Ли Шанфу за покупку у России истребителей Су-35 и комплексов ПВО С-400. А экспорт – важнейшая составляющая доходов российского оборонного комплекса: с 2013 г. ежегодные продажи оружия составляют $15–16 млрд, портфель заказов на конец 2018 г. достиг $55 млрд.
Российская политика в отношении контроля за пользователями российского оружия ужесточалась после того, как в ходе войны Израиля с ливанским движением «Хезболла» в 2005 г. израильские войска захватили противотанковые комплексы «Корнет», которые ранее были поставлены Россией в Сирию. В 2006 г. правительство приняло постановление, согласно которому ФС ВТС получила право включать при заключении контрактов на поставку легкого и стрелкового оружия пункты, позволяющие проводить инспекции для проверки наличия проданных вооружений у покупателя.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, крупнейшие покупатели российских вооружений – Китай, Индия, Вьетнам, Алжир и Египет – не нуждаются в подобной схеме. Эти страны или игнорируют американские санкции против российских экспортеров, или добиваются исключений для себя в ходе переговоров с американскими властями. Но для небольших стран, опасающихся американских санкций, продажи с использованием механизмов реэкспорта могут быть оправданны, полагает эксперт. Речь идет главным образом о продаже легкого и стрелкового оружия и боеприпасов. Этот сегмент российского оружейного экспорта составляет несколько сотен миллионов долларов в год и представлен преимущественно странами Африки южнее Сахары и Латинской Америки, а также небольшими азиатскими странами, говорит Макиенко.
Реэкспорт российских вооружений действительно осуществлялся, говорит источник, близкий к Минобороны, однако его размер никогда не был большим и осуществлялся он главным образом через Белоруссию. Например, в конце 2000-х гг. 15 штурмовиков Су-25 были поставлены через Белоруссию в Судан – одной из причин этого была более низкая стоимость предпродажной подготовки в Белоруссии.
При этом реэкспорт при поставках вооружений используется и США, говорит еще один источник, близкий к Минобороны России. Так, с 2012 г. под контролем ЦРУ осуществляется масштабная программа по поставкам оружия сирийской оппозиции. Оружие и боеприпасы за деньги стран Персидского залива производятся в Сербии, Хорватии и других странах Восточной Европы и экспортируются в Болгарию, о чем восточноевропейские страны отчитываются для реестра поставок обычных вооружений ООН. Затем Болгария добавляет боеприпасы своего производства и отчитывается об их поставке Саудовской Аравии, а в итоге в Сирии обнаруживаются ящики от оружия и боеприпасов, на которых конечным покупателем значится минобороны Саудовской Аравии, говорит собеседник «Ведомостей».
Но помимо угрозы санкций в отношении стран-импортеров, закон CAATSA позволил США весной 2018 г. ввести новые санкции против главного экспортера российских вооружений – «Рособоронэкспорта», которые лишили его возможности получать платежи в долларах США. И это создало серьезные проблемы с оплатой поставок. Макиенко считает, что в этой связи вся система регулирования российского экспорта вооружений требует кардинального пересмотра.
«Рособоронэкспорт» и ФС ВТС от комментариев воздержались.

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

293

Похожие новости
19 июля 2019, 14:20
20 июля 2019, 12:00
19 июля 2019, 11:40
20 июля 2019, 14:40
20 июля 2019, 12:00
21 июля 2019, 01:40

Новости партнеров