Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Первые в своих классах. Как строились СЯС КНР


Облако после взрыва первой китайской атомной бомбы, 16 октября 1964 г. Фото Wikimedia Commons

В 1956 г. КНР начала свою собственную ядерную программу, а 16 октября 1964 г. провела первые успешные испытания реального заряда. После этого китайская армия занялась строительством собственных стратегических ядерных сил и со временем сумела создать полноценную ядерную триаду. Теперь в СЯС КНР имеются все три компоненты, создание которых заняло немало времени.


Первые шаги


Ядерная программа Китая стартовала в 1956 г. по решению ЦК КПК. В первые несколько месяцев после его принятия были сформированы необходимые государственные органы и предприятия особого назначения. Им предстояло вести исследования и строить перспективное оружие.



Однако отсутствие опыта и компетенций заставило Пекин обратиться за помощью к Москве. Во второй половине пятидесятых порядка 10 тыс. советских специалистов посетило Китай и оказало ту или иную помощь. Кроме того, сопоставимое количество китайских ученых и инженеров прошло подготовку в нашей стране. Впрочем, уже в 1959-60 гг. сотрудничество было свернуто, и китайской науке пришлось продолжать работу самостоятельно.

Первые реальные результаты появились через несколько лет. 16 октября 1964 г. на полигоне Лобнор состоялось испытание с шифром «596» – это была первая китайская атомная бомба. 17 июня 1967 г. КНР испытала первый термоядерный боезаряд.


Макет бомбы, использовавшейся в испытаниях "596". Фото Wikimedia Commons

По результатам этих событий КНР стала пятой страной мира, получившей атомное вооружение, и последней из «старых» ядерных держав. Кроме того, Китай стал четвертым обладателем термоядерного вооружения. Таким образом, КНР по уровню развития технологий оказался на одном уровне с ведущими странами мира. Однако для получения всех желаемых результатов следовало построить средства доставки – а вместе с ними и полноценные СЯС.

Бомба в воздухе


Как и другие страны, Китай начал строительство будущей ядерной триады с создания воздушной компоненты. Любопытно, что первый носитель китайской атомной бомбы тоже имел советские корни. В конце пятидесятых СССР передал КНР документацию по дальнему бомбардировщику Ту-16.

Производство этой машины было налажено под обозначением Xian H-6. Первый полет состоялся в сентябре 1959 г., а вскоре серийные самолеты пошли в войска. Изначально H-6 могли нести только свободнопадающие конвенциональные авиабомбы. Специальные боеприпасы или ракеты на тот момент отсутствовали. Тем не менее, китайская авиационная промышленность прорабатывала вопросы дальнейшего развития комплекса вооружений.

14 мая 1965 г. на полигоне Лобнор состоялось первое испытание ядерной бомбы со сбросом с самолета-носителя. Оружие применил специально оборудованный H-6A с набором необходимой аппаратуры. Через два года аналогичный самолет обеспечил проведение первых испытаний термоядерного оружия. К тому времени H-6A пошел в серию и начал поступать на вооружение авиационных частей.


Бомбардировщик Xian H-6A в полете. Фото Wikimedia Commons

Таким образом, именно бомбардировщик H-6A стал первым средством доставки китайских СЯС. В дальнейшем появлялись новые изделия, но H-6 сохранял свою роль. Бомбардировщик неоднократно модернизировался и продолжает службу до сих пор. Современные версии H-6 продолжают решать задачи ядерного сдерживания с применением актуальных типов оружия.

Впрочем, стратегическая авиация давно перестала быть основой СЯС. Причиной этого стало появление других средств доставки, а также относительно малое число самолетов. Общий выпуск бомбардировщиков H-6 не превысил 180-190 единиц, и далеко не все они способны нести спецбоеприпасы.

«Восточный Ветер»


Советская научная и техническая помощь также затрагивала сферу ракетных технологий. СССР передал документацию по нескольким старым баллистическим ракетам и необходимые технологии. На основе полученных данных Китай начал разработку ракет семейства «Дунфэн» («Восточный Ветер»).

В конце пятидесятых Китай скопировал советскую жидкостную оперативно-тактическую ракету Р-2. Копия под названием «Дунфэн-1» впервые была испытана на полигоне Шуанчэнцзы в ноябре 1960 г. В дальнейшем это изделие пошло в небольшую серию и ограниченно эксплуатировалось НОАК. Поскольку ядерное вооружение на тот момент находилось в разработке, «Дунфэн-1» могла нести только обычную боевую часть.


БРСД "Дунфэн-2А" при подготовке к пуску. Фото Sinodefence.wordpress.com

С использованием имеющегося опыта и советских технологий в тот же период создавалась ракета «Дунфэн-2». Это уже была баллистическая ракета средней дальности (до 1250 км), потенциально способная нести специальную боевую часть. Первый запуск такой БРСД состоялся в марте 1962 г., но завершился аварией. Анализ результатов этого инцидента привел к появлению улучшенного проекта «Дунфэн-2А». Это изделие успешно испытывалось с июня 1964 г.



27 декабря 1966 г. НОАК провела первый запуск ракеты «Дунфэн-2А» с моноблочной ядерной боевой частью. Ракета взлетела с полигона Шуанчэнцзы и доставила боевую часть мощностью 12 кт ТНТ к цели на полигоне Лобнор. Дальность стрельбы составила 800 км.

После некоторых доработок самой ракеты и боевого оснащения новейший ударный комплекс был принят на вооружение недавно сформированного 2-го артиллерийского корпуса НОАК. Ракеты «Дунфэн-2А» оставались на дежурстве до начала восьмидесятых годов, когда их заменили более новыми системами. Дальнейшее развитие наземной компоненты СЯС КНР осуществлялось за счет новых ракет линейки «Дунфэн». При этом изделия разных поколений объединяло только название.

«Большая Волна» в океане


Последней в составе СЯС КНР появилась морская составляющая. Работы по ее созданию стартовали позже других и дали результат относительно недавно. Первая подлодка-носитель баллистических ракет с ядерным боевым оснащением заступила на дежурство только в конце восьмидесятых годов. Мало того, и сейчас морская компонента не отличается большими размерами и заметно проигрывает зарубежным атомным флотам.


Запуск ракеты "Дунфэн-2А" с боевым оснащением, 27 декабря 1966 г. Фото Sinodefence.wordpress.com

Первый китайский проект ПЛАРБ разрабатывался с конца шестидесятых годов и носил шифр «092». Ввиду высокой сложности работы затянулись, и закладка первого и единственного корабля этого типа состоялась только в 1978 г. В 1981 г. лодка пр. 092 была спущена на воду. После этого несколько лет пришлось потратить на испытания и доводку как самой лодки, так и ее основного вооружения.

Работы по теме баллистических ракет подводных лодок начались одновременно с проектированием будущей ПЛАРБ под них. Изначально планировалось строить БРПЛ на основе одной из ракет семейства «Дунфэн», но затем решили делать ее с нуля. Проект «Цзюйлан-1» («Большая Волна») предлагал массу смелых и сложных решений, но позволял получить более интересные результаты.

Опытно-конструкторские работы по «Цзюйлан-1» продолжались в течение всех семидесятых годов и сопровождались некоторыми успехами. Так, в 1972 г. провели бросковый пуск с опытовой подлодки, а позже отработали некоторые бортовые системы.


Единственная ПЛАРБ пр. 092 и ее экипаж. Фото Sinodefence.com

17 июня 1981 г. БРПЛ «Цзюйлан-1» совершила первый старт с наземного испытательного комплекса. 12 октября 1982-го состоялся первый запуск с опытовой лодки-носителя. По итогам ОКР была создана ракета с дальностью 1700 км и возможностью применения боевой части-моноблока мощностью до 300 кт.

28 сентября 1985 г. состоялся первый запуск ракеты с борта АПЛ пр. 092, завершившийся аварией. В сентябре 1988-го штатный носитель выполнил два успешных пуска. По их результатам подлодка и ракета были рекомендованы к принятию в строй и постановке на дежурство.

По разным данным, комплекс в виде ПЛАРБ пр. 092 и БРПЛ «Цзюйлан-1» оказался не в полной мере боеспособным и не мог нести полноценное боевое дежурство. Постоянное присутствие морской компоненты в морях удалось обеспечить только с появлением новых ПЛАРБ проекта 094. Тем не менее, первым шагом в строительстве морской составляющей СЯС КНР стали именно «092» и «Цзюйлан-1».

Из прошлого в будущее


Китай стал ядерной державой 55 лет назад, и за это время успел построить полноценные и боеспособные СЯС. Первые этапы строительства осуществлялись при непосредственной поддержке советских специалистов, после чего пришлось обходиться только своими силами. Ограниченные возможности и необходимость наработки компетенций приводили к затягиванию работ и достаточно скромным конечным результатам.


Загрузка ракеты "Цзюйлан-1" на борт носителя. Фото Sinodefence.com

По итогам первых 55 лет своего существования СЯС КНР выглядят развитыми, но не лишенными недостатков. Наиболее боеспособной выглядит наземная составляющая, оснащенная баллистическими ракетами разных классов, вплоть до полноценных МБР. Стратегическая авиация имеет меньший потенциал и не отличается высокой численностью. Более того, ее основу уже полвека составляют самолеты одного и того же типа, хотя и разных модификаций. Морская компонента тоже малочисленна, но располагает необходимым оружием в существенных количествах.

Ядерная триада Китая не является самой крупной и мощной в мире, но входит в тройку лидеров, опережая некоторые другие развитые страны. Ракетные войска, дальняя авиация и подводный флот НОАК способны решать задачи стратегического сдерживания, и КНР делает все возможное для их развития. Это означает, что H-6A со свободнопадающими бомбами, «Дунфэн-2А», «Тип 092» и «Цзюйлан-1» оказались хорошим фундаментом для дальнейшего строительства.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

172

Похожие новости
23 января 2020, 18:00
24 января 2020, 05:00
24 января 2020, 18:40
24 января 2020, 05:00
25 января 2020, 17:00
26 января 2020, 06:40

Новости партнеров