Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Покорителю болот шнеку-вездеходу дали вторую жизнь

Вот уж действительно, иногда возвращаются на круги своя даже совсем неожиданные вещи. В Нижегородской области заявили о возобновлении производства так называемых винтовых вездеходов ЗВМ-2901, разработанных еще в 70-х. Как сообщил телеканал «Звезда», опытный образец вездехода, произведенного на заводе вездеходных машин в городе Заволжье, уже прошел испытания в октябре 2017 года.
Вот и Архимед пригодился
Вообще-то, подобные вездеходы чаще называют даже не винтовыми, а шнековыми, шнекоходами. Шнек в этом смысле — стержень (вернее два стержня по бокам) со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси. Похожий принцип используется в сверле и ручной мясорубке, что-то вроде усовершенствованного винта Архимеда.
В 1968 году конструкторское бюро при Горьковском политехе под руководством гонщика, полярника и конструктора, изобретателя «первых взломщиков мерзлоты» Аркадия Николаева выпустило шнекороторный вездеход с невозможным названием ЛФМ-РФД-ГПИ-66 на базе серийного гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47 (рабочей лошадки Севера, прозванной геологами Якутии «Степанидой»).
Новая машина создавалась по заказу Министерства речного флота РСФСР и должна была быть непотопляемой, уметь ходить даже по самому тонкому льду, пересекать обширные болота и самостоятельно выбираться на сушу. По сути, главным ее отличием от «Степаниды» стали именно эти «архимедовы винты» (или, как их называли сами «николаевцы», роторы) вместо гусениц, благодаря которым машина не могла нигде завязнуть. Более того, новая версия этого вездехода (ЛФМ-РФД-ГПИ-72), созданная нижегородскими конструкторами в 1971 году, отличалась от прежней лишь усовершенствованиями этих самых роторов (первенец грешил частыми заносами в сторону при движении).
По словам очевидцев тогдашних событий, испытывались новые вездеходы в том числе и прямо под стенами Нижегородского кремля. «Невелика вероятность, что отдельные экземпляры автомобилей, разработанных под руководством А.Ф. Николаева, сохранились до наших дней. Опытных разработок были единицы. Нет никакой информации об уцелевших машинах серийных моделей: они выпускались на разных заводах слишком малыми партиями», — писал один из порталов уже в наше время.
Рожден для космоса
И все-таки самым известным отечественным «шнеком» для покорения болот, рыхлой снежной целины и перенасыщенной влагой грунтов, оказался ЗИЛ-2906. Его спроектировал примерно тогда же, в начале 70-х другой известный конструктор Виталий Грачев (кстати, по слухам, в свое время работавший одновременно с тем же Николаевым в Горьком) «автор» ГАЗ-61, которым пользовались Жуков, Рокоссовский и Конев, а также первых советских внедорожников и вездеходов на базе «газовских» автомобилей.
Любопытно, что создавался этот шнекоход не для освоения целин или помощи народному хозяйству в самых отдаленных и затерянных территориях, а как составная часть поисково-спасательного комплекса «Синяя птица» для эвакуации космонавтов после их приземления. То есть если до места приземления не мог добраться входящий в тот же комплекс традиционный вездеход, то в дело вступал ЗИЛ-2906. Правда, для этого его еще предстояло доставить в район поисков на грузовом автомобиле — самостоятельно добираться по условно асфальтовой дороге такие шнекоходы «не умеют» до сих пор.
К началу 90-х было выпущено два десятка «Синих птиц», но подходящего случая для профильного использования шнекоходов так и не возникло (хотя, говорят, одна из единиц усовершенствованной в конце 70-х модели до сих пор состоит на вооружение минобороновского Федерального управления авиакосмического поиска и спасения). В итоге «космический» шнекоход все-таки отправился служить народному хозяйству — в рыбхозы, для борьбы с камышом. Кроме того, машиной в свое время заинтересовались органы госбезопасности «для розыска спецсредств, заброшенных в труднодоступные районы страны с принадлежавших иностранным спецслужбам летательных аппаратов».
Гораздо меньше повезло другому детищу 70-х — шнековому «великану» ЗИЛ-4904, при виде которого сразу приходит на ум название одной из современных статей — «Когда тонут танки». Грузоподъемность в 2,5 тонн (у ЗИЛ-2906 для сравнения — всего 397 кг), два 180-сильных двигателя, которыми прежде оснащались лишь внедорожные «Уралы», и максимальная скорость чуть более 10 км в час (по болоту и того меньше — 7,5 км в час). Для того, чтобы облегчить вес этой неповоротливой громадины, для изготовления шнеков решено было использовать легкие сплавы, а для кабины — стеклопластик, но даже с учетом этого она весила порядка 7 тонн. Специально для ее «перемещения» пришлось разработать специальную прицеп-платформу. Планировалось использовать «великана» в двух версиях — грузовой и пассажирской. В итоге никуда эту махину приспособить так и не удалось — готовые экземпляры пошли под слом, кроме одного — ставшего музейным экспонатом… К сегодняшнему моменту общая ситуация такова, что, похоже, в мире остался лишь один более-менее серийный производитель вездеходов — и тот никакой не российский, а австралийский.
«Жизненная необходимость»
Если верить информации на официальном сайте, завод вездеходных машин в Заволжье (город вырос из поселка рабочих, строивших Нижегородскую ГЭС) был создан в 2004 году и разработчиком всей выпускаемой там техники является именно научно-исследовательская лаборатория при всем том же «политехе» — Нижегородском техническом госуниверситете.
По некоторым данным, испытываться новый шнекоход начал еще весной 2017 года. «Мы считаем, что он будет активно использоваться, во-первых, армией; во-вторых, геологами на нефтяных и газовых месторождениях. Мы привыкли к твердым поверхностям, но в регионах Сибири и Крайнего Севера преобладают ползучие почвы. Этот автомобиль жизненно важен для производителей нефти и газа», — убежден замначальника отдела строительства и дорожного транспорта Нижегородского государственного технического университета Умар Вахидов. Оно может и так, только от практических особенностей шнекоходов, выявленных еще тогда, в 70-е (очень ограниченная сфера применения, неспособность передвигаться нигде, кроме топких болот, воды и тундры, неизбежное «перепахивание» шнеками земли вместе с корнями деревьев и растений, топливная неэффективность) тоже никуда не деться.

Подпишитесь на нас Вконтакте

118

Похожие новости
13 ноября 2017, 10:20
13 ноября 2017, 15:20
11 ноября 2017, 09:40
11 ноября 2017, 17:20
11 ноября 2017, 17:20
17 ноября 2017, 17:20

Новости партнеров