Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Новая модификация китайского УБС Guizhou JL-9G пойдет на авианосцы


Опытный палубный УБС начинает первый полет



В обозримом будущем военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая могут получить новый учебно-боевой самолет, предназначенный для подготовки летчиков палубной авиации. Машина создана на базе существующего УБС Guizhou JL-9G Shanying и отличается от него возможностью работы на авианесущих кораблях.


Последние новости


О планах компании Guizhou Aviation Industry Company (GAIC) по разработке палубной версии УБС JL-9G «Шаньин» («Горный орел») стало известно еще в 2010-11 гг. На тот момент GAIC готовилась к серийному производству базовой модификации самолета, но уже строила планы на будущее. В дальнейшем в китайской и зарубежной прессе неоднократно появлялись те или иные сообщения о ходе работ.

В середине марта пресс-служба GAIC сообщила о завершении работ над проектом особой важности в интересах палубной авиации. Сообщение проиллюстрировали компьютерной графикой – самолет, похожий на JL-9G, пролетал над китайским авианосцем. Это был весьма прозрачный намек на уже известный проект.

20 апреля GAIC отчиталась о завершении строительства первого опытного самолета новой модели. Работы были завершены в назначенные сроки, и теперь планировалось перейти к стадии испытаний – наземных, а затем летных.

Наземные проверки не заняли много времени, и уже 12 мая палубный вариант «Горного орла» совершил свой первый полет. Испытания проводятся в аэропорту «Аньшунь Хуангошу» (пров. Гуйчжоу) и должны занять некоторое время. Как скоро летные испытания перейдут с сухопутного аэродрома на палубу авианосца – не сообщается.

Представитель семейства


Испытываемый палубный вариант «Шаньина» является очередным представителем целого семейства учебно-боевых самолетов китайской разработки. Работы по первому самолету линейки, будущему JL-9, стартовали еще в середине девяностых. В 2001 г. о нем рассказали публике, а в конце 2003 г. состоялся первый полет.


Самолет в воздухе

На рубеже десятилетий стало известно о разработке новой модификации «Горного орла» под обозначением JL-9G. От базового УБС она отличалась доработанным и усиленным планером, большей массой и иной силовой установкой. За счет последней, как утверждалось, повышались летно-технические характеристики. В прошлом существовало предположение, согласно которому самолет версии «G» предназначался для использования в палубной авиации. Однако позже стало ясно, что это «сухопутный» УБС, а для флота создадут другую машину на его базе.

Самолеты линейки JL-9 Shanying предназначаются для поставки НОАК. Для экспорта предлагаются УБС под обозначением FTC-2000 Mountain Eagle. Эта техника минимально отличается от базовой и, вероятно, может дорабатываться с учетом пожеланий заказчика. К настоящему времени к заказу доступны как основной FTC-2000, так и улучшенный FTC-2000G.

Серийное производство самолетов JL-9 было запущено в 2011 г., причем почти одновременно с ним запустили сборку более дорогих и сложных УБС Hongdu JL-10. Предполагалось, что техника двух типов будет дополнять друг друга и обеспечивать более эффективное обучение летчиков. Вскоре GAIC, получив заказ от НОАК, освоила производство более новых JL-9G.

Экспортные FTC-2000 тоже производятся серийно. Имеются и выполняются иностранные заказы. Начат выпуск более совершенных FTC-2000G. Первая серийная машина этого типа взлетела в сентябре 2018 г., и за ней последовали новые.

Палубная специфика


Известны основные особенности и возможности перспективного УБС для флота. В целом он основывается на конструкции серийного JL-9G наземного базирования, но имеет характерные отличия, связанные с особенностями предполагаемой эксплуатации. Кроме того, определенная разница в возрасте двух самолетов сказалась на составе оборудования и, соответственно, на возможностях.

Как сообщалось ранее, самолет JL-9G, ставший основой для палубного, отличается от простого JL-9 усовершенствованным планером. Часть агрегатов усилена, разработано новое крыло. Использованы новые сверхзвуковые воздухозаборники, отсекающие пограничный слой фюзеляжа. Также серьезно перестроили крыло.


Серийные самолеты JL-9G в сборочном цеху, 2015 г.

В контексте создания палубного УБС упоминалась необходимость дополнительного усиления некоторых агрегатов планера и шасси, установки тормозного гака и т.д. Не исключалась необходимость применения складного крыла. Самолет с такими техническими особенностями можно будет хранить и эксплуатировать на существующих и перспективных авианосцах НОАК. Он сможет выполнять взлеты с носового трамплина и совершать посадку на аэрофинишер.

Максимальная взлетная масса JL-9G и его специализированной версии достигает 11 т. Самолет способен развивать сверхзвуковую скорость; крейсерская – 870 км/ч. Обеспечена маневренность на уровне серийных истребителей ВВС и ВМС НОАК.

Бортовое оборудование палубной версии «Горного орла» обеспечивает возможность подготовки пилотов и решения боевых задач. На самолете имеются радиолокационная станция, интегрированная в прицельно-навигационный комплекс, современные средства связи и навигации и т.д. Для пилотов предназначена двухместная тандемная «стеклянная» кабина с дублированием приборов и органов управления.

Проекты семейства JL-9 предусматривают оснащение самолетов встроенной 23-мм автоматической пушкой. Под крылом и фюзеляжем имеется пять точек подвески для вооружений. УБС несет не менее 2 т вооружений в виде управляемых и неуправляемых ракет и бомб. Все это позволяет выполнять широкий спектр учебных и боевых задач в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вопросы подготовки


В настоящее время для подготовки пилотов-истребителей в НОАК используются учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты нескольких типов. Самый старый и самый массовый – Hongdu JL-8, выпускаемый с середины девяностых годов. В начале десятых его дополнили современными Guizhou JL-9 и Hongdu JL-10; также созданы модификации этой техники.

В недавнем прошлом в морской авиации НОАК сформировано два учебных полка на самолетах JL-9 двух основных модификаций. Общая численность их техники – ок. 40 ед. В ближайшем будущем возможно пополнение парка более новых JL-9G.


Экспортный FTC-2000G

При всем этом, в системе подготовки «морских» летчиков пока отсутствует специализированный палубный УБС. После обучения на «сухопутных» самолетах пилоты сразу переходят на палубные Shenyang J-15. Появление нового проекта УБС говорит о том, что командование решило изменить систему обучения и ввести в нее новый этап – между обучением на УБС / УТС исключительно сухопутного базирования и переходом на боевую технику палубной авиации.

Насколько оправдан такой шаг – не вполне ясно. Другие страны, располагающие развитой палубной авиацией, обходятся без специализированных УБС, способных садиться на авианосец. Это накладывает некоторые ограничения, которые, впрочем, не считают критическими. Отказываться от такой системы пока планирует только НОАК.

Большое будущее?


Сроки завершения программы испытаний, а также начала серийного производства и внедрения палубного JL-9G в войсках пока остаются неизвестными. Испытания нового образца авиационной техники, как на аэродромах, так и на палубе, могут занять несколько лет – хотя использование отработанной конструкции серийного самолета дает некоторые возможности по ускорению этих процессов. Можно предположить, что массовая эксплуатация палубных УБС в учебных частях начнется к 2025 г.

По всей видимости, палубный вариант УБС «Горный орел» останется образцом только для собственного флота. Появления экспортных заказов ожидать не стоит. Новый самолет разрабатывается для эксплуатации на авианосцах, а такие корабли есть всего у нескольких стран мира. Большая часть этих государств не станет покупать китайскую технику по политическим причинам. Прочих она не заинтересует из-за иных взглядов на подготовку летного состава.

КНР планирует и дальше развивать свой авианосный флот, а вместе с ним и палубную авиацию. Необходима массовая и качественная подготовка летчиков, которым в будущем предстоит работать на кораблях. Принимаются различные меры, и одной из них становится создание специализированного палубного УБС. Он уже дошел до стадии летных испытаний, которые в дальнейшем смогут открыть ему дорогу в морскую авиацию.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

179

Похожие новости
09 августа 2020, 06:20
14 августа 2020, 00:40
09 августа 2020, 06:20
10 августа 2020, 07:00
14 августа 2020, 00:40
08 августа 2020, 05:40

Новости партнеров