Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Ограбление года чревато последствиями

Летающий командный пункт обеспечивает стратегическое управление всеми видами и родами войск. Фото Дмитрия Терехова
Хищение десятков блоков бортовой радиоаппаратуры с воздушного командного пункта российских Вооруженных сил в аэропорту «Таганрог-Южный» достойно титула «самое дерзкое преступление года». Именно так, ведь Ил-80 – самолет очень редкий (в конце 1980-х выпущено четыре экземпляра), напичкан сверхсекретной аппаратурой и предназначен для использования военно-политическим руководством РФ в случае большой войны.
Тема попала в топ-лист новостей и взволновала общественность до такой степени, что пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову пришлось пообещать: «Разумеется, будут сделаны выводы… будет и расследование, и будут приняты меры с тем, чтобы это не повторялось впредь». Сообразно, режим доступа на аэродром ужесточили и усилили охрану размещенных рядом предприятий авиапрома.
Не смогла остаться в стороне и Объединенная авиастроительная корпорация. Устами неназванного «представителя», пообщавшегося с репортерами РИА Новости, ОАК признал пропажу «второстепенной аппаратуры, не связанной с непосредственным функциональным предназначением борта». Какой точно – не уточняется. Примечательно, что столь маловразумительный комментарий выпустили в медиапространство «под Новый год» – через три недели после обнародования факта проникновения посторонних лиц на борт самолета.
Напомним, что 4 декабря при осмотре воздушного судна охрана аэропорта обнаружила следы несанкционированного вскрытия грузового люка Ил-80 (отсутствовала пломбировка). Начальник службы авиационной безопасности Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (в составе ОАК) обратился в полицию. Осмотрев самолет, следователи выяснили: злоумышленники украли 39 блоков различного связного оборудования и еще 5 плат из демонтированных блоков. Сообщение Главного управления МВД России по Ростовской области говорит о хищении имущества на сумму более миллиона рублей и возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 УК РФ (кража).
«Таганрог-Южный» – объект двойного назначения с собственным аэровокзалом, однако с 2015 года пассажирские перевозки не осуществляются. Основное назначение – полеты экспериментальной авиации; здесь расположена испытательная база ТАНТК, а территория самого предприятия непосредственно прилегает к аэродрому. Злополучный Ил-80 прилетел в Таганрог для прохождения плавного ремонта, ведь помимо самолетов марки «Бериев» ТАНТК также занимается морскими патрульными Ту-142 (строились на местном авиазаводе) и авиацией специального назначения. А это – воздушные командные пункты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (А-50 и А-100), а также различные экспериментальные образцы, например А-60 с «лазерной пушкой».
Любая информация о самолетах специальной авиации России – предмет пристального внимания иностранных разведок. В случае с Ил-80 работали специалисты узкого профиля, ведь с открытием грузового люка Ил-80 справится далеко не каждый авиатехник. В отличие от базового авиалайнера Ил-86, платформу которого использует Ил-80, у него иная конструкция и увеличенные размеры – с учетом массово-габаритных параметров специальной аппаратуры.
Скорее всего несанкционированное вскрытие воздушного командного пункта – дело рук не иностранных разведчиков, а местных специалистов, точно знающих, что и как снимать. Вывезти награбленное наверняка помог автомобиль, имеющий пропуск на стоянку авиатехники. Дело в том, что установленная на борту Ил-80 радиоаппаратура – довольно тяжелая, конструктивно выполненная хорошо защищенной к различным воздействиям, которые может применить высокотехнологичный противник в случае войны с Россией.
Пока преступники не пойманы, мотивация их поступка точно не известна, но суть понятна – подзаработать на продаже «секретов Родины». В лучшем случае дело ограничится разборкой блоков на компоненты для последующей реализации на радиорынках и соскабливанием с электрических разъемов позолоты (на спецаппаратуре ее много – требуется обеспечить стабильность контактов для работы без «глюков»). В худшем – по тайным каналам блоки уйдут за границу, и у «вероятного противника» появится возможность разобраться с нюансами архитектурного построения аппаратуры и ее функционирования. Тогда сумма ущерба нашей стране будет гораздо выше миллиона рублей остаточной стоимости похищенного имущества, о которой говорится в сообщении Главного управления МВД России по Ростовской области.
Прошедшие модернизацию
Бортовой номер злополучной машины не приводится. Плохо, если она входит в пару с регистрационными номерами RF-93645 и RF-93642, прошедшую ремонт с модернизацией в условиях современной России. Как известно, развал Советского Союза сопровождался деградацией отечественной авиации. Многочисленные «Илы» утратили летную годность и стали «недвижимостью». Однако в новом веке стали приходить сообщения о проведении работ по восстановлению летной годности и модернизации самолетов строя. Министерство обороны организовало в 2005–2006 годах поездки журналистов в Ахтубинск, где помимо прочей техники можно было наблюдать и проходящий испытания модернизированный самолет Ил-80.
Во время посещения в январе 2008 года воронежского авиазавода кандидатом в президенты РФ Дмитрием Медведевым ему показали другой такой самолет на завершающем этапе капитального ремонта ТО-10000.
Следующие новости по теме поступили пять лет тому назад. Дочерняя структура государственной корпорации «Ростех» выпустила информационное сообщение, говорившее о завершении государственных испытаний «воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения, созданного на базе Ил-80». Самолет характеризовался как «воздушный пункт стратегического управления, предназначенный для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи». От аналогичных машин прошлого поколения он выгодно отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
Модернизированный самолет несет бортовой комплекс технических средств (БКТС), в состав которого входят высокотехнологичные изделия нижегородского НПП «Полет». «Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения. Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск. Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США», – отмечалось в информационном сообщении.
Работы по модернизации начались в 1991 году в рамках ОКР «Звено-2» с упором на создание нового унифицированного бортового комплекса технических средств. Через шесть лет приступили к выполнению эскизно-технического проекта по модернизации ранее выпущенных самолетов. Первым переоборудовали борт RA-86147, вторым – RA-86148. Летные испытания начались в 2007 году и заняли восемь лет. По их завершении машины перекрасили и нанесли новые регистрационные номера: RF-93645 и RF-93642 соответственно.
Перспектива
В мае 2019 года замминистра обороны Алексей Криворучко сказал, что в России были завершены опытно-конструкторские работы по модернизации воздушных командных пунктов на базе самолетов Ил-80, и промышленность приступила к переоборудованию ранее построенных самолетов. Возможно, речь идет о желании военного ведомства восстановить летную годность и провести модернизацию RA-86146 и RA-86149. Они долгое время находились в отстое на аэродроме Чкаловский, сохраняя устаревший комплекс «Звено».
Открытая литература изобилует различными названиями этих машин: «Ил-86ВКП», «Ил-80/87» и др. Внешне они выделяются от пассажирских Ил-86 наличием крупногабаритного обтекателя радиотехнических систем на верхней части фюзеляжа сразу за кабиной летчиков. Подобные самолеты должны находиться в небе круглые сутки, для чего Ил-80 оснащается системой дозаправки в воздухе. В связке с ними работают самолеты Ил-82 (первый полет – 1987 год) на базе Ил-76. Они имеют схожие отличия от серийной продукции по причине размещения на борту «радиотрансляционных и ретрансляционных систем».
Согласно юбилейной книге АК «Ил», самолет специального назначения носит название Ил-80 и представляет собой воздушный командный пункт с установленными на нем мощнейшими электронными системами. Поскольку таковые потребляют много электричества, для его генерации на борту появились дополнительные мощности – два силовых агрегата на базе авиадвигателей АИ-24. На крыле самолета установлены пилоны с размещенными на них генераторами электрической энергии для радиоэлектронного оборудования.
С целью защиты самолета со стороны возможного ядерного взрыва Ил-80 отличается от Ил-86 усиленной конструкцией крыла, фюзеляжа и шасси. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Бортовое оборудование спроектировано и изготовлено на соответствие повышенным требованиям к надежности, с вероятностью отказов в несколько раз ниже, чем у серийной гражданской авиатехники.
Долгое время «Илы» специального назначения окружал режим повышенной секретности. Так продолжалось до 2010 года, когда жители столицы наблюдали «необычный Ил-86» среди многочисленных летательных аппаратов, пролетевших над Москвой в ходе воздушной части майского парада 2010 года. А через пару лет одна машина участвовала в торжественных мероприятиях в Жуковском по случаю празднования столетней годовщины создания Военно-воздушных сил России.
Третье поколение
Возможно, события декабря 2020 года в Ростовской области и их последствия заставят военное ведомство пересмотреть подход к воздушным командным пунктам и вместо модернизации Ил-80 ускорить создание подобного самолета третьего поколения на платформе Ил-96–400М. Подобная разработка (Ил-96ВКП) началась несколько лет тому назад, сразу после завершения испытаний первого модернизированного Ил-80. Она тесно связана с созданием комплекса «Звено-3С».
Платформа Ил-96–400М выгодно отличается лучшей аэродинамикой, увеличенным внутренним пространством и экономичной силовой установкой из четырех двигателей ПС-90А, которые в перспективе (с 2027 г.) могут быть заменены парой новейших ПД-35. Эти и другие усовершенствования значительно повышают экономичность самолета и как следствие – дальность и продолжительность полета.
Между тем главным недостатком Ил-86, подкосившим «советский аэробус», стал повышенный расход топлива двигателей НК-86. По сути, он представлял модификацию НК-8, использованных на самолетах предыдущего поколения Ил-62 и Ту-154Б. С 1987 года Казанским МПО выпускался улучшенный НК-86А с монокристаллическими рабочими лопатками первой ступени турбины и межремонтным ресурсом, увеличенным до 4000 часов. Тяга на взлетном режиме увеличилась на 300 кгс – до 13,3 тонны. Однако и эта модель по своим характеристикам заметно уступала западным «сверстникам». Так, степень двухконтурности составляла всего-навсего 1,18, что в четыре-шесть раз ниже соответствующего показателя лучших иностранных моторов того времени. Как следствие, удельный расход топлива на крейсерском режиме составлял 0,739 кг/кгс*ч против 0,536 у американского PW4056 (со степенью двухконтурности 4,9), что устанавливались на варианты Boeing 767 и 747.
Может статься, что события на аэродроме «Таганрог-Южный» статут дополнительным аргументом для сторонников новой техники, стремящихся подвигнуть военно-политическое руководство России на увеличение финансирования программы Ил-96–400М и специальных машин на его базе за счет ресурсов, которые ранее предполагалось пустить на модернизацию самолетов строя, включая Ил-80.

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

386

Похожие новости
14 января 2021, 21:20
14 января 2021, 21:20
24 декабря 2020, 19:40
15 января 2021, 14:20
17 декабря 2020, 22:20
14 января 2021, 21:20

Новости партнеров