Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Летающая тачанка. Опытный самолёт P.12 Lysander Delanne

Созданный в 1940 году британский опытный самолет P.12 Lysander Delanne нельзя отнести к самым необычным боевым самолетам в истории авиации. История видела и гораздо более странные летательные аппараты, многие из которых даже выпускались в товарных количествах. Но своя изюминка у этой модели была. P.12 Lysander Delanne являлся модификацией легкого многофункционального самолета Westland Lysander и представлял собой экспериментальную модель с турельной пулеметной установкой, своеобразный вариант летающей тачанки. Самолет, построенный по тандемной схеме, отличался мощным кормовым вооружением и по задумке создателей мог решать различные боевые задачи.


P.12 Lysander Delanne



Легкий многоцелевой самолет Westland Lysander


В какой-то мере легкий многоцелевой самолет для взаимодействия с сухопутными войсками Westland Lysander был британским аналогом советского У-2 (По-2). В том плане, что это была универсальная и простая в пилотировании машина, которая решала огромное количество задач на поле боя. Небольшой самолет, представлявший собой одномоторный моноплан с высокорасположенным крылом и неубирающимся шасси, не отличался высокими летными характеристиками и успел устареть к началу Второй мировой войны, но был неприхотлив, хорошо управлялся и оказался крайне универсальным самолетом. Всего с 1938 по январь 1942 года в Великобритании и Канаде было собрано 1674 самолета Westland Lysander.


При создании самолета одним из обязательных требований британских военных было то, чтобы он мог на бреющем полете «подхватывать» с земли небольшие по размерам грузы, к примеру, контейнеры с важными донесениями. Такой способ связи подразделений между собой считался в 1930-е годы достаточно перспективным, так как радиостанции, их надежность и качество оставляли желать лучшего, а сами они имелись далеко не во всех полевых частях британской армии. Разработка самолета началась в 1934 году инженерами авиакомпании Westland. Первый полет опытной машины состоялся 15 июня 1936 года, а уже с апреля 1938 года самолет, получивший название Lysander в честь спартанского полководца, отправился в серийное производство.


Westland Lysander


Появление этого универсального летательного аппарата восходит корнями к боевому опыту Первой мировой войны, осмыслив итоги которой, британские генералы пришли к выводу, что армия нуждается в многоцелевом недорогом и неприхотливом самолете, способном вести разведку в интересах наземных частей, включая поиск подразделений, оторвавшихся от основных сил или окруженных противником и установление с ними связи, доставку снабжения и боеприпасов, эвакуацию в тыл раненых. Помимо этого, самолет получал возможность поражать наземные цели бортовым оружием и бомбами, а также выполнять связные и разъездные задачи. В первую очередь Westland Lysander был самолетом непосредственной поддержки и взаимодействия с сухопутными войсками.

Самолет, построенный инженерами Westland, отличался хорошими летными характеристиками на небольших скоростях полета, что позволяло эффективно вести разведку местности, в том числе с использованием фотооборудования, а также доставлять донесения. Помимо этого самолет получил возможность взлетать и садиться с небольших аэродромов, что особенно пригодилось уже в годы Второй мировой войны. Самолеты Westland Lysander часто привлекались для проведения спецопераций на оккупированных немцами территориях, а также для связи с французским сопротивлением. Для увеличения дальности полета на самолеты мог подвешиваться топливный бак емкостью до 150 литров. При всей своей универсальности небольшой легкий самолет в некоторых модификациях мог постоять за себя, так как получал два курсовых 7,7-мм пулемета, установленных в обтекателях колес шасси, а также 1-2 пулемета того же калибра на шкворневой установке для защиты задней полусферы. Помимо этого самолет мог взять на борт до 227 кг бомб (1х227 кг, 4х51 кг или 12 по 9,3 кг).


Westland Lysander


По своей универсальности Westland Lysander встает в один ряд с советским У-2. Стоит отметить, что англичане были далеко не единственными, кто спроектировал подобный самолет. Схожие по назначению легкие самолеты были созданы в США, Германии и СССР. Немецкий армейский легкий самолет Fieseler Fi 156 Storch, советский многоцелевой У-2 (позднее По-2) и американский легкий многоцелевой Piper Cub были самолетами одного порядка. При этом на фоне перечисленных образцов Westland Lysander отличался самыми большими размерами и взлетным весом. Как следствие, самолет был самым дорогим, но выгодно выделялся лучшими летными характеристиками. Установленный на английском самолете достаточно мощный поршневой двигатель Bristol Mercury XX, выдававший 870 л.с., обеспечивал многоцелевой машине максимальную скорость 340 км/ч, это значительно больше, чем у всех перечисленных выше самолетов. А одним из преимуществ Westland Lysander перед советским У-2 была более просторная и полностью остекленная кабина. В целом самолет оказался вполне удачным, что стало причиной появления большого количества модификаций и одной радикальной переделки – экспериментального самолета P.12 Lysander Delanne с мощным турельным вооружением.

Летающая тачанка P.12 Lysander Delanne


Экспериментальный самолет P.12 Lysander Delanne, который называли «турельным истребителем», летающей тачанкой или легким штурмовиком, представлял собой одну из машин, которая была создана на базе многоцелевого самолета Westland Lysander. Благодаря необычному внешнему виду построенный в единственном экземпляре самолет P.12 Lysander Delanne, который также неофициально называют Westland Wendover, стал достаточно известным, часто попадая в различные подборки самых необычных летательных аппаратов.


P.12 Lysander Delanne



«Турельный истребитель» был спроектирован и воплощен в металле инженерами компании Westland в конце 1940 года. Для этого конструкторы серьезно переработали один из серийно построенных образцов своего легкого многоцелевого самолета Lysander. В результате работ хвостовую часть самолета укоротили, установив в задней части фюзеляжа макет поворачивающейся стрелковой турели производства компании Nash & Thompson с 4х7,7-мм пулеметами, которая заменила собой стандартное хвостовое оперение. Подобные стрелковые турели британцы устанавливали на свои дальние бомбардировщики, к примеру Armstrong Whitley. Установка стрелковой турели потребовала от конструкторов замены стабилизатора на второе достаточно большое по размерам трапециевидное крыло с килевыми шайбами на концах.

В результате проведенных манипуляций получилось что-то, действительно похожее на летающую тачанку. Перед зрителями представал самолет тандемной схемы с достаточно большой огневой мощью, которая вся была сосредоточена в задней полусфере. По задумке разработчиков такое оборонительное вооружение должно было защитить легкий армейский многоцелевой самолет от атак истребителей Люфтваффе. Как показали боевые действия во Франции, Lysander оказался очень легкой добычей для немецких летчиков. Из 174 самолетов Westland Lysander, имевшихся в распоряжении британского экспедиционного корпуса, 88 были сбиты истребителями противника и зенитным огнем, еще 33 уничтожены на земле или брошены при отступлении.


P.12 Lysander Delanne


Правда, даже при наличии полноценной пулеметной турели возможности самолета защититься от атак высокоскоростных маневренных истребителей с пушечными вооружением были весьма условны. Но не случайно же прародитель этого детища сумрачного британского гения являлся многоцелевым самолетом. Британцы рассчитывали использовать P.12 Lysander Delanne в качестве ночного истребителя, а также легкого штурмовика. Последнее было даже более актуально, учитывая, что для истребителя самолет был очень медленным, а вот возможное вторжение немцев на острова британских военных действительно пугало. Для отражения возможной высадки на побережье были хороши все средства. Учитывая плачевное состояние британских вооруженных сил в 1940 году, попытка создания такого самолета представляется вполне оправданной.

Несмотря на то, что экспериментальный самолет на удивление хорошо управлялся в полете, даже в небольшую серию машина не пошла и осталась изготовленной в единственной экземпляре. Проблемы у самолета возникали только на рулежке, по свидетельствам очевидцев, он плохо держал курс, причиной было уменьшение базы шасси в процессе переделки. Построенный летный образец разбился во время одного из полетов в 1944 году. Несмотря на неудачную карьеру, самолет навсегда вписал свое имя в историю авиации, а до нас дошли многочисленные фотографии этого необычного летательного аппарата, внешне напоминающего большое насекомое с двумя головами.
Юферев Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

116

Похожие новости
21 октября 2019, 06:00
22 октября 2019, 07:00
21 октября 2019, 12:00
21 октября 2019, 06:00
21 октября 2019, 20:00
21 октября 2019, 20:00

Новости партнеров