Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Названа дата создания российской ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Енисей"

Фото из открытых источников
С момента закрытия  в 1992 году отечественной космической программы по созданию и эксплуатации многоразовых пилотируемых кораблей «Буран» (аналогов американских «Шаттл») неоднократно возникал вопрос о необходимости возрождения в отечественной космонавтике носителей сверхтяжелого класса.
Еще в 2008 году Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева (ГКНПЦ Хруничева), являющийся производителем тяжелых ракет-носителей класса "Протон", предложил первые проектные наработки ракет-носителей сверхтяжелого класса «Енисей-5» и «Амур-5». «Амур-5» являлся по сути, как сейчас модно говорить, рестайлингом предложенного ранее проекта ракеты тяжелого класса «Ангара-100» и не представлял собой каких-то прорывных вариантов и новшеств в космических технологиях. В то же время носитель сверхтяжелого класса «Енисей-5» опирался на двигатели проекта РД-0120, благополучно забытого после закрытия «Бурана» и разработанного специально для него сверхтяжелого носителя «Энергия».
Принципиальное отличие  двигателя заключалось в использовании водорода в качестве жидкотопливного элемента. Четыре таких водородных двигателя обеспечили два успешных практических запуска «Энергии», одним из которых является легендарный беспилотный полет «Бурана», совершившего свою знаменитую планируемую посадку в автоматическом режиме. Еще тогда было доказано, что использование водорода в качестве топлива позволяет многократно повысить мощностные характеристики двигателей и обеспечить вывод на орбиту полезного груза массой до 120 тонн.
Что и говорить, проект уникальный, а главное, дорогой. Достаточно только того факта, что диаметр основной ступени носителя «Енисей-5» - 4,1 м, а это по заявлениям самих же представителей Центра им.Хруничева потребует переоборудования части железнодорожных путей и тоннелей для обеспечения доставки ракеты к месту запуска – космодром «Восточный».
Вместе с тем, не взирая на трудности финансирования, еще в 2012 году российское космическое агенство «Роскосмос» принимает предложение ГКНПЦ Хруничева по проектированию сверхтяжелых систем носителей, а в декабре того же года генеральный директор научно-исследовательского института ЦНИИмаш Геннадий Райкунов, как руководитель организации, ответственной за реализацию отечественной космической программы, заявляет о первых запусках ракет-носителей сверхтяжелого класса «Енисей» или «Амур» в 2028 году с космодрома «Восточный». После чего в отечественных СМИ наступает затишье.
Понятно, что переоборудование стартовых столов, поиск и создание систем доставки элементов сверхтяжелой ракеты-носителя – все это потребует огромных инвестиций. Но созданием подобных ракет уже вплотную заняты и американцы (SLS), и китайцы («Чжанжэн-9»). Включаются в гонку частные компании, американская компания SpaceX уже запустила сверхтяжелый «Фалькон» и готовит еще более мощный носитель «BFR». На горизонте маячут перспективы освоения глубокого космоса в рамках Марсианской и Лунной программы. 
И вот, на фоне такого роста внимания к производству сверхтяжелых носителей для освоения дальнего космоса и доставки крупнотоннажных грузов как на околоземную орбиту, так и за ее пределы, в начале 2018 года Владимир Путин подписывает указ «о создании сверхтяжелой ракеты». Головным разработчиком проекта назначается РКК «Энергия», к концу 2018 года должен быть представлен проект, первый испытательный полет – в 2028. Название проекта «Енисей». Совпадение? Продолжаем.
В июле 2018 года Дмитрий Рогозин, гендиректор «Роскосмоса» заявляет о новом проекте ракеты носителя тяжелого класса «Союз-5», в числе задач которому ставится обеспечение вывода на орбиту космического корабля «Федерация». «Союз-5» должен быть построен к 2022 году. 
В декабре прошлого года «Роскосмос» сообщает о том, что в рамках исполнения указа Президента все-таки рассмотрел концепцию создания отечественной ракеты-носителя сверхтяжелого класса. В официальном пресс-релизе госкорпорации особый упор делается на необходимость создания такой ракеты в условиях тяжелых финансовых ограничений и вынужденной экономии бюджетных средств. По замыслу, определенному концепцией «Роскосмоса», многоступенчатая ракета-носитель объединит в себе несколько уже имеющихся проектов: в частности, третья ступень – уже находящаяся в разработке  ГКНПЦ Хруничева «Ангара-5В», первая ступень – «Союз-5». По мнению «Роскосмоса» такое решение позволит обеспечить серийность производства ступеней и самостоятельное их летное использование. По сути – результат вынужденной экономии перед необходимостью скорейшего решения задач по освоению глубокого космоса и попытка остаться в числе ведущих космических держав, а не в роли штатного космического извозчика для иностранных астронавтов на МКС. И что интересно, для решения этих задач «Роскосмосу» достаточно реализации советских проектов тридцатилетней давности.
4 января уже Нового, 2019 года, Дмитрий Рогозин объявляет, как сейчас это модно у чиновников – в твиттере, о том, что подробный поэтапный план строительства новой ракеты сверхтяжелого класса «Енисей» закончен и утвержден. Сроки летных испытаний определены как 2028 год, место запуска – космодром «Восточный». В числе разработчиков: РКЦ «Прогресс», РКК «Энергия» им. С.П. Королева и ГКНПЦ Хруничева с оговорочкой: «в части создания третьей ступени, оснащенной водородными двигателями». Круг замкнулся, можно даже, закрыв глаза, догадаться, как называется этот самый водородный двигатель.  
Хочется в который раз сказать спасибо советским конструкторам, инженерам и рабочим, строившим «современную» космическую Россию.
Глеб Зима специально для Planet Today

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

364

Похожие новости
23 марта 2019, 16:40
23 марта 2019, 16:40
24 марта 2019, 20:40
25 марта 2019, 13:20
23 марта 2019, 19:20
25 марта 2019, 02:20

Новости партнеров