Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
18 сентября 2018, 06:40
18 сентября 2018, 04:00
18 сентября 2018, 04:00
18 сентября 2018, 04:00
18 сентября 2018, 12:20

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Проект БММП от «Омсктрансмаша»: предварительный облик и неизвестное будущее

В связи со специфическими условиями и задачами морская пехота может нуждаться в специализированных боевых бронированных машинах. Несколько лет назад стало известно, что в нашей стране стартовала разработка подобных образцов. Буквально на днях появились новые сведения о результатах исследований в этой области. В свободный доступ попала целая презентация на тему облика т.н. унифицированной платформы для морской пехоты.

Еще в 2013 году появились первые сообщения о планах министерства обороны по созданию специализированной бронемашины для морской пехоты, полностью соответствующей ее особым требованиям. Стартовали новые проекты, и в 2015 году на Международном военно-морском салоне показали радиоуправляемый макет будущей БМП. Однако позже выяснилось, что в определенный момент Минобороны остановило перспективную программу, но некоторые ее участники продолжили работу в инициативном порядке.




В начале апреля в прессе появились сведения о будущей разработке полноценного проекта «морской» БМП. Без ссылки на официальных лиц утверждалось, что такой проект предусматривается новой Госпрограммой вооружений. В первых числах мая были опубликованы новые сведения на этот счет. На известном форуме «Отвага» выложили документ научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» под названием «Унифицированная боевая платформа», показывающий актуальный вариант облика такой техники.

Как следует из документа, научно-исследовательская работа по определению облика велась специалистами АО «Омсктрансмаш», входящего в состав «Уралвагонзавод». Кроме того, к исследованиям привлекли Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» (НПЦ СМ) при МГТУ им. Баумана. Совместными усилиями две организации выработали достаточно интересный и многообещающий вариант перспективной бронемашины.

Согласно презентации, предпосылки к появлению нового проекта связаны с текущим положением дел в области техники для морской пехоты. Ряд зарубежных стран имеет на вооружении специализированные бронемашины такого рода, тогда как российские части используют технику семейства БТР-80 и БМП-3. В целом, решая поставленные боевые задачи, отечественные машины значительно уступают зарубежным по скорости движения на воде. При этом в США разрабатываются новые образцы, способные повысить потенциал морской пехоты. Ответом на зарубежные успехи призвана стать перспективная унифицированная платформа, предлагаемая российскими конструкторами.



Было установлено, что наиболее высокие боевые и эксплуатационные характеристики должна показывать гусеничная боевая машина морской пехоты (БММП) с комбинированным пулеметно-пушечным вооружением и достаточно объемным десантным отделением. Также для получения высоких характеристик необходимо внедрить несколько новых решений того или иного рода. Кроме того, нужно разрабатывать не определенную машину, а универсальную платформу, пригодную для использования в разных ролях.

Концепт-проект «Омсктрансмаша» предлагает строительство гусеничной бронемашины с корпусом характерной формы, дающей наилучшие характеристики на воде. Следует использовать мощную силовую установку и особое оборудование для плавания. На представленных изображениях показан корпус с узнаваемой клиновидной лобовой частью, сопряженный с вертикальными бортами и горизонтальной крышей со скошенными бортовыми участками. В передней части корпуса предлагается помещать единое отделение управления со всеми рабочими местами экипажа. За ним, на крыше, следует устанавливать боевой модуль требуемого типа. Центральный отсек корпуса отдается под силовую установку достаточной мощности, а в корме должен находиться десант (в варианте БМП) или иная полезная нагрузка.

Корпус предлагается собирать из броневого алюминиевого сплава с плакировочным слоем. Часть внешних деталей корпуса и ходовой части также должна получать покрытие из нержавеющей стали. Лобовая проекция корпуса должна защищать от 30-мм подкалиберных снарядов при дистанции стрельбы 300 м. Борта имеют защиту от 12,7-мм пуль при дистанции 100 м. Минная стойкость – до 6 кг под гусеницей. Также проект предусматривает установку комплекса активной защиты «Арена-М», прикрывающего всю переднюю полусферу.



Для получения высоких ходовых характеристик на суше и на воде БММП нуждается в мощном двигателе. Согласно презентации, машину необходимо оснастить газотурбинным двигателем мощностью до 1500-2500 л.с. Он вместе с частью трансмиссии должен располагаться в центре корпуса. При помощи карданных валов мощность предлагается выдавать на передний блок гидромеханический трансмиссии, связанный с ведущими колесами гусеничного движителя, а также на пару кормовых водометов.

Предложено использовать ходовую часть с пятью опорными катками на каждом борту. Необходима независимая управляемая подвеска, позволяющая изменять положение катков. В передней части ходовой должны находиться ведущие колеса, в задней – направляющие с механизмом натяжения гусеницы. Для движения по воде могут использоваться два водомета кормового расположения.

Одной из задач перспективного проекта является значительное повышение скорости на воде. Для этого корпус и ходовая часть должны иметь несколько дополнительных устройств и возможностей. Так, после схода на воду машина должна откидывать носовой водоотбойный щиток, а также опускать передний щиток-обтекатель, прикрывающий ходовую часть. После подъема катков и подтягивания гусеницы ходовая снизу должна прикрываться специальными поворотными щитками днища. Наконец, на корме предусматривается монтаж еще одного щитка: в походном положении он должен находиться на уровне крыши, а в рабочем – опускаться к днищу.

После подобной процедуры, по расчетам занимающей не более 50 с, БММП способна двигаться с высокой скоростью в режиме глиссирования. Наличие нескольких щитков до минимума сокращает сопротивление среды, повышая ходовые характеристики.



Проект «Омсктрансмаша» предусматривает создание универсальной платформы, пригодной для использования в разных целях. На ее базе, прежде всего, предлагается строить специализированную БМП для морской пехоты. Кроме того, возможна разработка командно-штабной машины, боевой разведывательной машины, самоходной артиллерийской установки, самоходного противотанкового комплекса или машины ПВО. За счет общего шасси они смогут работать в одних боевых порядках, а кроме того, оно упростит совместную эксплуатацию.

Основным представителем гипотетического семейства техники считается боевая машина морской пехоты. В этой версии универсальная платформа должна оснащаться боевым модулем, соответствующим требованиям заказчика, а также иметь просторное кормовое десантное отделение. Габариты последнего позволяют разместить 10 сидений (по 5 у каждого борта с расположением лицом к лицу) для десанта с выходом через кормовую аппарель или верхние люки. Любопытно, что нынешний проект допускает использование разных боевых отделений и модулей.

На одном из слайдов презентации указано, что БММП может нести обитаемую башню «Бахча» с 100-мм и 30-мм пушками, пулеметом и ракетами, либо дистанционно управляемые модули с пулеметами разных калибров или малокалиберными пушками. Особый интерес представляет модуль «Кинжал», оснащенный 57-мм автоматическим орудием. Он должен показывать наиболее высокие характеристики, и потому на большинстве изображений БММП показана именно с подобным оснащением.

Изделие «Кинжал» представляет собой дистанционно управляемую систему, устанавливаемую на погоне корпуса и занимающую минимальный объем внутри базового шасси. Основным оружием такого модуля является 57-мм пушка со скорострельностью 80 выстрелов в минуту. Также имеется спаренный пулемет ПКТМ. Конструкция модуля обеспечивает круговую наводку с углами возвышения от -5° до +60°, что дает некоторые возможности по борьбе с воздушными целями. Модуль укомплектован парой оптико-электронных блоков для наблюдения за местностью и наведения вооружения.



В боекомплект основного орудия входят существующие осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. Также заявлена возможность создания бронебойного подкалиберного выстрела, управляемого снаряда с фугасным боезарядом или изделия с программируемым подрывом. По данным АО «Омсктрансмаш», БММП с модулем «Кинжал» сможет поражать надводные, береговые или воздушные цели на дистанциях до 10-15 км.

Боевой модуль предлагается соединить с цифровой системой управления. Данные с прицелов, навигационной системы и т.д. должны поступать на цифровую вычислительную систему и автоматизированные рабочие места командира и наводчика. Экипаж, в свою очередь, контролирует приводы наводки и оружие. Система управления оружием включается в бортовую информационно-управляющую систему. Прочие компоненты последней должны следить за техническим состоянием машины, а также обеспечивать обмен данных как внутри БММП, так и с другой техникой на поле боя.

Собственный экипаж унифицированной платформы в базовой версии должен состоять из трех человек. Все они помещаются в носовой части корпуса, в общем обитаемом отсеке и имеют люки в крыше. В проекте БММП предусматриваются 10 мест для десантников. Иные образцы техники на базе платформы могут иметь иной состав экипажа с отличающимся его расположением.

Согласно опубликованным данным, БММП нового типа должна отличаться выдающимися габаритами и массой. Общая длина определяется в 10,5 м при ширине 3,4 м и высоте 3,4 м. Расчетная боевая масса – 35 т. В зависимости от параметров двигателя, удельная мощность может превышать 40-42 л.с. на тонну. За счет этого максимальная скорость на суше достигнет 75 км/ч, на воде – рекордные для отечественной техники 37 км/ч. Запас хода на суше рассчитан на уровне 300 км, на воде – втрое меньше.



Коррозионная защита конструкции бронемашины, аппаратура в морском исполнении, применяемые материалы и технологии должны обеспечить высокие эксплуатационные характеристики. Заявлена возможность эксплуатации при температурах воздуха от -60°C до +50°C. Срок службы – более 10 лет при условии восстановления в рамках капитального ремонта.

Также стали известны итоги проведенной научно-исследовательской работы. Прежде всего, были установлены преимущества гусеничной ходовой части при работе на театрах военных действий, свойственным береговым войскам российского ВМФ. Кроме того, был сформирован общий облик перспективной универсальной платформы и боевой машины морской пехоты, соответствующих актуальным требованиям командования.

АО «Омсктрансмаш» совместно с НПЦ СМ пи МГТУ им. Баумана готовы к старту опытно-конструкторских работ по новой тематике. НИР должна завершиться в следующем году, и после этого авторы новой концепции готовы приступить к полноценному проектированию. Проектные работы относятся к 2020-22 годам. С 2023 года возможен запуск серийного производства перспективной техники в требуемых количествах. Выпуск бронемашин с последующим их техническим сопровождением «Омсктрансмаш» готов взять на себя.

***

Как следует из последних сообщений, уже определен общий облик одного из вариантов перспективной БМП для морской пехоты. Если этот проект получит развитие, то в ближайшем будущем начнутся опытно-конструкторские работы, а к середине следующего десятилетия береговые войска ВМФ России смогут освоить совершенно новую технику. Известные данные показывают, что появление серийных БММП способно оказать самое заметное влияние на потенциал морской пехоты в различных операциях.



В начале опубликованной презентации «Омсктрансмаша» упоминается ряд зарубежных образцов амфибийной техники, в том числе опытная БМП EFV / AAAV американской разработки. Главной целью этого проекта, равно как и БММП, было получение максимально возможной скорости на воде. За счет применения ряда характерных решений и агрегатов удалось довести скорость до 46 км/ч. При боевой массе в 36 т EFV могла брать на борт 17 десантников и поддерживать их огнем 30-мм автоматической пушки.

Нетрудно заметить, что российская машина БММП в некоторой мере напоминает американскую разработку. В частности, похожи подходы к обеспечению высоких ходовых характеристик, а также использованы схожие средства повышения обтекаемости на воде. Впрочем, значительное сходство двух разработок можно объяснить одинаковыми требованиями и отсутствием широкого выбора пригодных к использованию технических решений.

Нужно отметить, что опытная EFV и гипотетическая БММП имеют заметные различия в характеристиках. Так, американский образец отличался большей вместительностью десантного отделения и более высокой скоростью на воде. При этом явным преимуществом БММП является боевой модуль «Кинжал» с 57-мм орудием, обеспечивающим превосходство над значительным числом современных и перспективных образцов бронетехники.

Однако есть одно кардинальное отличие. Американский проект EFV был доведен до испытаний, но затем закрыт ввиду неприемлемой стоимости. Российская разработка того же рода пока существует только «на бумаге», да и то, лишь в виде предварительно проработанного облика. Впрочем, это может дать определенные преимущества, такие как возможность учесть зарубежный опыт и предотвратить появление уже известных ошибок.



При оптимистическом развитии событий новые БММП в описанном или доработанном виде смогут поступить на вооружение и заменить имеющуюся у береговых войск технику. По известным данным, в настоящее время у российской морской пехоты имеется около 1400 боевых бронированных машин транспортного назначения. Основу этого парка составляют бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82; имеются меньшие количества боевых машин пехоты БМП-2. Нетрудно представить, сколько перспективной техники необходимо приобрести для полной замены существующих образцов. Благодаря этому вооруженные силы смогут реализовать все преимущества от строительства унифицированных платформ.

Очевидно, что скоростные плавающие бронемашины необходимы морской пехоте для осуществления т.н. загоризонтной высадки. В соответствии с актуальными тенденциями и идеями, в таких операциях должны использоваться универсальные десантные корабли. Однако в составе ВМФ России корабли этого класса пока отсутствуют, что приводит к определенным вопросам в контексте проектов БММП; как относительно их необходимости, так и в части будущей эксплуатации серийной техники.

В предложенном виде проект БММП от «Омсктрансмаша» и Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» выглядит интересно, но его реальные перспективы пока под вопросом. Текущие работы продолжаются в инициативном порядке и без заказа от министерства обороны. Это может говорить о том, что на данный момент военные не заинтересованы в получении специализированной БМП для береговых войск, и потому любопытная разработка не имеет реального будущего. Однако командование может изменить свое мнение, и в таком случае промышленности уже не придется тратить время на предварительную проработку проекта.

Так или иначе, российская оборонная промышленность завершила уже начатые научно-исследовательские работы и предложила достаточно интересный вариант бронемашины с особой ролью. Дальнейшая судьба этого проекта теперь в руках министерства обороны. Если военачальники одобрят инициативный проект, морская пехота сможет рассчитывать на резкое повышение своего потенциала. В обратном случае ей придется использовать имеющиеся машины с ограниченными амфибийными возможностями. Однако и в таком случае предложенные идеи и наработки смогут найти применение в других проектах.

По материалам сайтов:
https://rg.ru/
https://flotprom.ru/
http://ria.ru/
http://otvaga2004.mybb.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
http://gurkhan.blogspot.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

319

Похожие новости
15 сентября 2018, 18:00
16 сентября 2018, 18:40
17 сентября 2018, 19:40
18 сентября 2018, 12:00
16 сентября 2018, 16:00
18 сентября 2018, 17:40

Новости партнеров