Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Почему советские конструкторы стали копировать английские танки

Фото из открытых источников
Советский МС-1, скопированный с Renault FT-17 («Как подарок Ленину пошел в серию»), быстро устарел морально. Французская школа танкостроения на рубеже 20–30-х годов не могла предложить прорывных решений. И взоры советских военачальников обратились к Великобритании. Она на тот момент оказалась ведущей танковой державой.
Германии запрещалось разрабатывать танки. США были далеко и отнюдь не в авангарде создания бронетехники, которые Америке в силу географии и соседей были не очень-то и нужны. А обращение к английскому опыту, возможно, имело и такую подоплеку: Великобритания мыслилась как один из основных империалистических врагов, с кем могла вспыхнуть война, а ее танки стояли на вооружении европейских соседей СССР, включая Польшу, которая тоже ходила в серьезных противниках. Вероятному агрессору нужно было противопоставить адекватные образцы.
“Михаил Тухачевский был горячим сторонником танкеток”
В Туманный Альбион весной 1930 года отправилась делегация во главе с Семеном Гинзбургом. Потенциальным партнером выбрали компанию «Виккерс», выпускавшую линейку от танкеток «Карден-Ллойд» до экспериментального тяжелого «Индепендента». Главным объектом интереса советской стороны был легкий Vickers Е, он же – «Виккерс шеститонный». Танк выпускался в двух вариантах: двухбашенный пулеметный и однобашенный пушечный. СССР хотел приобрести пушечный вариант, но англичане выставили неприемлемые условия по цене и объему закупок. В итоге купили пулеметный. 13 февраля 1931 года Реввоенсовет постановляет принять на вооружение РККА английскую машину под индексом Т-26 и начать серийный выпуск. Главным производителем планировался Сталинградский тракторный завод, который ежегодно выпускал бы 13 800 танков этого типа. Однако к тому времени СТЗ еще не ввели в эксплуатацию, и производство временно разместилось на ленинградском «Большевике». Танковое отделение этого предприятия вскоре стало самостоятельным Заводом № 174 им. К. Е. Ворошилова. Здесь произвели 12 тысяч танков Т-26.
В 1931–1932 годах выпускался двухбашенный вариант с пулеметами ДТ. В конструкцию внесли несколько важных изменений, улучшивших технические и боевые характеристики. В 1933-м, чтобы установить пушку (37-мм или 45-мм), танк делают однобашенным. В состав вооружения входит и пулемет ДТ. До 1937 года башня имеет цилиндрическую форму, в 1938–1939-м – коническую. За десять лет – с 1931 по 1941-й созданы 23 модификации Т-26, включая огнеметную и телематическую («Химический эшелон атаки»). Главный проектировщик, создатель большинства модификаций – Семен Гинзбург, главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.
Т-26 стал в 30-е годы самым массовым танком РККА, прошел Испанию, Хасан и Халхин-Гол, Зимнюю войну. С конца 1935-го на Т-26 появляется дополнительная шаровая установка с ДТ-29 в корме башни, а часть пулеметов оборудуется оптическими прицелами. Попытка оснащения зенитным пулеметом была признана неудачной и от идеи отказались. В том же году на каждый пятый танк монтируют две фары-прожектора для ночных боев. Уже в Испании стало понятно, что «двадцать шестому» не хватает защиты, так как пехота вооружилась 37-мм противотанковой пушкой, но радикально нарастить броню не удалось. Но в боях летом-осенью 1941 года Т-26 сделал все, что мог, для противостояния вермахту. Обходился Т-26 в 61–76 тысяч рублей.
“В Испании стало понятно, что танку не хватает защиты, но нарастить броню не удалось”
Британская танкетка «Карден-Ллойд» Мk IV стала прототипом советской Т-27. Бронирование – 6–10 миллиметров, вооружение – пулемет ДТ с боекомплектом 2520 патронов или 40 магазинов (впоследствии уменьшен до 1764 патронов, 28 магазинов). Т-27 получилась технологичной, с 1931 по 1934 год выпущены 3342 штуки. Горячим сторонником танкеток был Михаил Тухачевский, видевший в них замену кавалерии. К слову, он выступал за двухбашенный пулеметный Т-26 как исключительно средство поддержки пехоты.
Малые легкие плавающие танки Т-37 и Т-38 разработаны также с оглядкой на английский опыт. Вооружение – пулемет. Цена Т-37 – 22 тысячи рублей, Т-38 – 33 тысячи. Копейки!
В среднем трехбашенном Т-28 явно влияние нового английского танка А6 все той же фирмы Vickers. Закупить образец не удалось, но с его конструкцией делегация Гинзбурга ознакомилась детально. Разработку поручили двум КБ, выиграло танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО. С ним Управление моторизации и механизации РККА и заключило договор на изготовление комплекта рабочих чертежей и создание двух опытных образцов к 1 мая 1932 года. А уже в октябре Совет труда и обороны СССР решил начать серийное производство Т-28. Он обходился казне в 250 000 рублей. Выпуск наладили на ленинградском «Красном Путиловце» (впоследствии – завод им. Кирова). Вооружение – пушка 76,2-мм различных модификаций и четыре-пять пулеметов ДТ. Бронирование – до 20 миллиметров. Было выпущено от 503 до 523 машин, почти все они потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, хотя под Ленинградом сражались до зимы 1944 года – заводские мощности оставались под боком, что позволяло ремонтировать и выпускать новые Т-28.
Некоторые идеи экспериментального британского «Индепендента» реализованы в советском тяжелом танке Т-35, первом в мире серийном пятибашенном («Паркетник маршала Тухачевского»). Машина была воплощением мощи РККА, правда, только на киноэкране или параде. Использование Т-35 в реальных условиях лета-осени 1941 года привело к их полной потере, причем в большинстве случаев из-за технических неисправностей. В боях танк почти не был, притом что стоил 606 тысяч – как несколько средних Т-34-76.
Есть данные, что два трофейных Т-35 немцы отправили в Германию. Один из них использовался как мишень, второй стоял в ангаре и выехал навстречу советским войскам во время обороны Берлина. Выстрел из трофейного фаустпатрона прервал путь последнего «сухопутного линкора».
Константин Барановский

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

367

Похожие новости
12 августа 2020, 16:20
12 августа 2020, 03:00
12 августа 2020, 16:20
11 августа 2020, 02:20
12 августа 2020, 08:40
11 августа 2020, 13:40

Новости партнеров