Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Последний из могикан: боевой вертолет будущего от Boeing

Лидеры и аутсайдеры



В марте американская корпорация Boeing показала свое решение для FARA — концепт разведывательно-ударного вертолета будущего. Напомним, что ряд компаний должен представить свои решения для конкурса Future Attack Reconnaissance Aircraft, призванного найти замену уже выведенному из эксплуатации легкому многоцелевому Bell OH-58 Kiowa, выполнявшему в Сухопутных силах армии США роль разведчика и вертолета огневой поддержки. Перспективный вертолет должен дополнить AH-64, а вовсе не заменить его полностью, как считают некоторые. Вообще, пока что Армия США довольна «Апачем».


К вопросу в компании Boeing подошли серьезно: интерес был подогрет февральским анонсом, на котором можно было впервые увидеть очертания винтокрылой машины. А к самой презентации подготовили видео, демонстрирующее основные аспекты авиационного комплекса.



Увы, все это вряд ли поможет компании: на это есть несколько серьезных причин. Прежде всего стоит сказать, что Boeing FARA (условное обозначение, которые мы будем использовать) стал последним аппаратом, представленным в рамках Future Attack Reconnaissance Aircraft. Показанные ранее проекты мы обсудили в одной из прошлых статей, но будет уместно обрисовать ситуацию вкратце.

На сегодняшний день, помимо вертолета от Boeing, представлены следующие боевые машины:
— Raider-X (Sikorsky);
— Bell 360 Invictus (Bell Helicopter);
— проект от AVX Aircraft и L3 Technologies;
— AR40 (Karem).

По состоянию на март 2020-го дальше всех продвинулся Sikorsky: демонстратор технологий Raider-X, вертолет Sikorsky S-97 Raider, впервые поднялся в небо еще в 2015 году. А на выставке Association of the United States Army (AUSA) 2019 компания представила концепт непосредственно сам Raider-X. Что касается Bell, то у компании нет ни прототипа, ни демонстратора технологий, но есть качественно выполненный полноразмерный макет, а также эффектные анимации, на одной из которых Invictus уничтожает танки Т-14 и БМП Т-15 на базе гусеничной платформы «Армата». С учетом растущей конкуренции за рынок вооружений — эффектный ход, хотя и прогнозируемо встреченный негативом в России.


AVX Aircraft и L3 Technologies в рамках AUSA показали макет своего детища, а Karem ограничилась не слишком качественными изображениями вертолета, а также моделью (тоже не очень красивой, по правде говоря). На его фоне Boeing выглядит фаворитом, однако на фоне Raider-X и Invictus не смотрится. Посмотрим на технические детали.

«Странная» эволюция


Компания Boeing снабдила презентацию сообщением с общими формулировками. «Мы выслушали армию, оценили все альтернативы и оптимизировали нашу конструкцию, чтобы предоставить летательный аппарат, соответствующий требованиям, — заявил представитель компании Шейн Опеншоу. — Мы предлагаем очень надежный, устойчивый и гибкий летательный аппарат с акцентом на безопасность и бои будущего».

Насколько можно судить, речь идет о машине с шестилопастным несущим винтом, четырехлопастным рулевым винтом и четырехлопастным толкающим винтом. Примечательно, что такую схему Boeing недавно предложил для модернизации «Апача»: тогда привычный AH-64 предложили снабдить третьим винтом — толкающим. В теории такая схема должна повысить скорость и дальность полета AH-64 приблизительно на 50 процентов, а экономичность — на 24 процента. При этом цена вертолета должна возрасти всего лишь на 20 процентов. Однако повторимся, все это согласно теоретическим расчетам компании.


Похоже, что перспективный вертолет стал производным от этой инициативы. Сама по себе она выглядит несколько странно — словно нагромождение разных идей, которые в сумме могут сделать машину чересчур дорогой и сложной. Уместно напомнить, что предком обоих перспективных вертолетов выступает Lockheed AH-56 Cheyenne, совершивший первый полет в 1967 году. Несмотря на то, что AH-56 мог развивать у земли почти невероятную для вертолета скорость более 400 километров в час, программу закрыли в 1972 г., посчитав ее чересчур сложной. Отдав предпочтение, что примечательно, более традиционному «Апачу».


Возможно, конечно, что сейчас в Boeing учли проколы авиастроителей минувших лет. Известно, что перспективный вертолет для конкурса FARA получит один турбовальный двигатель и сможет развивать скорость более 300 километров в час. В носовой части вертолета можно видеть пушку, а на внутренних подвесках — четыре ракеты класса «воздух-поверхность». Возможно, этим арсенал не ограничится, и вертолет сможет опционально нести ракеты на внешних держателях. Тот же Bell 360 Invictus, например, сможет нести до восьми управляемых ракет класса «воздух — поверхность» на внешних подвесках, а еще четыре ракеты — во внутренних отсеках. С другой стороны, концепт от Bell изначально имел два крыла, на которых можно разместить держатели. У Boeing ничего подобного нет: по крайней мере, пока.

Invictus и вертолет от Boeing роднит отдаленная визуальная схожесть с малозаметным Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche, проект которого ранее закрыли. Однако нужно полагать, что ни тот, ни другой не будут полноценным стелсом, ограничившись «умеренным» снижением радиолокационной заметности. Уместно напомнить, что одна из вероятных угроз на поле боя, ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска», имеет оптический канал наведения, в значительной степени нивелирующий низкую радиолокационную сигнатуру винтокрылой машины. Технология стелс не спасет от огня даже самой простой зенитной артиллерии, если вертолет будет лететь низко.


Уместно отметить, что стелс — очень дорогое удовольствие. Так, например, на разработку вышеупомянутого Comanche потратили около трех миллиардов долларов, построив всего лишь два прототипа. Предполагалось, что армии США поставят 1292 вертолетов RAH-66 общей стоимостью около 35 миллиардов долларов. С учетом современного бортового радиоэлектронного оборудования (программу Comanche закрыли в 2004 году) цена вертолетов, вероятно, возросла бы еще больше.

Черная полоса для Boeing


Из плюсов можно назвать удобную в плане пилотирования во время выполнения боевых задач схему расположения экипажа бок о бок, а также большой опыт Boeing в строительстве боевых вертолетов. Однако на этом серьезные преимущества, как уже отмечалось выше, кончаются. Sikorsky со своим Raider-X, имеющим один соосный несущий винт и один толкающий винт, продвинулся намного дальше, чем Boeing. В то же время Bell Helicopter в случае с Invictus предлагает более консервативный и потенциально менее рискованный вариант.




Это все не считая постоянных провалов «Боинга» с моделью пассажирского авиалайнера Boeing 737 MAX, серьезных трудностей с доведением до рабочего состояния заправщика KC-46 и амбициозных планов заняться созданием истребителя шестого поколения, отыграв у Lockheed Martin поражение в старом конкурсе на создание истребителя пятого поколения. В общем, вышесказанное не приближает момент первого полета Boeing FARA. Ровно как и его победу в соревновании.
Илья Легат

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

270

Похожие новости
07 июля 2020, 06:40
05 июля 2020, 07:00
06 июля 2020, 19:20
07 июля 2020, 20:00
06 июля 2020, 09:40
06 июля 2020, 09:40

Новости партнеров