Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

«Мотор Сич» раздора: как Украина превратилась в арену противостояния между США и КНР


Подарок империи


Можно по-разному относиться к СССР, однако нужно признать, что отечественное авиастроение фактически родилось в советские годы. Конечно, промышленности Российской империи удалось в свое время выпустить 76 бомбардировщиков «Илья Муромец», однако в целом обеспечить во время Первой мировой армию аэропланами разных классов у нее не получилось. Тем удивительней история «Мотор Сичи», которая берет свое начало еще в 1907 году. Предприятие основали в городе Александровске Екатеринославской губернии (ее центром был Екатеринослав — современный Днепр). Оно занималось выполнением заказов для гражданского рынка.

Мировая война заставила освоить новые направления: в 1916 году предприятие изготовило для авиации первый мотор — шестицилиндровый «Дека М-100» с водяным охлаждением. Это стало началом долгого пути: перечислять то, сколько типов двигателей выпускали в советские годы, смысла не имеет. Среди прочего предприятие производило многочисленные новые самолетные и вертолетные двигатели, вспомогательные силовые установки, наземные газотурбинные двигатели и многое другое.



В 90-е произошло то, что, вероятно, и должно было случиться в условиях новых реалий. Можно бесконечно долго искать причины застоя и называть фамилии предполагаемых виновных. Но нужно ли? Само по себе авиастроение — вещь невероятно затратная. «Потянуть» его могут только очень мощные с экономической точки зрения страны, в число которых независимая Украина явно не входила. Фактически, авиастроение и авиадвигателестроение превратилось в тяжелый «чемодан без ручки». Ни смена власти, ни даже война здесь ничего не изменили, да и не могли изменить.

А в апреле 2018 года Служба безопасности Украины провела в компании обыски: торговля акциями на украинских биржах была заморожена. Тогда же украинские СМИ начали писать про «рейдерский захват» и «диверсию». Это, конечно, не прошло без следа. На прошедшем во французском Ле Бурже авиасалоне Украина представлена только несколькими макетами и шале, где были размещены небольшие экспозиции «Антонов» и «Мотор Сичи».


Между Западом и Востоком


Про «Мотор Сич» все могли благополучно забыть еще на несколько или более лет: вплоть до новых выборов и очередных громогласных политических заявлений. Однако сейчас предприятие вновь заставило о себе говорить. Повод очень необычный. В ноябре целый ряд крупных СМИ (в частности, Газета.Ru в своем материале «Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине») писали, что вокруг «Мотор Сич» разгорелся скрытый пеленой мрака международный конфликт. Причем не между кем попало, а между Китаем и Штатами!

Поводом для всего этого стала публикация The Wall Street Journal о том, что некто Эрик Принс, являющийся частным подрядчиком по вопросам безопасности и неофициальным советником американского президента Дональда Трампа ведет переговоры о покупке «Мотор Сичи». Действующий президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал слухи сдержанно. «Все, что я знаю об этом, это тот тезис, о котором вы только что сказали. Я тоже об этом прочитал, причем прочитал ночью. Я ни с кем не встречался, ни с кем это не проговаривал. Но этот "личный вопрос" должен быть связан с президентом Украины, потому что "Мотор Сич" стратегическое предприятие. Я ничего пока что не могу добавить к этому», — отметил глава украинского государства.

Напомним, что ранее, в сентябре 2019 года стало известно о приобретении китайскими компаниями Skyrizon Aircraft и Xinwei Group более 50% акций «Мотор Сичи». При этом китайцы готовы предоставить украинскому авиастроению гранты в размере 100 миллионов долларов.

Нужно сказать, журналисты имеют оригинальное представление о двигателестроении. «Нешуточная борьба за завод связана с уникальными разработками «Мотор Сич», которых нет ни у одной из сторон торгового спора», — пишет Газета. Это, конечно, невероятное преувеличение. Да, «Мотор Сич» выпускает двигатель Д-436, а вернее — семейство авиационных газотурбинных двигателей. И они используются, например, на украинских самолетах Ан-148, Ан-158, Ан-178, а также российской «амфибии» Бе-200. Однако Д-436 разработали еще в 80-е: сейчас новое время и новые двигатели. На их разработку в ведущих странах мира тратят миллиарды долларов, без которых конкурентную борьбу за рынок выиграть невозможно, в принципе. У украинского авиастроения таких денег нет.


Причем то, что украинские двигатели не лучшие в мире было понятно давно. Еще в 2011 году стало известно, что партнер «Антонова» — российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» — предложила авиаконцерну ремоторизировать Ан-148, выбрав в качестве альтернативы Д-436-148 PW1200G производства американской Pratt & Whitney. Россияне подсчитали, что с помощью PW1200G можно будет снизить расход топлива самолета на 14%, а затраты на поддержание летной годности — на 20%.

Вообще, нужно понимать, что даже в лучшие советские годы отечественные двигатели уступали лучшим западным образцам: как по показателям расхода топлива, так и по ресурсу. Переломить ситуацию сейчас хочет Россия со своим новым ПД-14. Получится ли — другой вопрос.


Выбирать приходится


Примечательно, что Газета, говоря про «уникальность» двигателей «Мотор Сич» сама же приводит в материале и более скромную оценку. «Те технологические решения в сегменте, которые готовы предложить украинцы, у американцев почти все имеются. Но покупка завода китайцами будет означать военное и технологическое усиление Китая в регионе, что крайне невыгодно для США», — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Напомним, что Китай до сих пор испытывает трудности с собственными авиационными двигателями: причем это касается как гражданских, так и военных самолетов. В последнем случае на ситуацию могла позитивно повлиять поставка небольшой партии российских Су-35С, оснащенных относительно современными АЛ-41Ф1С. Даже если процесс копирования прошел успешно, это лишь локальный успех.


С Романом Гусаровым соглашается другой эксперт — авиационный обозреватель Дмитрий Дрозденко. Отмечая со своей стороны, что Китай для украинцев — более выгодный партнер, чем США. «"‎Мотор Сич"‎ работает с Пекином на протяжении десяти лет. Поэтому, если завод и решат продавать, то на сделку пойдут с китайцами. Это гарантирует заводу хотя бы продолжение работы на прежнем уровне. Дело в том, что американцы, получив все технологии, либо закроют его или сведут его деятельность на уровень местного завода. Ведь зачем США искусственно создавать себе конкуренцию в отрасли? И в "Мотор Сич" эти риски прекрасно осознают»,— говорит Дрозденко.


У американцев, впрочем, есть козырь в рукаве: как «стратегический партнер» они могут надавить на Украину или же пообещать со своей стороны некоторые военные преференции. Например, поставки дополнительных FGM-148 Javelin или других относительно современных по украинским меркам комплексов. Выиграть от этого может кто угодно, кроме непосредственно самой «Мотор Сич».
Илья Легат

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

165

Похожие новости
05 декабря 2019, 19:40
06 декабря 2019, 06:40
07 декабря 2019, 07:40
06 декабря 2019, 06:40
08 декабря 2019, 05:40
08 декабря 2019, 19:20

Новости партнеров