Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Новые истребители Ирана: чем воевать против «Раптора» и F-35


Если завтра война


Отношения между Исламской Республикой Иран и Западом (прежде всего США) никогда не были хорошими. Напомним, что революция 1979 года свергла светского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, упразднила монархию и установила власть аятоллы Хомейни. Попытка США как-то повлиять на ситуацию, мягко говоря, эффекта не возымела. Более того, союзник американцев в лице иракского лидера Саддама Хусейна, на которого возлагали большие надежды, на каком-то этапе стал вести «свою игру». Однако это долгая история, полная разного рода противоречий. Важно другое.


Что есть (или может появиться) у Ирана, начнись настоящий конфликт? Можно бесконечно долго говорить про тысячи катеров, лодок, ПТУРов и прочего, что можно было бы применить, например, для борьбы с пиратством (но никак не в реальной войне с реальным противником). Прежде всего, конечно, речь идет об истребителях. Логика проста. Если США получат господство в небе, то подавление ПВО станет вопросом времени. А после него настанет истребление наземных объектов, как это было с Ираком в 1991-м. Поэтому Иран попытался создать свой собственный боевой самолет. Насколько у него это получилось?



Azarakhsh



Основой ВВС Ирана долгие годы были (и частично продолжают оставаться) американский F-14 Tomcat и советский МиГ-29. По несколько десятков боеспособных машин иранцы теоретически могут найти, но самолеты старые, их нужно на что-то менять. Еще в 1986 году в Иране началась разработка собственного истребителя. Созданный Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company (HESA) Azarakhsh («Молния») начали испытывать в апреле 1997 года, тогда же машина выполнила первый полет.

Известно, что в сентябре 1997-го самолет выполнил бомбометание, сбросив два напалмовых бака массой по 113 килограмм. Вообще, его боевая нагрузка заявлена в районе 3200 килограмм (указывают, впрочем, и другие данные), которые размещены на семи узлах подвески. Имеется одна 20-мм пушка.

Самое важное — перед нами не что иное, как версия американского Northrop F-5, совершившего первый полет в 1959-м. Аэродинамические компоновки самолетов очень и очень близки: впрочем, Azarakhsh несколько больше заокеанского «собрата».

Основная проблема закачается в том, что мы до сих пор не можем с уверенностью говорить о возможностях нового самолета и количестве выпущенных Azarakhsh (ряд источников говорит о нескольких десятках произведенных самолетов). Ранее в качестве основы силовой установки для этой машины СМИ называли два российских РД-33 — таких же, как на МиГ-29. В качестве РЛС указывали Н019МЭ «Топаз», как на МиГ-29СД, с возможностью более или менее эффективно работать по наземным целям. То есть, по задумке иранцев должно было быть что-то среднее между F-5 и МиГ-29: явно не то, чего ожидаешь от самолета XXI века.

Saeqeh



Выполнивший первый полет в 2004 году Saeqeh стал, вне всякого сомнения, развитием идей, заложенных в Azarakhsh. В широком смысле это одноместная версия данной машины, имеющая отличное хвостовое оперение. Хвостовая часть выглядит уже не как у Northrop F-5, а подобна гораздо более современному McDonnell Douglas F/A-18 Hornet. Однако, повторимся, не стоит себя обманывать: это не «Шершень», а именно модернизированный F-5. Со всеми вытекающими последствиями. Вообще, к «американцу» хорошо подходило определение «легкий истребитель»: относительно экономичный, с небольшим боевым радиусом и ограниченной нагрузкой. По состоянию на 50-е это был концептуально весьма удачный самолет. Сейчас его модернизационный потенциал исчерпан.

Что известно конкретно про Saeqeh? Первая эскадрилья этих машин была принята в иранские ВВС в 2009 году, а общее число построенных самолетов оценивают в несколько десятков (то есть, ситуация близка к таковой в случае с Azarakhsh). Предполагается, что Saeqeh имеет 7 узлов подвески: 2 на законцовках крыла, 4 под крылом и 1 под фюзеляжем. В открытых источниках можно найти и другие характеристики (это касается как Saeqeh, так и Azarakhsh), но насколько они правдивы — сказать сложно. По сути, во многих случаях они носят сугубо спекулятивный характер и требуют подтверждения.

Kowsar



Гораздо менее известный самолет, но именно он должен был дать самолетостроению Исламской Республики полноценную путевку в жизнь. Напомним, что Kowsar преподносили как чисто «национальную» разработку. Его представили в августе 2018 года, а уже в ноябре стало известно о начале серийного выпуска. «Вскоре необходимое количество таких самолетов будет произведено и передано на вооружение ВВС», — заявил тогда министр обороны страны Амир Хатами.

Машина должна существовать как одноместном, так и в двухместном вариантах. Самолет имеет «многоцелевой радар и компьютерную систему баллистических расчетов».

Как и следовало ожидать, израильские эксперты скептично оценили новинку, заявив, что перед нами все тот же… Northrop F-5. На Западе были более сдержаны. «В то время как презентованный сегодня Kowsar внешне похож на F-5F, он не идентичен тем (истребителям, — Военное обозрение), полученным из США. Например, по фотографиям можно судить о более современном цифровом дисплее кабины пилота и катапультируемых креслах, созданных на базе российских К-36», — заявил изданию The Defense Post специалист базирующегося в Лондоне Международного института стратегических исследований (IISS) Джозеф Демпси.

По мнению же научного сотрудника Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Джастина Бронка, Kowsar очень ограничен в плане возможностей РЛС и боевого радиуса. У нас нет особых оснований сомневаться в правоте этих суждений, хотя, конечно, каждая страна может иметь припрятанного туза в рукаве.

Qaher-313



Представленный в 2013 году иранский истребитель — «невидимка» может по праву считаться самым странным «стелсом» (если, конечно, данная формулировка здесь вообще уместна). Напомним, о маленькой одноместной машине, внешне непохожей вообще ни на что, долго никто не слышал. Однако в 2017 году начались рулежные испытания этого самолета, разработанного компанией Iran Aviation Industries Organization (IAIO).



Для истребителя выбрали интегральную компоновку и аэродинамическую схему «утка». Он имеет крыло нормальной стреловидности с отклоненными на 60–65 градусов вниз законцовками и «разваленные» в разные стороны кили, что частично роднит его с Saeqeh (но не Azarakhsh). Но это родство, конечно, условное, как и с Northrop F-5 — разве что речь может идти о составе БРЭО, что, впрочем, тоже сомнительно. Сравнить самолет можно разве что с его более ранней версией — то есть, 2013 года. Как видно, вместо одного сопла он имеет два. Они утоплены в фюзеляж и размещены внутри специальных труб, что (в теории) может служить уменьшению ИК-заметности.

Стоит ли говорить, что на Западе самолет назвали «бумажным», добавив, впрочем, что его в теории можно применять для борьбы с вертолетами. Эксперты обратили внимание на странную с точки зрения аэродинамики форму фюзеляжа, а также очень малый размер воздухозаборников. Но иранцы, судя по всему полны оптимизма: по крайней мере, это следует из официальных заявлений. «Это американский анализ. Мы же можем смело заявить, что Qaher, спроектированный и созданный за два-три миллиона долларов, предназначен для защиты Персидского залива», — заявил иранский бригадный генерал Маджид Бокей. «Конечно, особенностью Qaher является его способность выполнять полеты на малых высотах, и это та способность, которой нет ни у одного похожего самолета в мире», — отметил в 2013 году руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех.

Как видим, ситуация с иранскими истребителями неоднозначна. По сути, страна так и не смогла создать свой собственный самолет, что логично с учетом международной изоляции и санкций, которые теперь станут еще сильней. Покупка оружия за рубежом в таких обстоятельствах могла бы стать единственным реальным выходом, но для этого опять же нужны хорошие отношения с другими странами, большие деньги и время, которого у Ирана может не быть.
Илья Легат

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

342

Похожие новости
15 января 2020, 18:00
16 января 2020, 18:20
16 января 2020, 04:40
17 января 2020, 05:20
17 января 2020, 05:20
16 января 2020, 04:40

Новости партнеров