Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Первый бронетранспортёр из Скандинавии. Terrangbil m/42 KP

«Боевые автобусы». До начала Второй мировой войны Швеция выгодно выделялась среди всех скандинавских стран развитой промышленностью, которая позволяла создавать и очень сложную продукцию военного назначения, в том числе танки. Нет ничего удивительного в том, что используя свой нейтральный статус, страна продолжала работать над созданием собственной бронетехники и в годы Второй мировой войны. В частности, именно в Швеции создали первый в Скандинавии бронетранспортер. Машина была достаточно проста, но оказалась очень практичной и активно служила в шведских вооруженных силах до начала 1980-х годов.




На пути к первому шведскому бронетранспортеру


Terrangbil m/42 KP стал первым бронетранспортером шведской армии и первой такой боевой машиной в Скандинавии. При этом шведские инженеры подошли к проблеме максимально просто, использовав для создания своего БТР шасси грузовых автомобилей Volvo TLV 141 и Scania-Vabis F10. При наличии развитой автомобильной промышленности и таких компаний как «Вольво» и «Скания», которые не сдают своих позиций на автомобильном рынке и в XXI веке, такой шаг был предсказуем.

Volvo TLV 141



Scania-Vabis F10


Volvo TLV 141 был по-настоящему удачным грузовым автомобилем, одним из лучших для своего времени и, что немаловажно, с колесной формулой 4х4. В годы Второй мировой войны «Вольво» производило целую гамму трехтонных грузовиков копотной компоновки специально для нужд вооруженных сил. Это были полноприводные модели TLV131, TLV140, TLV141 и TLV142. Каждый такой грузовой автомобиль оснащался мощным бензиновым мотором, выдававшим 90-105 л.с. (для сравнения знаменитая советская трехтонка ЗИС-5 оснащалась двигателями мощностью 66-73 л.с.). Всего до 1949 года шведы выпустили примерно тысячу таких автомобилей.

Но производить грузовики, штабные автобусы и спецтехнику на их базе – это одно, а бронетранспортеры – совершенно другое. К примеру, Советский Союз, который историк Алексей Исаев справедливо называет «великой грузовиковой державой», ни перед войной, ни в годы войны так и не создал собственного бронетранспортера. Сохранившая нейтралитет Швеция сумела в спокойной обстановке переварить опыт военных кампаний в Европе и изучить тактику немецких войск. В новых условиях войны немцы все больше использовали специализированные бронетранспортеры – знаменитые полугусеничные Sd. Kfz.251, получившие в нашей стране известность по названию фирмы производителя «Ганомаг».



Использование бронетранспортеров помогало мотопехоте следовать за танками, уверенно преодолевая заградительный огонь артиллерии противника. Бронирование новых боевых машин защищало десант от осколков снарядов и мин, а также огня из стрелкового оружия, существенно повышая боевые возможности наступающих танковых групп. Как известно, захват и удержание территории обеспечивают не танки, а пехота. Поэтому чем больше пехоты сможет пройти вслед за танками, тем лучше. Учитывая немецкий опыт использования бронетранспортеров, шведские военные решили получить аналогичную машину. В то же время в условиях большой войны, которая уже охватила всю Европу, шведы не могли рассчитывать на приобретение бронетранспортеров у других стран, необходимо было создавать свою машину. Работы по созданию своего бронетранспортера начались в Швеции уже в 1941 году.

Особенности бронетранспортера Terrangbil m/42 KP


Для создания бронетранспортера шведы избрали самый простой и доступный им путь. Конструкторы решили установить бронированный корпус на шасси хорошо освоенного промышленностью грузового автомобиля повышенной проходимости. За разработку бронетранспортера отвечали главным образом специалисты компании AB Landsverk, которая имела большой опыт в создании танков и бронеавтомобилей. К 1942 году первый шведский бронетранспортер был готов, что и нашло отражение в его названии, в этом году были готовы первые прототипы будущей боевой машины.



Шведские конструкторы создали бронетранспортер классической компоновки с передним расположением двигателя и отделения управления, за которым находилось отделение десанта. При этом ходовая часть грузового автомобиля с колесной формулой 4х4 была оставлена без изменений. На машине также использовались передние односкатные колеса и задние двускатные. Сверху на шасси ставился сварной бронекорпус оригинальной формы с рациональным расположением бронелистов и двускатными бортами. Расположение бронелистов, производством которых занимались компании Bofors и Landsverk, внешне напоминало корпус самого известного немецкого бронетранспортера в истории – Sd. Kfz.251, но вот собственного полугусеничного шасси в распоряжении шведов не было. При этом подобное шасси гораздо лучше подошло бы для условий Швеции. В дальнейшем сами шведы отмечали недостаточную проходимость шасси обычного, хоть и полноприводного, грузового автомобиля. Проходимость удавалась повысить лишь за счет использования цепей.

При этом первый шведский бронетранспортер не мог похвастаться серьезной бронезащитой. Лобовая часть корпуса машины имела максимальную броню толщиной 20 мм, борта и корма корпуса – 8 мм. Бронетранспортер получил открытое сверху транспортно-десантное отделение, крыша отсутствовала. При осадках в виде дождя или снега сверху можно было натянуть брезент, который входил в состав укладки боевой машины. Экипаж первого в Скандинавии бронетранспортера состоял из двух человек – механика-водителя и командира, позднее к ним добавился еще и стрелок. Десантное отделение позволяло перевозить до 16 полностью экипированных бойцов, которые сидели на скамейках спиной друг к другу, но обычно их было гораздо меньше – до 10 человек в кузове. Выход десантников осуществлялся через дверь в корме корпуса, в экстренной ситуации бойцы могли покинуть машину, просто перевалившись через борт. За характерную форму корпуса шведские солдаты быстро прозвали новые бронетранспортеры «гробами».




Любопытной особенностью машины было то, что первые поступившие в войска бронетранспортеры вообще не имели вооружения. Предполагалось, что стрельбу по противнику будут вести сами десантники, поднявшись над бортом. В дальнейшем на бронетранспортеры стали устанавливать турельную пулеметную установку, которая размещалась над кабиной. Здесь установили спарку из двух 8-мм пулеметов Kulspruta m/36 с водяным охлаждением, которые были копией американского пулемета Browning M1917A1. На некоторые версии бронетранспортеров шведы устанавливали две подобных турели, одна размещалась в корме корпуса. Также в рамках проведенных модернизаций бронетранспортеры получали два трехствольных дымовых гранатомета, которые размещались в передней части корпуса над крыльями.

Сердцем бронетранспортеров были 4-цилиндровые двигатели Scania-Vabis 402 мощностью 115 л.с. при 2300 оборотах в минуту, либо 6-цилиндровые Volvo FET мощностью 105 л.с. при 2500 оборотах в минуту. Мощности двигателей было достаточно, чтобы разогнать машину с боевой массой под 8,5 тонн и длиной почти 7 метров до скорости 70 км/ч, по пересеченной местности БТР мог двигаться со скоростью 35 км/ч, но на практике такая скорость была практически недостижимой, а проходимость бронетранспортера оставлял желать лучшего.

Производство и эксплуатация бронетранспортеров Terrangbil m/42 KP


Серийное производство Terrangbil m/42 KP началось в 1943 году, первые машины поступили на вооружение шведской армии в 1944 году, когда военным передали 38 первых бронетранспортеров. До завершения серийного производства было собрано более 300 боевых машин. Известно, что производством бронетранспортеров занималось две компании Volvo, которая получила 100 корпусов, и Scania, которая получила 262 корпуса. Обе компании устанавливали их на свои полноприводные грузовики Volvo TLV 141 и Scania-Vabis F10 соответственно. Бронетранспортеры, произведенные на заводе «Вольво», получили обозначение Terrangbil m/42 VKP, а машины собранные на заводе «Скания» – Terrangbil m/42 SKP соответственно. Помимо самих бронетранспортеров было выполнено также некоторое количество командно-штабных и санитарных машин, последние позволяли перевозить внутри корпуса до 4 раненых на носилках.



Уже первые месяцы эксплуатации новых машин выявили их недостатки, к которым относили недостаточную проходимость, проблемы с трансмиссией, которую считали не совсем удачной, а также плохой обзор с места водителя. Позднее к недостаткам начали относить и слабое бронирование. При этом в ходе эксплуатации бронетранспортеры модернизировались несколько раз, что позволило продлить период их активного использования до начала 1980-х годов. В частности на поздних версиях архаичные пулеметы с водяным охлаждением заменили на более совершенные пулеметы KsP 58 под стандартный натовский патрон 7,62х51 мм. Также над отделением десанта появилась полноценная крыша, бронетранспортер стал герметичнымя, но теперь в десантном отделении перевозилось не более 7 человек.

Несмотря на то, что Швеция сохраняет свой нейтралитет, созданные в годы Второй мировой войны бронетранспортеры успели поучаствовать в боях. Шведские военные использовали свои машины во время миротворческих миссий в Африке, а также вооружали ими миротворческие подразделения других стран. В 1960 году 11 бронетранспортеров шведы использовали в Конго, куда они прибыли по решению ООН, здесь бронемашины впервые приняли участие в боях. Позднее еще 15 шведских бронетранспортеров было специально закуплено ООН для вооружения ирландского и индийского миротворческих батальонов. Помимо Конго бронетранспортеры Terrangbil m/42 SKP использовались в составе миротворческих сил ООН на Кипре до 1978 года. Окончательно с вооружения и хранения шведской армии последние модернизированные бронетранспортеры были сняты только в 2004 году.


Один из последних вариантов модернизации Terrängbil m/42D SKP в Шведском музее вооруженных сил
Юферев Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

95

Похожие новости
17 ноября 2019, 06:20
16 ноября 2019, 05:40
15 ноября 2019, 21:40
15 ноября 2019, 18:40
16 ноября 2019, 05:40
16 ноября 2019, 14:00

Новости партнеров