Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
19 октября 2019, 01:20
19 октября 2019, 03:40
19 октября 2019, 04:00
19 октября 2019, 01:20
19 октября 2019, 03:40

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Перуанский ВМФ на озере Титикака

История необычной флотилии Перу на Титикаке начинается в 1861 году, когда Рамон Кастилья, официальный представитель правительства этой южноамериканской страны, отправился в Великобританию. На туманном Альбионе Кастилья встретился с руководством литейного завода Джеймса Уотта в Бирмингеме, который, кроме всего прочего, занимался и судостроением. Перуанский чиновник заказал на британской верфи два идентичных судна. Они должны были в мирное время бороздить озеро Титикака в качестве грузопассажирского транспорта, а во время войны исполнять функции канонерских лодок.




Необходимость военных кораблей на водах высокогорного озера была аргументирована тем фактом, что Перу делит это озеро с Боливией. Последняя, в свою очередь, отчаянно конкурировала за права на добычу полезных ископаемых с Чили, вовлекая соседние государства и создавая напряжённость во всём регионе. В 1879-м году эта конкуренция выльется в пятилетнюю Вторую Тихоокеанскую войну (её именовали также Селитряной войной).


Учитывая специфику высокогорья и непосредственно будущей акватории, отдельно оговаривалось, что корпуса судов должны быть разборными. Непосредственная транспортировка судов осуществлялась в деревянных ящиках, вес каждого из которых не превышал 200 килограммов. Это обусловливалось тем, что ящики доставляли на побережье озера мулы, которые не могли поднять груз большего веса. Сумма контракта в итоге составила 8 тысяч фунтов, не считая 500 фунтов на запасные части и услуги британских инженеров на месте.

Необыкновенное путешествие в разобранном виде


После того как Темзинский металлургический завод (Уэст-Хэм, Восточный Лондон) выполнил заказ по контракту с заводом Уотта и упаковал все необходимые детали в ящики, груз отправился в долгое плавание. В октябре 1862-го года разобранные суда прибыли в тихоокеанский порт Арика. Там их ждал уже путь по железной дороге в перуанский город Такна. А уже из Такны начинается самый сложный отрезок пути – 350 километров до города Пуно, что на берегу озера Титикака.


"Явари"

Доставка частей к самому озеру обернулась настоящей Одиссеей. Свыше 2500 ящиков необходимо было пронести 350 км до высоты 3821 метр над уровнем моря. Отставание от графика, оптимистично ограниченного шестью месяцами, стало катастрофическим. Караваны бесконечно тормозили крестьянские восстания, землетрясения, угроза начала боевых действий и откровенное разгильдяйство самих носильщиков. Малограмотные разнорабочие без зазрений совести при любом удобном случае бросали груз на дороге. К тому же некоторые ящики и вовсе отправлялись не по тому адресу.

В итоге два корабля перуанского флота оказались в прямом смысле разбросаны на всём протяжении дороги в 350 километров. Путешествие длилось целые годы! К этому времени почти все британские инженеры уже сбежали с «крыши мира».


"Пуно" (бывшая "Япура")

Только в 1869-м году в Пуно был заложен первый пароход, «Явари», а 25 декабря 1879-го он был спущен на воду. При этом его систершип «Япура» увидел гладь озера Титикака только в 1873-м году.

Служба длиной в полтора века


Характеристики обоих судов были, естественно, идентичными. Длина – 100 футов (чуть более 30 метров). В движение оба судна приводил двухцилиндровый паровой двигатель мощностью в 60 лошадиных сил. А вот топливо для этих двигателей оказалось весьма оригинальным. Учитывая высокогорную специфику и сложность в доставке на высоту в 3821 метр любого груза, перуанские флотоводцы обратили внимание на смекалку местных жителей – индейцев, которые использовали в качестве горючего высушенный навоз лам. Поэтому и флотилия Перу на озере Титикака задымила сушёным кизяком. Кроме того военные, по некоторым данным, даже успели вооружить суда 24-фунтовыми орудиями, по два на каждый корабль.

Однако большая война до высокогорного озера не дошла, поэтому суда в основном исполняли гражданские задачи, хотя и принадлежали перуанскому флоту. Они перевозили пассажиров и всевозможные грузы – шерсть, текстиль, минералы и прочее – между Боливией и Перу.


Вторая Тихоокеанская война заметно подорвала экономику Перу и платёжеспособность её правительства. Страна из разряда небогатых перешла в разряд нищих. На рынке «неожиданно» появилась Перуанская корпорация, основанная, конечно, в Лондоне. Ушлые британцы быстро приватизировали перуанскую железную дорогу в 1890-м году, а заодно заявили притязания на озёрную флотилию. Скрепя сердце флот передал Британии оба судна.



Таким образом, по сути, «Явари» и «Япура» начали служить Великобритании, продолжая перевозить перуанцев и местные грузы. В 1914-м году основательно устаревшие суда решили модернизировать, поставив новые 4-цилиндровые двигатели Болиндера мощностью в 320 лошадиных сил. Скорость увеличилась до 10 узлов. Кроме того была расширена палуба, дабы полнее использовать коммерческий потенциал старичков.

Судьба систершипов разделилась


В 1975 году Перу всё же национализировала британскую компанию. Встал вопрос со старыми судами. Вначале они были переданы железнодорожной перуанской компании Empresa Nacional де Ferrocarriles, но суда продержались у них на балансе менее года. Спустя 85 лет «Явари» и «Япура» снова оказались в составе ВМФ Перу. Естественно, такое устаревшее наследство поставило перед командованием ряд вопросов. Перуанское командование решило отказаться от «Явари», а судно «Япура» не только приняли в состав флота, но и провели ремонт и переквалифицировали его в госпитальный корабль ВМФ Перу под названием «Пуно». «Пуно», как это ни удивительно, эксплуатируется по сей день, правда, в составе береговой охраны. Ведь границу с Боливией никто не отменял.


Отреставрированный двигатель "Явари"

Другая судьба ожидала «Явари», ведь корабль внезапно осиротел. Недолго думая, судно выставили на продажу в качестве металлолома. Однако желающих купить тонны металла возрастом свыше сотни лет и после этого тащить их с высоты 3821 метр не нашлось. К счастью для раритетного судна, в 1987 году благотворительные организации заинтересовались этим экспонатом XIX века. За пять тысяч долларов «Явари» был выкуплен, а на борту начаты реставрационные работы.

На данный момент судно доведено до ходового состояния, а на его борту функционирует музей. В 2015 году британская делегация, финансируемая фондом «Уэст-Хэм Юнайтед» (по сути, место рождения «Явари») и возглавляемая послом Великобритании в Перу, повторила многострадальный маршрут двух судов из Такны до Пуно через Андские горы. Наградой был небольшой круиз по легендарному озеру Титикака на борту функционирующего «Явари».
Восточный ветер

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

119

Похожие новости
18 октября 2019, 11:00
18 октября 2019, 02:40
18 октября 2019, 08:00
17 октября 2019, 20:40
18 октября 2019, 08:00
18 октября 2019, 16:20

Новости партнеров