Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
12 июля 2020, 21:40
12 июля 2020, 20:00
12 июля 2020, 20:00
12 июля 2020, 21:40
12 июля 2020, 20:00

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Программа AATP: Афганистан перевооружается, США зарабатывают


Ми-17В-5 для одного из иностранных заказчиков. Фото: "Рособоронэкспорт" / roe.ru


На вооружении армии Афганистана сейчас состоит несколько десятков многоцелевых вертолетов Ми-17В-5 российского производства. Эта техника находит применение при решении разнообразных задач и хорошо себя зарекомендовала. Однако принято решение об отказе от нее в пользу других зарубежных образцов. По настоянию США, афганское командование планирует со временем списать Ми-17В-5 и освоить новую технику – естественно, американскую.


Закупка и замена


По данным справочника IISS The Military Balance, Афганистан имеет 76 вертолетов Ми-17. Основная часть этого парка, 63 ед., была поставлена Россией в рамках контракта от 2011 г. Заказ оплатил т.н. вертолетный фонд, основной вклад в который делают США в рамках помощи дружественному Афганистану. Последние вертолеты отправились к заказчику в 2014 г. За выполнение заказа российская сторона получила 1,3 млрд долл.

Контракт 2011 г. предусматривал возможность продления и заказа новых партий техники. Однако в 2014-м отношения России и США резко испортились, что исключило возможность новых поставок. Кроме того, у Вашингтона и Кабула возникли проблемы по линии ремонта и обслуживания техники – за этим пришлось обращаться к организациям из третьих стран.

В 2017 г. США дали старт программе Afghan Aviation Transition Plan (AATP), целью которой является замена техники армейской авиации Афганистана с полным вытеснением российских образцов. Согласно изначальным планам, до 2021 г. все афганские Ми-17В-5 должны были уступить место 159 американским UH-60A Black Hawk. Вскоре несколько американских вертолетов из наличия прошли ремонт и модернизацию, после чего отправились в Афганистан.

Обновленные планы


В декабре 2019 г. министерство обороны отправило Конгрессу очередной доклад Enhancing Security and Stability In Afghanistan, описывающий текущую ситуацию и актуальные планы. Вместе с другими темами в документе раскрывалось состояние афганского вертолетного парка, а также основные пути его модернизации.


Ми-17 афганской армии в ходе совместной операции, 2011 г. Фото: US Army

Согласно докладу, в военно-воздушных силах имеется всего 45 вертолетов Ми-17В-5. Прочие машины были потеряны при тех или иных обстоятельствах, как из-за действий противника, так и по причине недостаточной квалификации персонала. 23 вертолета исправны и готовы к службе. Прочие машины нуждаются в ремонте.

Вторым эксплуатантом Ми-17В-5 является «авиакрыло спецопераций» Special Mission Wing (SMW). Ему принадлежит 30 вертолетов российского производства, используемых для перевозки личного состава, огневой поддержки и иного обеспечения проведения специальных операций.

Согласно планам Пентагона, последние российские вертолеты будут списаны в 2024 г., когда ВВС и SMW Афганистана получат достаточное количество техники американского производства. При этом планы по поставкам были пересмотрены – с уменьшением общего количества, но расширением списка типов и модификаций.

Ранее планировалось поставить 159 вертолетов UH-60A, в т.ч. несколько десятков транспортно-боевых UH-60FFF. Теперь их количество сократили до 53 ед. – именно так оцениваются нынешние потребности SMW и ВВС. Вместе с этим предлагается передать Афганистану до 20 вертолетов CH-47 Chinook с более высокими характеристиками. Эта техника предназначается только для Крыла спецопераций.


Одно из преимущество Ми-17В-5 — удобство посадки и высадки. Фото: US Army

Как следует из последних докладов и сообщений, США не будут строить технику с нуля. Вертолеты будут снимать с эксплуатации в американской армии, ремонтировать и модернизировать по последним проектам и затем передавать дружественной стране. Сообщалось, что Афганистану передадут отремонтированные UH-60 восьмидесятых годов выпуска. Возраст CH-47, планируемых к передаче, пока не уточнялся.

Кому выгодно?


Нетрудно догадаться, что последние события вокруг афганского парка вертолетов связаны исключительно с политикой и экономикой. Споры такого рода возникли еще на стадии размещения заказа в 2011 г., хотя тогда его удалось отстоять. К настоящему времени ситуация серьезно изменилась и не способствует продолжению сотрудничества с Россией.

Напомним, в тендере 2010-11 гг. российский вертолет Ми-17В-5 обошел нескольких зарубежных конкурентов за счет удачного соотношения тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Преимуществами этой машины стали сравнительно большая грузоподъемность, возможность решения разнообразных задач и приспособленность к работе на горных аэродромах. Кроме того, Ми-17В-5 достаточно прост в обслуживании, а афганские специалисты уже имели опыт работы с техникой советского и российского производства.

Готовящийся контракт с Россией жестко критиковали. По сути, он предусматривал закупку техники для союзника у вероятного противника. Тем не менее, технические и эксплуатационные аспекты взяли верх над политикой, а также над желанием поддержать собственного производителя.


Другой пример ускоренной загрузки через аппарель. Фото: US Army

В дальнейшем политическая ситуация в мире изменилась, что привело к серьезным проблемам. Афганские вертолеты нуждались в обслуживании и ремонте, но США уже не могли поручить такую работу российским предприятиям. Нашелся выход в виде сотрудничества со Словакией, однако это едва не привело к скандалу.

В 2017 г. запустили новую программу AATP, условия которой исключают поставку техники из третьих стран. За счет этого американо-афганское сотрудничество больше не будет зависеть от стратегического противника в лице России.

Кроме того, большое значение имеет вопрос финансов. На этот раз деньги за модернизацию и поставку вертолетов пойдут американским компаниям и останутся в США. В 2017 г. сообщалось, что подготовка первой партии вертолетов UH-60A из 53 ед. обойдется в 814 млн. долл. Стоимость работ по 20 CH-47 пока не сообщалась. Однако ясно, что общие затраты на поставку вертолетов превысят 1-1,1 млрд. долл. Таким образом, вертолетный парк Афганистана представляет слишком большой коммерческий интерес, чтобы доверять его обновление третьим странам.

Широкий круг проблем


Очевидно, что перевод ВВС и SMW Афганистана на новую вертолетную технику не будет простым и безболезненным. Кабулу и Вашингтону предстоит столкнуться с массой проблем самого разного характера. Некоторые из них затруднят эксплуатацию и применение, а другие могут привести к авариям или катастрофам.

Прежде всего двум странам придется обеспечить переучивание летного и технического состава. По американским оценкам, переучивание пилота с Ми-17В-5 на UH-60A занимает всего 3 месяца, подготовка с нуля – более года. Обучение техников является не менее сложным процессом. При этом его результаты далеко не очевидны.


Вертолет и десант на учениях, 10 ноября 2013 г. Фото: US Air Force

Опыт эксплуатации российских вертолетов показывает, что технический состав не всегда справляется со своей работой, а Ми-17В-5 считается относительно простым в эксплуатации. Можно представить, какие риски возникнут при эксплуатации более сложных UH-60 или CH-47. Также ожидается рост стоимости жизненного цикла, обусловленный происхождением самой техники и запчастей для нее.

В свое время Ми-17В-5 обошел конкурентов за счет хороших транспортных возможностей. В горных условиях Афганистана он способен поднимать не менее 2 т груза, размещенного в удобной кабине с кормовой аппарелью. Американский UH-60A имеет только бортовые двери, а его грузоподъемность в горной местности ограничена 1 т.

Для CH-47 максимальная нагрузка превышает 12 т. Даже при падении характеристик с ростом высоты Chinook опережает Ми-17В-5 по грузоподъемности. Однако этот вертолет крупнее и тяжелее российского, а также дороже и сложнее в обслуживании.

Российская машина выгодно отличается возможностью несения широкой номенклатуры вооружений для поддержки наземных войск. На Ми-17В-5 монтируются пулеметные установки в проемах; имеется внешняя подвеска для пулеметных и пушечных контейнеров, неуправляемых ракет и т.д. Американские машины вооружаются пулеметами. UH-60FFF также получает пилоны типа LASS для подвески других вооружений.

Итоги AATP


Согласно текущим планам, выполнение программы AATP завершится в 2024 г. На ее реализацию в общей сложности будет потрачено около 7 лет и порядка 1 млрд. долл. Результатом этого станет изменение состава и структуры вертолетного парка армейской авиации и «авиакрыла спецопераций» с неоднозначными последствиями.


Два первых UH-60A, переданные Афганистану в 2017 г. Фото US Army

Предлагается снять с вооружения все 76 имеющихся Ми-17 разных модификаций. Возможно, пригодную к дальнейшей эксплуатации технику продадут другим странам. Вместо нее Афганистан получит 53 вертолета UH-60A, в т.ч. некоторое количество вооруженных «FFF», а также 20 CH-47. Для трех стран, так или иначе участвующих в этой ситуации, все эти процессы будут иметь разное значение.

США извлекут выгоду экономического и политического характера – союзника крепче «привяжут» своей техникой, а деньги для ее закупки останутся в стране. Россия при этом не сможет получить новый заказ на Ми-17В-5, предусматривавшийся договором 2011 г. (хотя на него уже давно никто не рассчитывал).

В самой сложной ситуации оказываются афганские ВВС и SMW. Им придется не только осваивать новую технику и увеличивать траты на ее содержание, но и перестраивать систему армейской логистики, а также пересматривать планы по боевому применению. Американские вертолеты серьезно отличаются от российских по своим характеристикам, и это может повлиять на разные аспекты эксплуатации. Кроме того, по всей видимости, Афганистану придется готовиться к росту аварийности.

Впрочем, в данной ситуации ведущая роль остается за США. Сторона, оплачивающая перевооружение, сама решает, что нужно ее зарубежному партнеру, и сама выбирает за него вертолеты. Предпосылки к изменению такой ситуацию отсутствуют. По всей видимости, программа AATP успешно завершится перевооружением афганской армии, но без российского участия.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

132

Похожие новости
11 июля 2020, 05:40
11 июля 2020, 05:40
09 июля 2020, 23:20
12 июля 2020, 06:20
11 июля 2020, 15:00
10 июля 2020, 20:00

Новости партнеров