Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Первый воздушный бой реактивных самолетов США и СССР

Фото из открытых источников
Сегодня мы продолжаем цикл статей на тему истории применения боевой авиации. И речь в нашем сегодняшнем материале пойдет о первом воздушном бое с участием реактивных самолетов.
Данное событие примечательно тем, что в воздушном сражении принимал участие первый американский серийный реактивный истребитель Ф-80 «Шутинг Стар», боевое применение которого имело знаковое событие для наших заокеанских партнеров. Ведь результат первого воздушного боя для совершенно нового типа самолета – это всегда репутационный риск для сверхдержавы.
А противостоял ему легендарный советский истребитель МиГ-15, разработанный еще в конце 1940-ых годов ОКБ Микояна и Гуревича, и впоследствии, благодаря своей удачной конструкции, ставший самым массовым серийным реактивным истребителем, проходившим службу в ВВС  двух десятков стран.
Но, обо всем по порядку, хотя оговоримся сразу, формальные версии событий, преподнесенных СМИ западных стран в корне отличаются от недавно рассекреченных архивных данных Минобороны бывшего СССР. Ну, оно и понятно и логично -  как мы уже говорили: репутационные риски для США, потерявших свой первый реактивный истребитель в первом же воздушном бою с русскими, просто не могли заставить даже и думать представителей СМИ выдавать в печать правду.
Американский дальний истребитель Ф-51 (Р-51) "Мустанг"
Итак, 1 ноября 1950 года состоялся первый боевой вылет группы летчиков 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка (72-ой Гв. ИАП), прибывшего накануне в Корею для участия в боевых действиях против американской авиации. Последняя проводила активные бомбардировки северян с использованием многомоторных бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс», известных у нас, как «Летающая крепость». Кроме того, американцы активно использовали в качестве штурмовиков истребители дальнего действия Р-51 (Ф-51) «Мустанг». Новые реактивные истребители Ф-80 прибывшие в Корею, получили задачу прикрытия бомбардировочной авиации, так как к тому времени, американцы уже начали нести тяжелые потери от действий советской и китайской авиации. Достаточно сказать, что сами США признают потерю в Корейской войне только 377 «Мустангов», при этом 43 из них было сбито советскими и китайскими летчиками, пилотировавшими истребитель МиГ-15.
Но вернемся в 1 ноября 1950 года. Группа наших летчиков во главе с командиром звена майором Строковым на истребителях МиГ-15 осуществляла прикрытие стратегического района Аньдун от действий вражеской штурмовой авиации. Согласно докладам советских офицеров, зафиксированным в архивных материалах 72-го Гв. ИАП, в ходе патрулирования нашими пилотами примерно в 14.30-15.00 была обнаружена и атакована группа американских истребителей Ф-51 «Мустанг». В ходе воздушного боя, согласно нашим документам, пилот МиГ-15 лейтенант Чиж сбил один из «Мустангов», после чего остальные, нарушив боевой порядок, покинули район. Западные СМИ, а также американские историки факт гибели своего самолета отрицают, а также не дают никакой информации о каких-либо других воздушных боестолкновениях в тот день.
Советский истребитель МиГ-15
Однако, документальные архивы 72-го Гв. ИАП содержат информацию еще об одном воздушном бое, имевшем место быть 1 ноября 1950 года. Часом позже первого инцидента, группа наших истребителей в составе четырех МиГ-15 под командованием майора Бордун прибыла в район Аньдун. В ходе организованного воздушного патрулирования самолетов противника обнаружено не было, и звено уже развернулось для следования на свой аэродром. Но тут по радио была получена информация о том, что на подлете к Аньдуну замечена группа из 10 реактивных истребителей противника, идентифицированных как Ф-80 «ШутингСтар». Майором Бордун было принято решение вернуться в район, однако при этом один из летчиков звена вступить в бой не смог по причине выработки запаса топлива – не на все истребители хватало подвесных топливных баков.
Звено, используя преимущество по высоте, а также используя фактор внезапности и осуществляя боевой заход на цель со стороны Солнца, получило явное преимущество над американцами, даже с учетом их численного превосходства.
Согласно докладу ведущего, один из летчиков звена – лейтенант Хачинич, обнаружив прямо по курсу и ниже себя головную четверку Ф-80, спикировал на цель и атаковал самолеты противника. В результате маневра один из «Шутингстар» был сбит. Следовавшие за головной четверкой Ф-80, попытались атаковать самолет Хачинича, однако его активно прикрывали оставшиеся два МиГа. В результате, американцы рассыпали боевой порядок и были вынуждены покинуть район.
Первый американский реактивный истребитель Ф-80 "Шутинг Стар"
Примечательно, что США все же признают потерю одного Ф-80 в тот день. Однако, по их данным самолет был сбит огнем китайской зенитной артиллерии. Создается впечатление, что американские летчики могли просто не заметить атаковавшие их МиГи. Или «не заметить» наши самолеты было просто удобнее, чем сгорать от стыда, потеряв в первом же бою новейший самолет.
Зато, «победа» Ф-80, по версии американцев имевшая место быть 8 ноября 1950 года, расписана довольно подробно, во всех красках и многими авторами.
Тогда все американские газеты восхваляли американского аса – лейтенанта Рассела Брауна, который на своем Ф-80 сумел «завалить» советский Миг-15. В этот день «Шутинг Стары» осуществляли воздушное прикрытие бомбардировщиков, работавших по позициям северных корейцев в районе того же Аньдуна. Нескольким звеньям Ф-80 51-ой авиационной группы американцев противостояли 6 МиГ-15 все того же 72 Гв. ИАП, взлетевшие для прикрытия наземных позиций союзных войск. Пользуясь численным преимуществом, американцы попытались загнать советские самолеты на малые высоты, где Ф-80 обладали преимуществом в горизонтальных маневрах, благодаря меньшей скорости. Однако, наши летчики условий навязанного боя не приняли и, сохраняя боевой порядок, вышли из него с набором высоты. Все, кроме одного, который попытался уйти резким нисходящим маневром. Но при этом в пикировании, более тяжелый Ф-80 получал преимущество по набору скорости, чем воспользовался лейтенант Браун и сумел догнать уходящий к земле МиГ. Радостно дрожащими руками, американский летчик ухватился за гашетку и, тут по его словам, случилась неожиданная неприятность: из шести пулеметов сработал только один. Однако, и его хватило, чтобы МиГ задымил, от него стали отделять обломки  и в итоге он упал на землю.
Новость была подхвачена практически всеми американскими изданиями, а портрет героя занял первые полосы самых авторитетных газет и журналов.
И все бы ничего, но дело в том, что в архивных документах 72 Гв. ИАП, да и всех советских ВВС нет ни одного упоминания о потерях среди людей и техники в тот день. Зато есть описание воздушного боя, имевшего место 7 декабря 1950 года, в котором советский летчик-истребитель лейтенант Харитонов, подробно описал, как вышел из под атаки американского Ф-80, используя маневр пикирования. Примечательно, что во время пикирования в те годы было обычной практикой всех пилотов осуществлять сброс подвесных топливных баков для облегчения последующего набора высоты и других маневров. Сами баки с ярким взрывом разбивались о землю, а перед этим за самолетом несколько секунд тянулся шлейф разливающегося керосина.
Еще одно подозрение вызывает описанный Брауном отказ пулеметов. Дело в том, что МиГ-15 знаменит своей устойчивостью к поражению пулеметно-пушечным вооружением. Известны случаи, когда американцы расстреливали практически весь боекомплект 12,7 мм снарядов по МиГу, а самолет успешно возвращался на свой аэродром. Так что, лейтенант Браун, по всей видимости, в скоротечной горячке боя принял желаемое за действительное, и расценил взрыв сброшенных  советским пилотом топливных баков, как результат падения сбитого им самолета.
Вот такие были события в те годы. Сейчас уже вряд ли кто-то сможет восстановить точные обстоятельства тех боев, однако, мы более склонны доверять архивным записям тех лет, а не эмоциональным американским летчикам, и не менее эмоциональным газетчикам. Ведь подробные данные о потерях в Корейской войне с подробными обстоятельствами гибели своих летчиков американцы не раскрывают до сих пор.
Глеб Зима специально для Planet Today

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

194

Похожие новости
19 июня 2019, 02:00
19 июня 2019, 10:00
18 июня 2019, 20:40
19 июня 2019, 12:40
18 июня 2019, 18:00
19 июня 2019, 10:00

Новости партнеров