Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Огневая кувалда Франца Иосифа

Новая «убийца крепостей»


О германской «Большой Берте», одном из самых разрушительных орудий эпохи Первой мировой войны, сказано много. Меньше известна австрийская 12-дюймовка – «Чудо Эмма», или «Австрийская Берта».



Австро-венгерская 305-мм мортира


А ведь это высококачественное новейшее орудие было одним из самых могущественных в своем классе, активно применяясь как австро-венгерской, так и германской армиями в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. В частности, австрийские 305-миллиметровки сокрушали бельгийские крепости, активно работали по Ивангородской, Ковенской и Верденской крепостям, эффективно действовали на Итальянском фронте, сражались в Сербии, в Дарданеллах и Палестине.


Демонстрация орудия перед турецкими сановниками в Константинополе, 1916 г.


Как и Германия, Австро-Венгрия в связи с уроками предшествующих (особенно Русско-японской 1904-1905 гг.) войн придавала огромное значение тяжелой артиллерии. Считалось, что роль тяжелой артиллерии будет очень велика, причем не только в борьбе с крепостями, но и в полевой войне. Тем более что и в последней появились полевые оборонительные сооружения, заграждения и др. цели, против которых граната полевой пушки могла оказаться бессильной. Соответственно, в упомянутых государствах было приложено много усилий и потрачено много средств для того, чтобы иметь количественно мощную тяжелую артиллерию и обеспечить ее средствами быстрого перемещения. И, в меру своих экономико-производственных возможностей, Австро-Венгрия старалась следовать этой концепции.



Вершиной артиллерийской пирамиды и стала «Чудо Эмма», как позднее назвали 12-дюймовую гаубицу. Посмотрим на тактико-технические данные 305-мм мортиры образца 1911 г., модифицированной в 1916 г. При весе снаряда 290 кг и его начальной скорости 407 метров в секунду, орудие имело дальность огня 11 км, и градус горизонтального и вертикального обстрела плюс-минус 60 и 40-75 соответственно (для сравнения, у 420-мм германской «Берты» — 10 и 30-70). Вес орудия в боевом положении – 20900 кг, что вдвое меньше чем у германской 420-мм «Берты» (42600 кг).


305-мм мортира. Снаряд этого орудия «образует воронку, в которую могут поместиться трупы пяти лошадей»


Но обо всем по порядку, тем более что это замечательное орудие имело несколько модификаций.

От М-11 к М-16.


Хотя важным стимулом для начала работ по мортирам крупных калибров для австро-венгерского командования стало наличие русских крепостей – «ключей» от весьма вероятного Восточного фронта (Осовец, Новогеоргиевск, Ивангород), своим происхождением орудие было «обязано»… тогдашнему партнеру по Тройственному союзу – Италии. Последняя, сразу после завершения Русско-японской войны, занялась работами по модернизации своих крепостей – особенно в части перебронирования и усиления огнестойкости броневых башен и пр. оборонительных элементов.

В начале XX в. Генеральный штаб армии Двуединой монархии был обеспокоен интенсивным строительством итальянских приграничных укреплений. Стремясь иметь в будущем весомый огневой аргумент на случай весьма вероятных осложнений отношений с Италией, руководство Генштаба поручает Военно-технической комиссии разработать тактико-технические требования на новую мортиру, способную сокрушать перспективные оборонительные сооружения итальянцев. Требования были разработаны в 1907 г., и в соответствии с ними мортира должна была иметь калибр 305 мм, массу снаряда до 300 кг, дальность огня до 8000 м, а также возможность работать на 2-км высоте (последнее должно было стать во время горной войны сюрпризом для итальянцев). Были поставлены и повышенные требования к мобильности этого орудия – невзирая на его калибр. И это было неудивительно: Австро-Венгрия, готовясь к войне на 2 (а то и на 3) фронта, хотела получить орудие, способное относительно быстро преодолевать сотни километров – перемещаясь из Галиции в горы Италии, и обратно. На эту функциональность сработали как ограниченные возможности бюджета, так и бурный рост моторостроительной и автомобильной промышленности империи.

Заказ на разработку орудия в начале 1908 г. выдается фирме Skoda-Werke AG — монополисту в области производства тяжелых артсистем для австро-венгерской армии.


В 1910 г. опытный образец был предъявлен на испытания. В начале 1912 г. Военное министерство принимает решение о выделении средств на изготовление 24-х 305-мм мортир, получивших обозначение 30,5 см MÖrser М. 11. И к началу Первой мировой войны фирма Skoda-Werke AG передала представителям австро-венгерской армии последнюю мортиру из заказанной в 1912 г. серии. В годы войны было выпущено еще 44 мортиры этой системы.



Мортира имела стальной ствол длиной 10 калибров. Длина нарезной части ствола составляла 6,7 калибра. В канале ствола было выполнено 68 нарезов постоянной крутизны. Запирание канала ствола осуществлялось новейшим призматическим клиновым затвором. Масса ствола достигала 5930 кг.



Ствол установили в люльке обойменного типа, закрепленной на литом станке. В качестве противооткатных устройств использовались два гидравлических тормоза отката, смонтированные над стволом, а также пневматический накатник, расположенный под стволом. Подъемный механизм станка позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +75°. В горизонтальном положении производилось заряжание орудия, и в этом положении ствол опирался на специальный упор, закрепленный на станине станка. Стрельба велась при углах возвышения от +40° до +75°.



Наведение орудия в горизонтальной плоскости производилось посредством поворота станка на погоне, закрепленном с помощью болтов на стальной платформе основания. Червячный механизм поворота позволял наводить орудие в секторе ±60°. Со стороны казенной части на станке были закреплены направляющие для лотков со снарядами и пороховыми зарядами.



Масса мортиры в боевом положении составляла 18730 кг. Модифицированные в 1916 г. мортиры (М. 11/16), у которых были повышены прочность станка и платформа основания, весили в боевом положении 20900 кг.




Первоначально к мортире выпускались лишь фугасные снаряды М. 11/9 массой 385,3 кг, содержавшие 38,3 кг взрывчатых веществ. Стрельба велась с использованием четырех переменных зарядов. При стрельбе полным зарядом снаряд имел начальную скорость 370 м/сек, а дальность стрельбы составляла 9600 м. В ходе войны с целью увеличения дальности стрельбы до 11000 м ввели так называемый «легкий» фугасный снаряд массой 290,8 кг, содержавший 34,8 кг взрывчатки. Его начальная скорость составляла 407 м/сек. Снаряд оставлял в земле воронки глубиной 8,8 м, пробивал 3 метровую кирпичную стену и 22-см бетонную кладку.


Взрыв 305-мм гранаты.




Исключительно мощным средством поражения живой силы был 300-кг шрапнельный снаряд, содержавший 16,4 кг взрывчатки и 2200 шрапнельных пуль. Дальность стрельбы — также 11000 м. 2- 3 таких снарядов было достаточно, чтобы сорвать атаку целого полка.

При проектировании мортиры транспортировку орудия планировали осуществлять только с использованием механической тяги — колесных тягачей М. 12 фирмы Daimler. Мортира разбиралась на три части, которые образовали 3 повозки: ствольную повозку, повозку-лафет и повозку с платформой основания. Сотрудничество «Шкоды» и Австро Даймлера» стало важным залогом успеха в деле механизации «Чудо Эммы».



Сначала считалось, что для буксировки всех 3-х повозок будет достаточно одного колесного тягача. Потом пришли к выводу, что правильнее будет, если тягач будет буксировать 2 повозки, а по мере поступления в мортирные батареи все большего числа тягачей приняли окончательную схему — 1 тягач буксирует 1 повозку.




Важнейшим элементом системы управления огнем были подразделения привязных аэростатов, придававшиеся мортирным батареям.



Парсеваль, обслуживающий «моторбатарею», фото после 1917 г.


Мортиры М. 11 использовались австро-венгерской армией на Русском и Итальянском фронтах (об этом – дальше). Обычно они состояли на вооружении отдельных мортирных батарей особой мощности – моторизованных или «моторбатарей». В каждой батарее имелось 2 орудия и 6 тягачей. Батареи могли включаться в состав артиллерийских батальонов и полков (как и в германской армии) – прежде всего крепостной артиллерии (флагманом была крепость Краков). Во время войны «моторбатареи» выделяются из состава артчастей – это позволяло оперативно перебрасывать их на помощь союзникам-немцам (например, крепость Краков отправила в Бельгию 2 из своих 4 батарей, получив, в свою очередь, 2 батареи из Вены) или группировать в качестве мощного огневого ресурса в руках Верховного командования. Неразбериха начального периода войны привела к тому, что, например, Балканский фронт в августе 1914 г. не получил ни одной «моторбатареи».



Известны также случаи использования «кочующих» орудий. Например, во время сражения в долине р. Изонцо в 1917 г. одну мортиру ночью выдвинули на нейтральную полосу и 15-ю выстрелами уничтожили железнодорожную станцию, на которой производилась высадка итальянских войск. После успешного выполнения задачи мортиру перевели в походное положение и еще до наступления рассвета вернули в расположение. Впрочем, подобные операции далеко не всегда заканчивались благополучно.


305-мм «шкода» на позиции.


Тактико-технические характеристики М. 11 были следующими: длина ствола — 10 калибров; наибольший угол возвышения +75 градусов; угол склонения – 0 градусов; угол горизонтального обстрела – 120 градусов; масса в боевом положении – 18730 кг; масса в походном положении – 27950 кг; масса фугасного снаряда — 385,3 кг; начальная скорость снаряда – 370 м/сек.; наибольшая дальность стрельбы – 9600 м.


«Видок сквозь мортирный замок».


Применение М. 11 в боевых условиях быстро выявило их главные недостатки — малую дальность стрельбы, недостаточную прочность станка и платформы основания, малый сектор стрельбы. Поэтому наряду с модернизацией мортир М. 11 до уровня М. 11/16 фирма Skoda-Werke AG приступила к разработке новой 305-мм мортиры, принятой на вооружение австро-венгерской армии в 1916 г. и получившей обозначение М. 16.

Прежде всего, для увеличения дальности стрельбы конструкторы удлинили ствол до 12 калибров и изменили массу переменных пороховых зарядов в сторону увеличения. При использовании тех же снарядов, которыми стреляла М. 11, это позволило повысить начальную скорость снарядов до 380 — 450 м/сек, а дальность стрельбы — до 11100 – 12300 м.



Лафет с противооткатными устройствами спроектировали заново. Вместо люльки обойменного типа использовали корытообразную люльку, а систему противооткатных устройств разместили под стволом. В эту систему входили два гидравлических тормоза отката и пневматический накатник. Усовершенствованный подъемный механизм позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +75°, стрельба велась при углах возвышения более +40°.



Была сконструирована новая передвижная платформа основания. На ней установили шаровой погон, на котором монтировался станок орудия. Таким образом был обеспечен круговой обстрел.

Внесенные в конструкцию мортиры изменения привели к увеличению ее массы до 22824 кг.



В походном положении она также разделялась на 3 части, которые образовывали ствольную повозку (11240 кг), повозку-лафет (11830 кг) и повозку с платформой основания (11870 кг). Каждую из этих повозок на походе буксировал «персональный» тягач М. 12 с двигателем мощностью до 100 л. с.


100-сильный «Австро Даймлер»


До окончания Первой мировой войны фирма Skoda-Werke AG успела выпустить 29 мортир типа М. 16.



Тактико-технические характеристики М. 16: длина ствола – 12 калибров; наибольший угол возвышения — +75 градусов; угол склонения — - 5 градусов; угол горизонтального обстрела – 360 градусов; масса в боевом положении – 22824 кг; масса в походном положении – 39940 кг; масса фугасного снаряда — 385,3 кг; начальная скорость снаряда – 380 м/сек.; наибольшая дальность стрельбы – 11100 м.


Стальная платформа готова к транспортировке.

Моторизованный крупнокалиберный результат


Какие выводы можно сделать?

1) Концерн «Шкода», детищем которого стала 12-дюймовка, один из лидеров по созданию и производству сверхмощных орудий, выпустил один из лучших для своего времени образцов орудия большого могущества. Снаряд «Чудо Эммы» был способен преодолеть самую мощную защиту. 2) Мортира, несмотря на свой калибр, относилась к мобильным артсистемам. При разработке этого орудия особое внимание было уделено именно вопросу транспортировки данной гаубицы. Как мы отметили выше, 305-мм гаубица разделялась на 3 основные части — и возможность транспортировки трактором «Австро Даймлер» на большие расстояния ее лафета и ствола, изначально закладывалась в проект. Между прочим, для этих целей тракторы использовались впервые. 3) Механизированная тяга значительно увеличила функциональность батарей «Австрийских Берт». Бойцы орудийного расчета, сидевшие на каждом тракторе-тягаче, также выполняли полезную функцию – прежде всего управляя тормозами. Сборочные лебедки, снаряды, инструменты и даже специальная передвижная мастерская, приборы управления стрельбой, документация, продовольствие и др. имущество перевозились дополнительными тракторами.


На нижнем рисунке – способ отсоединения тележки от платформы.


Орудие стало одним из первых, изначально сконструированных как мобильная артиллерийская установка. И ни одна армия мира в тот период не располагала мобильным орудием столь большой мощи. Австро-Венгрия не только оказалась в числе держав, лучше всего подготовленных к борьбе с укрепленными районами и крепостями противника, она стала новатором в вопросе организации сверхтяжелой моторизованной артиллерии.


Установка платформы


Продолжение следует...
Олейников Алексей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

333

Похожие новости
19 сентября 2019, 19:00
20 сентября 2019, 20:20
20 сентября 2019, 01:00
20 сентября 2019, 06:20
20 сентября 2019, 20:20
20 сентября 2019, 12:20

Новости партнеров