Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Полигоны Австралии (ч. 5)

Во второй половине 1970-х британское правительство свернуло ряд масштабных оборонных программ. Во многом это было связано с осознанием того, что Великобритания окончательно утратила вес и влияние, имевшееся до Второй мировой войны. Втягивание в полномасштабную гонку вооружений с СССР было чревато чрезмерными финансовыми тратами и ухудшением социально-экономической обстановки в стране, и англичане, ограничив свои амбиции, предпочли занять второстепенную позицию верного союзника США, во многом переложив на американцев бремя обеспечения собственной безопасности. Так, фактически под контролем США оказалась морская составляющая британских ядерных сил, а испытания английских ядерных боеголовок осуществлялись на американском полигоне в Неваде. Великобритания также отказалась от самостоятельной разработки баллистических и крылатых ракет, а также зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности.

В результате отказа от разработки дорогостоящих дальнобойных образцов ракетной техники ценность полигона Вумера для англичан сократилась до минимума, и к концу 1970-х испытания британских вооружений в Южной Австралии в основном были прекращены. В 1980 году Великобритания окончательно передала инфраструктуру ракетного испытательного центра под полный контроль австралийского правительства. Северо-западная часть полигона, где находилось мишенное поле для баллистических ракет, было возвращено под контроль гражданской администрации, а территория, оставшаяся в распоряжении военных, сократилась приблизительно в два раза. С того момента полигон Вумера стал играть роль основного тренировочного и тестового объекта, где подразделения австралийских вооруженных сил проводили ракетно-артиллерийские стрельбы и учения с использованием боевых снарядов и ракет, а также тестирование новых образцов вооружения.



Пуск зенитной ракеты RBS-70


Расчёты армейской ПВО регулярно осуществляют на полигоне пуски зенитных ракет малой дальности RBS-70. Этот ЗРК шведского производства с лазерным наведением имеет дальность поражения воздушных целей до 8 км. Здесь до сих пор проводятся артиллерийские стрельбы 105 и 155-мм орудий, а также испытания различных боеприпасов.



Помимо сухопутных войск в этом районе австралийскими ВВС с конца 1950-х проводилось бомбометание и стрельба по наземным целям из авиационных пушек и неуправляемыми ракетами. А также учебно-тренировочные пуски ракет «воздух-воздух» по беспилотным самолётам-мишеням.


Самолёты ВВС Австралии на авиабазе Вумера, 1959 год


Впервые австралийские реактивные истребители британского производства Meteor и Vampire, а также поршневые бомбардировщики Lincoln перебазировались на авиабазу Вумера для тренировок в 1959 году. Впоследствии часть устаревших самолётов ВВС Австралии была переделана в радиоуправляемые мишени или расстреляна на земле. Последний летающий беспилотный Meteor уничтожен зенитной ракетой в 1971 году.

Использование района полигона Вумера Королевскими военно-воздушными силами Австралии (Royal Australian Air Force – RAAF) для отработки приёмов боевого применения приняло большой размах после того, как на вооружение поступили истребители Mirage III и бомбардировщики F-111.


Австралийские истребители Mirage III на авиабазе Вумера


Последние однодвигательные истребители Mirage III Австралия продала Пакистану в 1989 году, а двухдвигательные бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла F-111 служили до 2010 года. В настоящее время для обеспечения ПВО «Зелёного континента» и нанесения ударов по наземным и морским целям в RAAF предназначены истребители F/A-18A/В Hornet и F/A-18F Super Hornet. Всего в Австралии в лётном состоянии имеется около 70 «Шершней», которые на постоянной основе размещаются на трёх авиабазах.


Спутниковый снимок Google Еarth: истребитель F/A-18 ВВС Австралии на авиабазе Вумера


Приблизительно один раз в два года австралийские пилоты на своих истребителях проходят курс тренировки с боевыми стрельбами на авиабазе Вумера. На полигоне в Южной Австралии планируется отработка боевого применения истребителей F-35А, поставка которых RAAF началась в 2014 году.


Радиоуправляемая воздушная мишень N28 Kalkara


В качестве воздушных мишеней с 1994 года на полигоне использовались БПЛА американского производства MQM-107Е Streaker, получившие в Австралии обозначение N28 Kalkara. Радиоуправляемая мишень имеет максимальный взлётный вес 664 кг, длину – 5,5 м, размах крыла – 3 м. Малогабаритный турбореактивный двигатель TRI 60 разгоняет аппарат до скорости 925 км/ч. Потолок – 12000 м. Запуск осуществляется при помощи твердотопливного бустера.


Подготовка к запуску австралийского БПЛА Shadow 200


Помимо истребителей F/A-18 на авиабазе Вумера были замечены беспилотники израильского производства Heron и американские Shadow 200 (RQ-7B). В ближайшем будущем БПЛА Heron должны быть заменены американскими MQ-9 Reaper.


Австралийские истребители F/A-18 и БПЛА Heron


В данный момент для полётов используется ВПП и инфраструктура аэродрома RAAF Base Woomera или «Базовый Южный сектор» — расположенного в непосредственной близости от жилого посёлка. ВВП RAAF Base Woomera способна принимать все типы воздушных судов, в том числе С-17 Globemasters и С-5 Galaxy. Взлётно-посадочная полоса авиабазы Evetts Field, примыкающая к стартовым установкам ракетного полигона, находится в плохом состоянии и нуждается в ремонте. В настоящее время воздушное пространство площадью более 122 000 км ² является закрытым для полётов без предварительного уведомления Командования RAAF, находящегося на авиабазе Эдинбург (Аделаида, Южная Австралия). Таким образом, в распоряжении относительно не больших по численности ВВС Австралии для использования в качестве полигона имеется очень обширная территория — по площади всего лишь вдвое меньшая, чем Великобритания. В 2016 году правительство Австралии объявило о намерении модернизировать полигон и вложить в обновление оптических и радиолокационных станций слежения $ 297 млн. Также планируется обновить средства связи и телеметрии, предназначенные для обслуживания испытательного процесса.



В целом создание «Испытательного ракетного комплекса Вумера» оказало огромное влияние на развитие в Австралии оборонной инфраструктуры. Так в середине 1960-х в 15 км к югу от авиабазы Вумера началось возведение объекта известного как Test Area Nurrungar. Первоначально он предназначался для радиолокационного обеспечения ракетных стрельб на полигоне. Вскоре на объекте появились американские военные, и неподалёку от ракетного полигона возникла станция слежения за космическими объектами, интегрированная в систему предупреждения о ракетном нападении. Также здесь разместили сейсмографическую аппаратуру для регистрации ядерных испытаний.



Во время войны в Юго-Восточной Азии аппаратура центра слежения принимала информацию с американских разведывательных спутников, на основе которой намечались цели для бомбардировщиков В-52. В 1991 году в ходе операции «Буря в пустыне» через станцию в Австралии транслировалась информация о пусках иракских баллистических ракет. Согласно австралийским источникам, в 2009 году этот объект был выведен из эксплуатации и законсервирован. В то же время на нём сохранён минимальный персонал и охрана.


Схема размещения объектов военного назначения на территории Австралии


Одновременно с объектом Test Area Nurrungar в центральной части «Зелёного континента» в 18 километрах к юго-западу от города Алис – Спрингс велось возведение центра слежения Pine Gap.



Место для строительства было выбрано с расчётом, чтобы наземные радиолокационные станции имели возможность наблюдать всю траекторию баллистических ракет с момента старта до падения их головных частей на мишенном поле в северо-западной части Австралии. После свёртывания британской ракетной программы центр слежения Pine Gap перепрофилирован в интересах американской разведки. В настоящее время это крупнейший оборонный объект США на австралийской территории. Здесь на постоянной основе находится около 800 американских военных. Приём и передача информации осуществляется через 38 антенн, укрытых сферическими обтекателями. Они обеспечивают связь с разведывательными спутниками, контролирующими азиатскую часть России, КНР и Ближний Восток. Также задачами центра являются: приём телеметрической информации при испытаниях МБР и систем ПРО, поддержка элементов СПРН, перехват и расшифровка радиочастотных сообщений. В рамках «борьбы с терроризмом» в 21-м веке центр слежения Pine Gap играет важную роль в определении координат потенциальных целей и планировании авиаударов.

В 1965 году в юго-западной части Австралии в 40 км западней Канберры начал работу комплекс космической связи Canberra Deep Space Communication Complex (CDSCC). Первоначально объект работал на британскую космическую программу, сейчас он обслуживается специалистами Raytheon и BAE Systems и действует в интересах НАСА.



В данный момент здесь имеется 7 параболических антенн диаметром от 26 до 70 м, которые служат для обмена данными с космическими аппаратами. В прошлом комплекс CDSCC использовался для связи с лунным модулем в ходе программы Apollo. Крупные параболические антенны могут принимать и передавать сигналы с космических аппаратов, находящихся как в дальнем космосе, так и на околоземной орбите.

В 30 км от западного побережья, неподалёку от порта Геральдтон расположен американский объект спутниковой связи и радиоэлектронного перехвата Australian Defence Satellite Communications Station (ADSCS). На спутниковом снимке видно пять крупных радиопрозрачных купола, а также несколько открытых параболических антенн.


Спутниковый снимок Goоgle Earth: объект ADSCS на западе Австралии


Согласно информации, опубликованной в общедоступных источниках, объект ADSCS является частью американской системы ECHELON и управляется АНБ США. С 2009 года здесь установлено оборудование, предназначенное для обеспечения работы спутниковой системы связи Objective System Mobile User (MUOS). Эта система работает в частотном диапазоне 1 — 3 ГГц и способна обеспечить высокоскоростной обмен данными с мобильными платформами, что в свою очередь позволяет управлять и получать в режиме реального времени информацию с разведывательных БПЛА.

В последнее время совместное оборонное сотрудничество Австралии с США существенно расширилось. Австралийское подразделение компании Raytheon недавно получило контракт на разработку и производство радиолокационных средств, способных обнаруживать самолёты, построенные с использованием стелс-технологии. Также на полигоне Вумера совместно с США планируется тестирование новых БПЛА, самолётов радиотехнической разведки и средств радиоэлектронной борьбы. После отказа Великобритании от содержания австралийского полигона Вумера правительство Австралии стало искать на стороне партнёров, готовых взять на себя часть расходов по поддержанию в рабочем состоянии ракетных тестовых площадок, контрольно-измерительного комплекса и авиабазы. Вскоре основным австралийским партнёром в части обеспечения функционирования полигона стали США. Но с учётом того, что в распоряжении американцев имеется большое количество собственных ракетных и авиационных полигонов, и удалённости Австралии от Северной Америки, интенсивность использования полигона Вумера не была высокой.

Многие аспекты оборонного американо-австралийского сотрудничества прикрыты завесой секретности, но в частности известно, что в Австралии испытывались американские авиационные управляемые бомбы и генераторы помех самолётов радиоэлектронного подавления EA-18G Growler. В конце 1999 года американские и австралийские специалисты тестировали на полигоне авиационные ракеты «воздух-поверхность» AGM-142 Popeye. В качестве носителей были задействованы австралийские F-111C и американский В-52G.


Австралийский бомбардировщик F-111C с ракетами AGM-142 Popeye


В 2004 году в рамках совместной американо-австралийской испытательной программы с самолётов F/A-18 сбрасывали 230 кг корректируемые авиабомбы GBU-38 JDAM. В это же время на полигоне с привлечением австралийских F-111С и F/A-18 отрабатывали миниатюрные управляемые авиационные боеприпасы, предназначенные для поражения наземных целей и ракеты воздушного боя AIM-132 ASRAAM.

Более широкую огласку получили опыты, производимые американским Космическим агентством — НАСА с зондирующими высотными ракетами. В период с мая 1970 года по февраль 1977 года «Центр космических полетов Годдарда» произвёл 20 пусков исследовательских ракет семейства Aerobee (Аэропчела). Целью исследовательских стартов, согласно официальной версии, было изучение состояния атмосферы на большой высоте и сбор информации о космическом излучении в южном полушарии.


Исследовательская высотная ракета Aerobee на транспортной тележке


Первоначально ракета Aerobee разрабатывалась с 1946 года фирмой Aerojet-General Corporation по заказу ВМС США как зенитная. По замыслу американских адмиралов, этой дальнобойной ЗУР должны были вооружаться крейсера ПВО специальной постройки. В феврале 1947 года, в ходе испытательного пуска ракета достигла высоты 55 км, а расчётная дальность поражения воздушных целей должна была превысить 150 км. Впрочем, американские флотоводцы скоро охладели к «Аэропчеле» и предпочли ЗРК RIM-2 Terrier с твердотопливной ЗУР. Это было связанно с тем, что ракеты Aerobee массой 727 кг и длиной 7,8 м было очень проблематично разместить в значительном количестве на боевом корабле. Помимо трудностей с хранением и погрузкой ракетного боекомплекта, при таких габаритах, огромные сложности возникали в ходе создания пусковой установки и автоматизированной системы перезарядки. Первая ступень ЗУР Aerobee была твердотопливной, но ЖРД второй ступени работал на токсичном анилине и концентрированной азотной кислоте, что делало невозможным длительное хранение ракет. В итоге на базе несостоявшейся ЗУР было создано семейство высотных зондов. Первая модификация высотного зонда Aerobee-Hi (А-5), созданная в 1952 году, могла поднять 68 кг полезного груза на высоту 130 км. Самый поздний вариант Aerobee-350, при стартовой массе 3839 кг имел потолок более 400 км. Головная часть ракет Aerobee оснащалась парашютной спасательной системой, в большинстве случаев на борту имелась телеметрическая аппаратура. Согласно обнародованным материалам, ракеты Aerobee широко использовались в ходе исследований при разработке военных ракет различного назначения. Всего до января 1985 года американцы запустили 1037 высотных зондов. В Австралии стартовали ракеты модификаций: Aerobee-150 (3 пуска), Aerobee-170 (7 пусков), Aerobee-200 (5 пусков) и Aerobee-200А (5 пусков).

В начале 21-го века в СМИ появились сведения о разработке в рамках программы HyShot гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Первоначально программа была начата учёным австралийского Университета Квинсленд. К проекту подключились научно-исследовательские организации из США, Великобритании, Германии, Южной Кореи и Австралии. 30 июля 2002 года на австралийском полигоне Вумера состоялись лётные испытания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Двигатель был установлен на геофизической ракете Terrier-Orion Mk70. Его включение произошло на высоте около 35 километров.


Ракета Terrier-Orion, подготовленная для испытаний ПВРД HyShot


Разгонный модуль Terrier-Orion в первой ступени использует двигательную установку снятой с вооружения морской ЗУР RIM-2 Terrier, а второй ступенью служит твердотопливный двигатель зондирующей ракеты Orion. Первый запуск ракеты Terrier-Orion состоялся в апреле 1994 года. Длина ракеты Terrier-Orion Mk70 составляет 10,7 м, диаметр первой ступени – 0,46 м, второй ступени — 0,36 м. Ракета способна доставить полезную нагрузку массой 290 кг на высоту 190 км. Максимальная скорость горизонтального полёта на высоте 53 км – более 9000 км/ч. Подвеска ракеты на пусковую балку производится в горизонтальном положении, после чего она поднимается вертикально.


Пусковая установка ракеты Terrier-Orion на полигоне Вумера


В 2003 году состоялся первый старт усовершенствованной ракеты Terrier Improved Orion. От более ранних вариантов «Усовершенствованный Терьер-Орион» отличается более компактной и лёгкой системой управления и повышенной тягой двигателей. Это позволило увеличить вес полезной нагрузки и максимальную скорость.


Запуск ракеты Terrier Improved Orion


25 марта 2006 года с полигона Вумера стартовала ракета с ГПВРД, разработанным британской компанией QinetiQ. Ещё в рамках программы HyShot состоялось два пуска: 30 марта 2006 года и 15 июня 2007 года. Согласно обнародованной информации в ходе этих полётов удалось достичь скорости 8М.

Результаты, полученные в ходе испытательного цикла HyShot, стали основанием для запуска очередной программы создания ГПВРД HIFiRE (Hypersonic International Flight Research Experimentation — Гиперзвуковые международные летные исследования). Участниками данной программы являются: Квинслендский университет, австралийский филиал корпорации BAE Systems, НАСА и МО США. Испытания реальных образцов созданных в рамках данной программы начались в 2009 году и продолжаются до настоящего времени. Пикантности запускам ракет Terrier-Orion на полигоне в Южной Австралии предаёт тот факт, что они в прошлом использовались в качестве мишеней в ходе испытаний элементов американской системы ПРО.

В феврале 2014 года британская аэрокосмическая корпорация BAE Systems впервые продемонстрировала видео с летных испытаний своего малозаметного БПЛА Taranis (бог-громовержец кельтской мифологии). Первый полет беспилотника состоялся 10 августа 2013 года на аваиабазе Вумера в Австралии. Ранее BAE Systems показывала только схематичные макеты нового беспилотного аппарата.


БПЛА Taranis на ВПП авиабазы Вумера


Новый ударный дрон-невидимка Taranis должен быть оснащён комплексом управляемого вооружения, в том числе ракетами «воздух-воздух» и высокоточными боеприпасами для уничтожения подвижных целей на земле. Согласно сведениям, опубликованным в СМИ, БПЛА Taranis имеет длину в 12,5 метров и размах крыльев 10 метров. В BAE заявляют, что он сможет выполнять автономные миссии, и будет обладать межконтинентальной дальностью. Управление беспилотником предполагается осуществлять по спутниковым каналам связи. По состоянию на 2017 года на программу Taranis было израсходовано £ 185 млн.

В рамках международного сотрудничества на полигоне Вумера реализовывались исследовательские проекты с другими иностранными партнёрами. 15 июля 2002 года в интересах Японского агентство аэрокосмических исследований (JAXA) был осуществлён пуск сверхзвуковой модели. Прототип длиной 11,5 м не имел собственного двигателя и разгонялся при помощи твердотопливного ускорителя. Согласно испытательной программе на маршруте протяженностью 18 км он должен был развить скорость более 2М и приземлиться при помощи парашюта. Запуск экспериментального образца осуществился с той же пусковой установки, с которой стартовали ракеты Terrier-Orion. Однако аппарат не смог штатно отделиться от ракеты-носителя и программу испытаний выполнить не удалось.


Экспериментальная японская модель сверхзвукового летательного аппарата на пусковой установке

По официальной версии, этот тест был необходим для разработки японского сверхзвукового пассажирского самолёта, который по своей эффективности должен был превзойти британо-французский «Конкорд». Однако ряд экспертов полагает, что полученный в ходе эксперимента материал мог быть также использован для создания японского истребителя 5-го поколения.


Старт японского экспериментального летательного аппарата NEХSТ-1


После неудачного старта японские специалисты во многом переработали конструкцию экспериментального аппарата. Согласно пресс-релизу, опубликованному JAXA, удачный запуск опытного прототипа NEХSТ-1 состоялся 10 октября 2005 года. В ходе полётной программы аппарат превысил скорость 2М, поднявшись на высоту 12 000 м. Общее время нахождения в воздухе составило 15 минут.


Спускаемая капсула космического зонда Hayabusa после приземления на полигоне Вумера

На этом австралийско-японское сотрудничество не прекратилось. 13 июня 2010 года на закрытой территории в Южной Австралии совершила посадку спускаемая капсула японского космического зонда Hayabusa. В ходе своей миссии межпланетный аппарат взял образцы с поверхности астероида Itokawa и успешно вернулся на Землю.

В 21 веке у ракетного полигона Вумера имелся шанс вернуть себе статус космодрома. Российская сторона для реализации международных контрактов по выводу полезной нагрузки в космическое пространство искала место для строительства новой стартовой площадки. Но в итоге предпочтение было отдано Космическому центру во Французской Гвиане. Тем не менее, возможность того, что в Южной Австралии в будущем будут стартовать ракеты-носители, доставляющие спутники на околоземную орбиту, сохраняется. Ряд крупных частных инвесторов рассматривает возможность восстановления стартовых площадок. В первую очередь это связанно с тем, что на нашей густозаселённой планете осталось не так много мест, с которых можно было бы с минимальными энергетическими затратами и безопасно запускать тяжелые ракеты в космос. Впрочем, не приходится сомневаться, что полигону Вумера в ближайшем будущем не грозит закрытие. Ежегодно в этом изолированном районе Австралии стартуют десятки ракет различных классов: от ПТУР до высотных исследовательских зондов. Всего с начала 1950-х годов на австралийском полигоне было произведено более 6000 пусков ракет.


Экспонаты музея полигона Вумера


Как и в случае с австралийскими ядерными полигонами, ракетный испытательный центр открыт для посетителей и сюда возможен допуск организованных туристических групп. Для посещения площадок, откуда производился запуск британских баллистических и ракет-носителей, необходимо разрешение командования полигона, которое находится на авиабазе «Эдинбург». В жилом посёлке Вумера имеется музей под открытым воздухом, где представлены образцы авиационной и ракетной техники, проходившей испытания на полигоне. Для того чтобы въехать в посёлок, специального разрешения не требуется. Но посетители, желающие задержаться в нём более чем на двое суток, обязаны уведомить об этом местную администрацию. На въезде на территорию полигона установлены предупреждающие знаки, а его периметр регулярно патрулируют на автомобилях, вертолётах и легкомоторных самолётах полицейские и военные.

Линник Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

169

Похожие новости
16 июня 2019, 20:20
16 июня 2019, 23:00
15 июня 2019, 06:00
16 июня 2019, 06:20
15 июня 2019, 19:20
16 июня 2019, 23:00

Новости партнеров