Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Провал или перспективы? БТР «Отаман-3» (Украина)

Киевская выставка «Зброя та безпека 2019» вновь становится площадкой для демонстрации новых разработок. В этот раз НПО «Практика» вновь представило бронетранспортер из уже известной линейки проектов. «Отаман-3» сохраняет основные черты предыдущих одноименных машин, но, в отличие от них, является полноценным образцом и готов к прохождению государственных испытаний. Впрочем, реальные перспективы проекта остаются под вопросом.




Передовая разработка?


Головным разработчиком проекта «Отаман-3» («Атаман-3») являлось само НПО «Практика». Также в работах участвовало несколько других предприятий из состава концерна «Укроборонпром». На правах поставщиков компонентов к проекту привлекли зарубежные заводы из Германии и США.

Новый вариант «Атамана» создавался в соответствии с техническим заданием морской пехоты Украины и потому имеет ряд характерных черт. Одновременно с этим машина сохраняет некоторые особенности предыдущих одноименных разработок, представленных в недавнем прошлом.


В конструкции «Отамана-3» используются все основные идее и решения, характерные для современных бронетранспортеров и специальных колесных шасси в целом. Это должно обеспечивать тактико-технические характеристики требуемого уровня. Также внедрены некоторые передовые компоненты, призванные дать новые возможности и преимущества.

Руководство «Практики» утверждает, что к настоящему времени «Отаман-3» представляет собой полноценный и законченный образец. Его можно выводить на государственные испытания, по результатам которых может быть принято решение о принятии на вооружение и заказе серии.

Технические особенности


Как и предыдущие «Атаманы», новый образец представляет собой боевую бронированную машину с трехосным шасси и водометными движителями. На шасси можно монтировать боевые модули разных типов. Представленный прототип оснастили изделием БМ-7 «Парус» украинского производства.

«Отаман-3» имеет броневой корпус с передним расположением отделения управления и моторного отсека. Центральная и кормовая часть отданы под десант. Заявленная защита корпуса отвечает 3 уровню стандарта STANAG 4569 (стойкость к бронебойным пулям патрона 7,62х51 мм). Возможна навеска керамических модулей, повышающих защиту до 4 уровня (стойкость к 14,5-мм пулям). Противоминная защита – до 8 кг ТНТ.



В моторном отсеке помещается немецкий дизель Deutz TCD 2015 V6 объемом 11,9 л и мощностью 550 л.с. Трансмиссия построена с использованием автоматической коробки передач Allison 4500SP-P с шестью скоростями. Трансмиссия обеспечивает колесную формулу 6х6. Использована независимая подвеска разработки одной из американских фирм. В кормовой части корпуса помещены два водометных движителя для работы на воде.

Экипаж бронемашины помещается в носовом отделении управления и в десантном отделении. Интересным нововведением проекта является применение «прозрачной кабины» от компании Limpid. БТР оснастили набором внешних видеокамер, сигнал с которых обрабатывается и выдается на экраны шлема водителя или командира. За счет этого обеспечивается круговой обзор пространства вокруг бронемашины.

Проект «Отаман-3» предлагает использование шасси в качестве основы для бронетехники различного назначения. Выставочный образец построили в конфигурации БТР для перевозки пехоты. Его десантное отделение вмещает 10 мест для бойцов с высадкой через кормовую аппарель. На крыше установили боевой модуль БМ-7 с 30-мм автоматической пушкой, пулеметом и противотанковыми ракетами «Барьер».

Также предлагается строительство машин огневой поддержки, самоходной пушки или миномета, командно-штабной или ремонтно-эвакуационной техники. Разработке новых образцов способствует повышенный запас прочности шасси. Нагрузка на одну ось может достигать 9 т. Максимальная боевая масса – 27 т. Шасси может нести полезную нагрузку или целевое оборудование массой до 7 т.


Утверждается, что высокие тактико-технические характеристики достигаются без неприемлемого роста стоимости. Представленный бронетранспортер по цене сопоставим с серийным БТР-4. При этом более точные цифры пока не назывались.

Перспективы образца


Утверждается, что БТР «Отаман-3» готов к выходу на испытания. Подтвердив свои характеристики, он сможет пойти в серию и поступить в войска. Техника с заявленными возможностями и характеристиками была бы полезна для украинской армии и могла бы поднять ее боеспособность. Однако есть серьезные поводы для сомнений в способности новой бронемашины оправдать возлагаемые надежды.



В представленном виде бронетранспортер из линейки «Атаман» выглядит достаточно интересно и имеет ряд очевидных положительных особенностей. В основе проекта лежат отработанные и проверенные идеи. По сути, «Отаман-3» является типичным современным колесным БТР со всеми характерными особенностями. Использована традиционная для такой техники компоновка с кормовым десантным отделением, бронекорпус усилен для защиты от обстрела и мин, а на крыше могут устанавливаться разные боевые модули.
Важным плюсом «Атамана» является высокая прочность шасси, обеспечивающая возможность строительства различных боевых и вспомогательных машин. Впрочем, подобные возможности имеют едва ли не все современные колесные БТР.

Особо интересно внедрение «прозрачной кабины». Подобные системы уже разработаны в нескольких странах, но пока остаются на стадии испытаний и внедрения в реальные проекты. Среди немногочисленных разработчиков техники с такими возможностями внезапно оказывается Украина.

Однако проект не лишен недостатков и может столкнуться с серьезными проблемами. Так, при строительстве опытного «Отамана-3» широко использовали узлы и агрегаты зарубежного производства. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть основаны на импортных изделиях. Это увеличивает стоимость готового образца, а также приводит к зависимости от зарубежных поставок.

Остальные компоненты бронемашины тоже вызывают вопросы. В частности, известно, что Украина испытывает затруднения с производством брони и различных систем для военной техники. Эти затруднения могут решаться за счет импорта, что, однако, усложняет и удорожает производство. Удастся ли новому «Атаману» не столкнуться с такими проблемами – неясно.

Состояние украинской военной промышленности заставляет сомневаться в ее способности выпускать новые БТР и технику на их базе в достаточных количествах. Целый ряд украинских проектов последних лет ограничился сборкой опытных образцов, после чего работы останавливались. Этому способствовало плохое состояние предприятий, ограниченные возможности заказчика и другие характерные факторы.

Утверждается, что «Отаман-3» по стоимости примерно равен серийному БТР-4. Однако существенные отличия в конструкции, широкое использование импортных компонентов и другие факторы могут привести к резкому росту стоимости реального образца.



Высокая цена способна отпугнуть заказчика, в качестве которого можно рассматривать только вооруженные силы Украины. ВСУ хронически не хватает финансирования – закупка всех необходимых образцов в желаемых количествах оказывается невозможной. Производственные затруднения могут закрыть «Отаману-3» дорогу на международный рынок.

Поводы для пессимизма


Проект «Отаман-3» представляет определенный интерес с точки зрения техники и примененных идей. Конструкторы НПО «Практика» смогли собрать все актуальные решения и сделать на их основе любопытный образец колесной бронетехники. Производственные возможности позволили собрать новый опытный образец, демонстрирующий все положительные стороны проекта.

Однако какое-либо заметное будущее у нового проекта, по всей видимости, отсутствует. Основной заказчик вряд ли сможет заказать заметные количества новой техники, а способность подрядчиков выполнить крупный заказ вызывает сомнения. Весьма вероятно, что нынешняя выставка станет главным достижением проекта «Отаман-3», и далее он не продвинется.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

214

Похожие новости
19 ноября 2019, 05:00
17 ноября 2019, 06:20
18 ноября 2019, 18:00
17 ноября 2019, 06:20
16 ноября 2019, 05:40
18 ноября 2019, 18:20

Новости партнеров