Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Противотанковые возможности советских самоходных артиллерийских установок СУ-152 и ИСУ-152


В мемуарной и технической литературе, посвящённой Великой Отечественной войне, достаточно часто даются высокие оценки противотанковым возможностям советских самоходных артиллерийских установок СУ-152 и ИСУ-152. При этом авторы, превозносящие высокий поражающий эффект 152-мм снаряда при воздействии его на бронетехнику противника, напрочь забывают о других характеристиках крупнокалиберного орудия, а также о том, для чего в первую очередь были предназначены тяжелые самоходки.



После неудачи с тяжелым штурмовым танком КВ-2, который фактически являлся САУ с 152-мм гаубицей, установленной во вращающейся башне, в условиях, когда наши войска вели тяжелые оборонительные бои, особой потребности в тяжелой самоходке не было. В связи с захватом стратегической инициативы, в условиях наступательных боевых действий бронетанковым частям РККА требовались качественно новые образцы техники. С учётом имеющегося опыта эксплуатации СУ-76М и СУ-122 встал вопрос о создании штурмовых самоходных артустановок, вооруженных крупнокалиберными орудиями. Такие самоходки в первую очередь предназначались для разрушения капитальных фортификационных сооружений при прорыве хорошо подготовленной обороны противника. В ходе планирования наступательных операций 1943 года ожидалось, что советским войскам придется взламывать долговременную глубоко эшелонированную оборону с бетонированными дотами. В этих условиях возникла необходимость в тяжелой САУ с вооружением, аналогичным КВ-2. Однако к тому моменту производство 152-мм гаубиц М-10 было прекращено, а сами КВ-2, зарекомендовавшие себя не слишком хорошо, были практически все потеряны в боях. После осмысления опыта эксплуатации самоходных артустановок к конструкторам пришло понимание того, что с точки зрения получения оптимальных массогабаритных характеристик размещение на боевой машине крупнокалиберного орудия в бронированной рубке является более оптимальным, чем во вращающейся башне. Отказ от башни позволял увеличить объём боевого отделения, снизить массу и удешевить машину.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-152


В конце января 1943 года на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) была завершена постройка первого прототипа тяжелой САУ СУ-152, вооруженной 152-мм орудием МЛ-20С – танковой модификацией весьма удачной 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20). Орудие имело сектор горизонтального обстрела 12° и углы возвышения от −5 до +18°. В боекомплект входило 20 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В ходе испытаний на скорострельность при использовании укладок первой очереди удалось добиться результата 2,8 выстр./мин. Но реальная боевая скорострельность не превышала 1-1,5 выстр./мин. Дальность ведения огня с использованием телескопического прицела СТ-10 по визуально наблюдаемым целям достигала 3,8 км. На машинах первой партии использовался прицел Т-9 (ТОД-9), первоначально разработанный для тяжелого танка КВ-2. Для стрельбы с закрытых позиций имелся панорамный прицел ПГ-1 с панорамой Герца. Максимальная дальность стрельбы — 6,2 км. Теоретически можно было вести огонь и на большую дальность, но стрельба с закрытых позиций по ряду причин, о которых будет сказано ниже, самоходчиками практиковалась редко.


Одна из первых СУ-152

Базой для новой самоходки стал танк КВ-1с. Компоновка САУ была такой же, как и у большинства советских самоходных установок того времени. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия размещались в корме машины. Три члена экипажа находились слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик и сзади заряжающий, а два остальных, командир машины и замковый, — справа. Один топливный бак располагался в моторном отделении, а два других — в боевом, то есть в обитаемом пространстве машины.

По уровню защищённости СУ-152 практически соответствовала танку КВ-1с. Толщина лобовой брони рубки составляла 75 мм, лба корпуса – 60 мм, бортов корпуса и рубки – 60 мм. Боевая масса — 45,5 т. Дизельный двигатель В-2К с эксплуатационной мощностью 500 л.с. разгонял самоходку по шоссе до 43 км/ч, скорость движения на марше по грунтовой дороге не превышала 25 км/ч. Запас хода по шоссе – до 330 км.


В феврале 1943 года военные представители приняли первую партию из 15 машин. 14 февраля 1943 года, одновременно с принятием на вооружение СУ-152, вышло постановление ГКО №2889 «О сформировании тяжелых самоходных артиллерийских полков РГК». Документ предусматривал формирование 16 тяжелых самоходных артиллерийских полков (ТСАП). Первоначально в ТСАП было 6 батарей по две установки в каждой. Впоследствии, исходя из опыта боевых действий, организационно-штатную структуру ТСАП пересмотрели в сторону унификации со штатами полков, вооружённых СУ-76М и СУ-85. По новому штатному расписанию, в ТСАП стало 4 батареи по три САУ в каждой, количество личного состава полка было сокращено с 310 до 234 человек, а во взвод управления вводился «командирский» танк КВ-1с и бронеавтомобиль БА-64.

Боевая деятельность ТСАП первоначально планировалась по аналогии с артиллерийскими полками, вооруженными 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20. Однако на практике наводчики СУ-152 чаще всего стреляли по визуально наблюдаемым целям, в этом случае передовые артиллерийские наблюдатели и разведчики-корректировщики в ТСАП были востребованы мало. Самоходки обычно поддерживали огнём наступающие танки, двигаясь позади них на расстоянии 600-800 м, вели огонь прямой наводкой по фортификационным сооружениям противника, уничтожая узлы обороны, или действовали как противотанковый резерв. Таким образом, тактика действий ТСАП мало отличалась от тактики танковых подразделений и САП, имеющих СУ-76М и СУ-85.

Некоторые ТСАП на СУ-152 сохраняли старый штат, а другие переводились на новый, оставаясь с прежней материальной частью. Из-за нехватки СУ-152 бывали случаи, когда ТСАП комплектовались иными машинами, например, восстановленными КВ-1с или новыми КВ-85. И наоборот, когда в тяжелые танковые полки взамен потерянных в боях или убывших на ремонт танков поступали СУ-152. Так в РККА появились отдельные тяжёлые танкосамоходные полки, и впоследствии эта практика имела место вплоть до конца войны. На завершающем этапе войны в ТСАП, сформированных в 1943-1944 гг., параллельно с СУ-152 могли эксплуатироваться ИСУ-122 и ИСУ-152.

Несмотря на то, что первые 152-мм установки были сданы еще в феврале 1943 года, в войска они стали поступать только в апреле. Много времени ушло на устранение производственных дефектов и «детских болячек». Кроме того, по результатам первого боевого применения СУ-152 на фронте выяснилось, что при стрельбе внутри боевого отделения скапливался большой объем пороховых газов, что приводило к потере работоспособности экипажа. Об этом стало известно не только в ГАБТУ, но и на самом высшем уровне. Вопрос о решении этой проблемы 8 сентября 1943 года в ходе показа в Кремле новых образцов бронетанковой техники поднял лично Сталин. В соответствии с его распоряжением на крыше боевого отделения СУ-152 стали устанавливать два вентилятора.

Из действующей армии поступали претензии к обзорности из боевого отделения. Перископические приборы имели большие зоны не просматриваемого пространства, что нередко становилась причиной потерь машин. Много нареканий было относительно малого боезапаса. В частях практиковалось увеличение боекомплекта до 25 выстрелов путём размещения дополнительных 5 выстрелов под орудием. Эти снаряды и заряды лежали на полу, закрепленные деревянными самодельными колодками. Погрузка нового боекомплекта была трудоёмкой и физически тяжелой операцией, занимавшей более 30 минут. Наличие топливного бака внутри боевого отделения в случае пробития брони вражеским снарядом нередко становилось причиной гибели всего экипажа.

Тем не менее, из трёх первых советских штурмовых самоходных установок, запущенных в серийное производство после начала войны, эта машина оказалась самой удачной. У СУ-152, в отличие от СУ-76, не было явных дефектов, связанных с общей конструкцией моторно-трансмиссионной группы. Кроме того, боевое отделение самоходки, построенной на шасси тяжелого танка КВ-1с, было более просторным, чем на СУ-122. Сама по себе конструкция боевой машины, оснащённой очень мощным 152-мм орудием, оказалась достаточно удачной.

Насколько известно, боевой дебют СУ-152 состоялся на Курской дуге, где находились два ТСАП. За период с 8 по 18 июля 1541-й ТСАП отчитался о 7 уничтоженных «Тиграх», 39 средних танках и 11 самоходных установках противника. В свою очередь 1529-й ТСАП 8 июля уничтожил и подбил 4 танка (из них 2 «Тигра»), а также 7 самоходок. В ходе сражения на Курской дуге самоходки, двигаясь позади танков, оказывали им огневую поддержку и вели огонь с закрытых огневых позиций. Для стрельбы по противнику использовались только осколочно-фугасные снаряды, бронебойных 152-мм снарядов в боекомплекте в тот момент не имелось. В связи с тем, что прямых столкновений с немецкими танками было немного, потери самоходок были относительно небольшими. Однако следует понимать, что лобовая броня СУ-152 к середине 1943 уже не обеспечивала адекватной защиты и могла быть пробита длинноствольным орудием модернизированной "четвёрки" с 1000 м. В ряде источников говорится, что немцы сумели достаточно подробно изучить подбитую СУ-152 летом 1943 года.


В отчётах по результатам боевых действий среди бронетехники, уничтоженной экипажами СУ-152, неоднократно фигурируют тяжелые танки «Тигр» и ПТ САУ «Фердинанд». Среди наших солдат самоходки СУ-152 заслужили гордое имя «Зверобой». Ввиду того, что в сражении эпизодически участвовали всего 24 тяжелых самоходных установки, особого влияния на ход боевых действий они не оказали. Но в то же время следует признать, что СУ-152 летом 1943 года являлась единственной советской самоходкой, способной уверенно поражать тяжелые немецкие танки и САУ на всех дистанциях боя. В то же время надо понимать, что потери противника в отчётах по боевой деятельности зачастую сильно завышались. Если верить всем сводкам, поступившим из действующей армии, то наши танкисты и артиллеристы уничтожили «Тигров» и «Фердинандов» в несколько раз больше, чем их было построено. В большинстве случаев это происходило не потому, что кто-то хотел приписать себе несуществующие заслуги, а по причине трудности идентификации вражеской бронетехники на поле боя.


Немецкий средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J

Немецкие средние танки Pz.KpfW.IV поздних модификаций, оснащённые длинноствольными орудиями и противокумулятивными экранами, навешенными на борт корпуса и башню, до неузнаваемости меняли свои очертания и становились похожими на тяжелый «Тигр». «Фердинандами» с лета 1943 года в РККА называли все германские САУ с задним расположением боевого отделения. Также следует принять во внимание, что у противника была очень хорошо поставлена служба эвакуации с поля боя повреждённых танков. Достаточно часто «уничтоженные» в советских сводках «Тигры» успешно восстанавливались в полевых танкоремонтных мастерских и снова шли в бой.


СУ-152 позднего выпуска

Серийное производство СУ-152 продолжалось до января 1944 года. Всего было сдано 670 самоходок этого типа. Наиболее активно СУ-152 применялись на фронте в период с осени 1943 года до лета 1944 года.


По сравнению с танками самоходки СУ-152 несли меньшие потери от огня противотанковой артиллерии и танков противника. Может показаться странным, но заметное количество тяжелых САУ было списано ввиду полной выработки ресурса. По всей видимости, танкоремонтные предприятия в условиях насыщения войск самоходками на базе танка ИС не желали заниматься трудоёмким восстановлением машин, построенных на базе снятого с производства КВ-1с. Но часть СУ-152, прошедших восстановительный ремонт, участвовала в боевых действиях до капитуляции Германии.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152


В ноябре 1943 года на вооружение была принята тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152. Однако в связи с перегруженностью производственных мощностей ЧКЗ на первых порах новая САУ выпускалась в очень небольших объёмах и велась параллельная сборка СУ-152 и ИСУ-152.


ИСУ-152

При проектировании САУ ИСУ-152, созданной на базе тяжелого танка ИС-85, был учтён опыт эксплуатации СУ-152, и разработчики постарались избавиться от ряда конструктивных недостатков, выявившихся в ходе боевого применения. С учётом повышения огневой мощи немецкой противотанковой артиллерии защищённость ИСУ-152 существенно возросла. Толщина лобовой брони корпуса и рубки составляла 90 мм. Толщина верхней части борта корпуса и рубки – 75 мм, нижней части корпуса – 90 мм. Маска орудия – 100 мм. Во второй половине 1944 года был начат выпуск машин со сварной передней частью корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили до 120 мм.

Защищённость ИСУ-152 в целом была неплохой. Лобовая броня выдерживала попадания бронебойных снарядов, выпущенных из 75-мм противотанковой пушки Pak 40 и танкового орудия Kw.K.40 L/48 на дистанциях свыше 800 м. Самоходка была достаточно простой в ремонте. Повреждённые противником машины в большинстве случаев быстро восстанавливались в полевых условиях.

Конструкторы много внимания уделили повышению надёжности моторно-трансмиссионной части танка ИС-85 и машин, выпускаемых на его базе. На САУ ИСУ-152 устанавливался дизельный двигатель В-2-ИС с максимальной мощностью 520 л.с. Машина с боевой массой 46 т могла двигаться по шоссе со скоростью 30 км/ч. Скорость движения по грунтовой дороге обычно не превышала 20 км/ч. Запас хода по шоссе – до 250 км.

Основное вооружение, прицельные приспособления и состав экипажа остались такими же, как на СУ-152. Но по сравнению с предыдущей моделью условия работы самоходчиков и обзор из машины были улучшены. Орудие имело вертикальные углы наводки от −3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Боекомплект – 21 снаряд.


В конце 1944 года на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. На завершающем этапе войны крупнокалиберная зенитная пулемётная установка против вражеской авиации применялась редко, но она оказалась очень полезной в ходе уличных боёв.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости САУ. После устранения «детских болячек» ИСУ-152 зарекомендовала себя очень надёжной и неприхотливой машиной. В связи с насыщением РККА противотанковой артиллерией и массовым производством СУ-85 противотанковая роль ИСУ-152 по сравнению с СУ-152 снизилась. Во второй половине 1944 года, когда САУ ИСУ-152 появились на фронте в заметных количествах, танки противника стали появляться на поле боя реже, и тяжелые самоходки в основном использовались по своему прямому назначению – для разрушения долговременных огневых точек, проделывания проходов в заграждениях, огневой поддержки наступающих танков и пехоты.


Весьма эффективными 152-мм осколочно-фугасные снаряды оказались в уличных боях. Попадания снаряда с установкой взрывателя на фугасное действие в двухэтажный кирпичный городской дом обычно приводило к обрушению межэтажных перекрытий и межкомнатных стен. После взрыва 43,56-кг снаряда 53-ОФ-540, содержащего почти 6 кг тротила, от здания зачастую оставались лишь полуразрушенные внешние стены. Благодаря относительно недлинному стволу орудия 152-мм самоходки достаточно свободно маневрировали на тесных улицах европейских городов. В тех же условиях экипажам САУ СУ-85, СУ-100 и ИСУ-122 было действовать гораздо сложней.


Из статистики боевого применения ИСУ-152 следует, что чаще всего самоходки вели огонь по укреплениям и живой силе врага. Бронетехника противника, как только она появлялась в поле зрения наводчика, мгновенно становилась приоритетной целью.


Как самоходная гаубица, ИСУ-152 в ходе войны использовалась редко. Это было связано с трудностью управления огнём самоходок, а также с тем, что при стрельбе с закрытых позиций САУ уступала буксируемой гаубице-пушке МЛ-20 с максимальным углом вертикального наведения 65°. При угле возвышения 20° 152-мм орудие МЛ-20С не могло вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной. Это существенно сужало область применения в качестве самоходной гаубицы. Подача снарядов с грунта в ходе стрельбы была затруднена, что отрицательно сказывалось на практической скорострельности. Наилучшую эффективность ИСУ-152 демонстрировала именно в роли штурмовой артустановки, стреляя по визуально наблюдаемым целям. В этом случае расход снарядов при выполнении одной и той же задачи был многократно меньше, чем когда самоходка вела огонь с закрытой позиции.


Башня танка Pz.Kpfw V Panther после попадания 152-мм снаряда

Что касается противотанковых возможностей отечественных 152-мм САУ, то они очень сильно преувеличены. В панцерваффе не было машин, способных выдержать попадание бронебойного снаряда 53-БР-540 массой 48,9 кг с начальной скоростью 600 м/с. В то же время с учётом того, что дальность прямого выстрела по цели высотой 3 м из орудия МЛ-20С составляла 800 м, а боевая скорострельность была не более 1,5 выстр./мин, на практике гораздо лучшую эффективность демонстрировала САУ СУ-85. Гораздо более дешевая самоходка, построенная на шасси Т-34 и вооруженная 85-мм пушкой, была способна сделать до 6 выстр./мин. На дистанции 800 м 85-мм бронебойный снаряд с достаточно высокой вероятностью пробивал лобовую броню «Тигра». При этом силуэт СУ-85 был ниже, а подвижность лучше. В дуэльной ситуации у экипажа «Тигра» или «Пантеры» имелось гораздо больше шансов на победу, чем у советской 152-мм САУ.


ИСУ-152 после детонации боекомплекта

Самоходки с 152-мм орудиями могли успешно действовать против средних и тяжелых танков с длинноствольными 75-88-мм пушками только из засады. В то же время имеется немало примеров успешной стрельбы по танкам противника осколочно-фугасными снарядами на дистанции до 3800 м. В этом случае огонь по противнику, как правило, вели несколько самоходных установок. При прямом попадании снаряда во вражеский танк, даже если не происходило пробитие брони, он наверняка получал тяжелые повреждения. Близким разрывом тяжелого снаряда выводились из строя ходовая часть, вооружение и оптика. Попав под обстрел 152-мм осколочно-фугасными снарядами, танки противника в большинстве случаев спешно ретировались.

На завершающем этапе войны ИСУ-152 стала одним из наиболее эффективных средств по взлому долговременной обороны противника. Хотя самоходки при грамотной тактике применения несли меньшие потери, чем танки, в наступлении они порой сталкивались с противотанковой артиллерией, действующей из засад, установленными на переднем крае обороны 88-105-мм зенитками и немецкими тяжелыми танками.

В 1943 году ЧКЗ сдал военным 35 ИСУ-152, а в 1944 году – 1340 самоходок. ИСУ-152 вместе с СУ-152 и ИСУ-122 направились для формирования тяжёлых самоходно-артиллерийских полков. С мая 1943 года по 1945 год было сформировано 53 ТСАП. В каждом полку было 4 батареи по 5 САУ. Во взводе управления также имелся танк ИС-2 или самоходка командира полка. В декабре 1944 года для обеспечения огневой поддержки танковых армий началось формирование гвардейских тяжёлых самоходно-артиллерийских бригад. Их организационная структура была заимствована у танковых бригад, количество машин в обоих случаях было одинаковым — 65 самоходок или танков соответственно. За весь 1944 год на фронте было безвозвратно потеряно 369 машин.


С учётом того, что не все построенные в 1944 году самоходные установки попали на фронт, а часть машин находилась в учебных подразделениях, можно предположить, что среди ИСУ-152 участвовавших в боях в 1944 году потери составляли более 25%.


С ноября 1943 по май 1945 года было построено 1840 ИСУ-152. Производство самоходок завершилось в 1947 году. Всего военные приняли 2825 машин. В послевоенное время ИСУ-152 неоднократно модернизировались. В Советской Армии они служили до середины 1970-х, после чего были поставлены на хранение. Часть машин была переделана в тягачи и подвижные пусковые установки тактических ракет. Многие самоходки закончили свой жизненный путь в роли мишеней на полигонах. Достоверно известно, что САУ ИСУ-152 использовалась при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.

Окончание следует…
Линник Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

198

Похожие новости
14 августа 2020, 00:40
10 августа 2020, 07:00
10 августа 2020, 05:20
08 августа 2020, 05:40
10 августа 2020, 05:20
14 августа 2020, 00:40

Новости партнеров