Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Обвинения США в адрес России — повод для гонки вооружений

США нашли еще один повод для очередных антироссийских санкций. Теперь Вашингтон обвиняет Москву в том, что Россия якобы нарушила Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В связи с этим Дональд Трамп уже дал поручение администрации разработать новые меры против российских компаний и отдельных лиц, имевших отношение к мнимому нарушению этого важного соглашения.

Как известно, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был подписан в далеком 1987 году в результате советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне. В силу этот документ вступил 1 июня 1988 года, тридцать лет назад. Впервые в послевоенной истории договор предусматривал ликвидацию всех комплексов баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней 1-5,5 тыс. км) и меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности, а также запрет на производство, испытание и развертывание таких ракет в будущем. На ликвидацию ракет отводилось три года.




К июню 1991 года Советским Союзом были ликвидированы 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве), а Соединенными Штатами – 846 ракетных комплексов. Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе рассматривали подписание договора как важный этап на пути к всеобщему разоружению.

Однако сейчас, спустя тридцать лет, можно с уверенностью говорить о том, что для Советского Союза (и России как его наследницы) подписание договора было крайне невыгодным. Фактически советские лидеры пошли на поводу у Запада и приняли игру на его условиях. Начнем с того, что СССР ликвидировал большее количество ракет, чем США. Во-вторых, ракеты средней и меньшей дальности не были ликвидированы Францией и Великобританией – ближайшими союзниками Соединенных Штатов, что фактически все равно обеспечило их присутствие в Европе и их направленность на СССР / Россию. В-третьих, советские ракеты были выведены из Восточной Европы навсегда, тогда как Запад просто обманул Советский Союз.

После распада СССР и социалистического лагеря страны Восточной Европы в течение 1990-х – начала 2000-х годов были приняты в состав Североатлантического альянса, что создало предпосылки для размещения на их территории американских ракет. Причем помимо принятия бывших социалистических стран Восточной Европы в НАТО, в Североатлантический альянс приняли бывшие советские республики – Литву, Латвию и Эстонию, а еще две республики – Украина и Грузия – в результате «оранжевых революций» превратились в американских сателлитов, размещение американских ракет на территории которых теперь вполне может стать реальностью.

О необходимости пересмотра договора в России заговорили еще более десяти лет назад. Первыми тему подняли военные. Тогдашний начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский еще в феврале 2007 года говорил о том, что Россия в перспективе может приступить к пересмотру системы ядерного сдерживания, поскольку Соединенные Штаты размещают свои силы противоракетной обороны в Европе. Министр обороны Сергей Иванов также отметил, что договор не соответствует изменившимся реалиям современного мира, поскольку сейчас ракетами средней и меньшей дальности обзавелся целый ряд государств – Китай, Индия, Пакистан, Израиль, поэтому Россия не может не учитывать это обстоятельство. В июне 2013 года о спорном характере Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности заявил и президент Владимир Путин.



Соединенные Штаты используют, в свою очередь, многочисленные недоработки Договора для того, чтобы и впредь размещать свои ракеты в Европе. Так, на наземных объектах противоракетной обороны США разворачивает универсальные флотские пусковые системы, с помощью которых могут запускаться знаменитые «Томагавки». Известно, что флотские комплексы размещены американцами в Румынии и скоро могут быть размещены в Польше. Но эти страны находятся в непосредственной близости от российских границ и размещение флотских комплексов создает серьезную угрозу для нашей страны. Когда Россия пытается указать США на столь нечестное поведение, Вашингтон никак на российские заявления не реагирует. На фоне полного игнорирования российских претензий США продолжают осуществлять программу испытаний с ракетами-мишенями, которые по своим характеристикам сходны с баллистическими ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования.

Размещение элементов противоракетной обороны в странах Восточной Европы – грубейшее нарушение Договора. Но США на этот нюанс не обращают внимания. Сейчас США фактически превратили восточноевропейские страны, особенно Румынию и Польшу, в своих сателлитов и военные базы. Понятно, что размещение в этих государствах американских баз направлено исключительно против России, поскольку иного потенциального противника у США в Восточной Европе просто нет. Для того, чтобы страны Восточной Европы поддерживали размещение американских сил, Вашингтон усердно формирует образ России как врага и агрессора, якобы угрожающего национальной безопасности и территориальной целостности стран Восточной Европы. К власти в восточноевропейских странах при помощи США приходят самые антироссийские силы, склонные слепо поддерживать американский внешнеполитический курс даже в ущерб интересам Евросоюза и собственным интересам. Постоянное науськивание восточноевропейских государств против России влечет за собой их милитаризацию, увеличение военных расходов, при этом Польша и другие страны залазят в долги, поскольку модернизация вооруженных сил осуществляется благодаря американскому финансированию.

Размещение ракет в Румынии и Польше – прямое нарушение договоренностей тридцатилетней давности. Но в США, закрывая глаза на этот вопрос, вовсю обвиняют именно Россию в нарушении Договора. Так, Пентагон заявляет, что Российская Федерация не только разрабатывает, но и развертывает ракеты наземного базирования 9М729 с дальностью более 500 км, хотя никаких доказательств этому американская сторона не приводит. Получается, что США просто бросаются обвинениями, что крайне недопустимо в столь серьезном вопросе. Так, в 2017 году ряд американских масс-медиа заявил, что запрещенная ракета 9М729 уже развернута, тогда как российские представители подчеркивают, что дальность действия ракеты составляет намного меньше 500 км, соответственно она не может подпадать под действие договоренностей 1987 года. В августе 2017 г. в Конгрессе США обсуждался вопрос о возможном выходе страны из Договора, на что Россия ответила, что ее реакция будет мгновенной и зеркальной.

Какие могут быть последствия в случае возможной отмены Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности? Начнем с того, что в современном мире серьезно изменилась и политическая ситуация, и соотношение сил сторон. Развиваются новые технологии, ракеты средней и меньшей дальности становятся все более доступными и для третьих стран, с которыми данные договоренности не заключались. Если Договор будет отменен, то это решение даст импульс к началу новой гонки вооружений, которая уже ничем не будет сдерживаться. Фактически мир будет отброшен в состояние шестидесятилетней давности, когда Советский Союз и Соединенные Штаты развивали собственные ядерные силы, не особо задумываясь о необходимости каких-то регуляторов и барьеров. То есть, складывается очень опасная ситуация, которая ставит мир перед печальной перспективой очередного соперничества величайших держав в сфере вооружений.



Стоит учитывать и тот фактор, что ракеты средней и меньшей дальности уже имеют другие государства, которые также предпочтут начать наращивать собственные вооружения. В первую очередь это относится к Китаю, который сейчас все активнее старается заявить о себе как о державе мирового уровня и обеспечить свое военно-политическое присутствие в разных регионах мира. Если США начнут создавать и развертывать ракеты средней и меньшей дальности, к аналогичным действиям рано или поздно приступит и Китай, который тут же начнет увеличивать мощь своих ракетных сил. Изменится расклад в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что будет невыгодно не только России, но и самим Соединенным Штатам. Кстати, сейчас Китай и так является мировым лидером по количеству ракет средней и меньшей дальности – на вооружении НОАК находятся баллистические ракеты DF-21 и DF-26 и крылатые DF-10. Напомним, что в свое время Китай, а также Франция и Великобритания отказались присоединяться к Договору, поэтому у Поднебесной нет никаких преград и для дальнейшего увеличения своей ракетной мощи.

Кстати, некоторые военные эксперты связывают стремление Вашингтона частично выйти из Договора не столько с противостоянием с Россией, сколько с нарастающим соперничеством с Китаем, в том числе и в военной сфере. Сейчас в Пентагоне очень обеспокоены тем, что Китай может с помощью своих ракет средней и меньшей дальности наносить удары по американским авианосцам и военным базам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тем временем Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США поддержал поправку, в случае принятия которой президент Дональд Трамп получит возможность самостоятельно решать судьбу Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Если США не получит подтверждения полного выполнения договоренностей со стороны России, то у Вашингтона будут все основания более не считать себя связанными данным договором. Фактически это означает, что США по собственной инициативе могут прервать договор и приступить к гонке вооружений. Пока Дональд Трамп передал государственному секретарю США, министру финансов, министру обороны, министру торговли и директору Национальной разведки полномочия по подготовке и представлении в Конгресс США очередного доклада о дополнительных антироссийских санкциях.

Для чего Трамп принимает такие решения? Многие аналитики считают, что заявления Трампа ориентированы скорее на «внутреннее потребление». Как отреагирует Россия на эти заявления, какие могут внешнеполитические последствия, Трампу по большому счету безразлично. Его задача – удовлетворить интересы влиятельных кругов Республиканской партии США, связанных с военно-промышленным лобби. Ведь Дональд Трамп еще до прихода к власти активно эксплуатировал образ борца за укрепление американской военной промышленности. Он тесно связан с «ястребами», для которых военные расходы – бизнес и ничего больше. Обвинения в адрес России позволяют Соединенным Штатам перейти к реализации новых программ в сфере вооружений, в том числе – к разработке крылатой ракеты наземного базирования большой дальности, а это – новые заказы для военно-промышленного комплекса, колоссальная прибыль для воротил оружейного бизнеса.

Понятно, что и сами политики от Республиканской партии не останутся внакладе. То есть, антироссийские санкции для американских «ястребов» - лишь повод для дальнейшего обогащения. Не стоит забывать и о том, что почти вся российская военная промышленность и так давно находится под американскими санкциями, санкции действуют и в отношении большинства ведущих предпринимателей и чиновников, связанных с российским оборонным комплексом. Поэтому дополнительные меры, которые могут быть приняты Штатами – не более чем сотрясание воздуха для очередной демонстрации силы перед внутренней аудиторией.

Также не стоит забывать и о том, что любые антироссийские санкции США носят долгосрочный характер. Если в 1990-е годы США считали, что с мощным российским государством покончено, то теперь в Вашингтоне обдумывают самые разные возможности искусственного ослабления России. Экономические санкции в этих планах американской элиты занимают далеко не самое последнее место.

Конечно, какого-то катастрофического ущерба развитию российской экономики санкции не нанесут, но серьезно затормозить ее развитие все же могут. На это и рассчитывают в Вашингтоне. Таким образом, США убивает двух зайцев одним выстрелом – во-первых, создаются формальные основания для выхода из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, что позволяет наращивать количество ракет и давать новые заказы военно-промышленному комплексу, а во-вторых – вводятся очередные санкции по надуманному предлогу, которые так или иначе негативно отразятся на развитии российской экономики. При этом виноватой в прекращении действия договоренностей США выставляют Россию. Именно на то, чтобы объявить Россию виновником срыва договоренностей сейчас работает вся индустрия подконтрольных Белому дому средств массовой информации – и американских, и европейских.
Автор: Илья Полонский

Подпишитесь на нас Вконтакте

62

Похожие новости
18 июня 2018, 06:40
18 июня 2018, 06:40
18 июня 2018, 12:40
18 июня 2018, 04:20
18 июня 2018, 04:20
18 июня 2018, 12:40

Новости партнеров