Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Легкий танк M551 Sheridan (США)

В течение тридцати с лишним лет на вооружении армии США состоял легкий танк M551 Sheridan, созданный в качестве бронированного разведчика и средства огневой поддержки десанта. «Шериданам» пришлось повоевать и продемонстрировать все свои лучшие и худшие качества. Результаты эксплуатации M551 оказались неоднозначными, и стали одной из причин отказа Пентагона от легких танков как класса.


Опытный танк XM551 №6 из второй серии в музее



Программа AR/AAV


В 1959 г. армия запустила новую программу разработки «Бронированной разведывательной/десантируемой штурмовой машины» Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle (AR/AAV). Новый образец должен был поступить в бронекавалерийские и воздушно-десантные части, где ему предстояло заменить легкие танки M41 Walker Bulldog и САУ M56 Scorpion соответственно.


По требованию заказчика, машина AR/AAV должна была весить не более 10 т и иметь малые габариты, что было необходимо для перевозки по воздуху и десантирования. Вооружение должно было обеспечить борьбу с существующими средними танками вероятного противника в любое время суток. По сути, речь шла о легком плавающем танке с противопульной броней и мощным вооружением. Впоследствии требования к проекту менялись. В частности, для достижения нужных боевых качеств пришлось в полтора раза увеличить допустимую боевую массу.

Согласно изначальным планам, на программу AR/AAV следовало потратить 1,05 млрд долларов и построить более 2400 танков. Однако позже планы изменились – стоимость программы выросла, а количество техники уменьшилось.


12-й опытный "Шеридан" - эталон для серии


Осенью 1959 г. к программе AR/AAV присоединилось 12 компаний с несколькими проектами. В декабре Пентагон выбрал два наиболее удачных предложения, одно из которых поступило от компании Cadillac Gage (отделение General Motors). Через несколько месяцев компании-конкурсанты представили эскизные проекты. В июне 1960 г. победителем программы AR/AAV признали фирму «Кадиллак». Ее проект, принятый для дальнейшего развития, получил рабочий индекс XM551. Позже танк получил имя в честь генерала Филипа Шеридана.

Следующие месяцы ушли на разработку проекта, строительство и испытания отдельных компонентов. Также инженерам и военным пришлось тратить время на споры. Согласно проекту, XM551 должен был нести комплекс вооружений CVWS (Combat Vehicle Weapon System) с орудием-пусковой установкой большого калибра. Эта особенность танка стала поводом для критики, и ее сторонникам пришлось отстаивать свою точку зрения до 1962 г.

Летом 1962 г. был построен первый макетный образец. На шасси танка M41 установили штатное боевое отделение «Шеридана». Отработка новых ракетно-пушечных вооружений заняла несколько лет, что угрожало общему ходу проекта. Тем не менее, работы продолжались.


Опытный "Шеридан" №12 на воде. Виден съемный экран


Летом того же года на испытания вышла первая серия из трех опытных танков XM551. В 1963-64 гг. появились еще две серии прототипов. По мере проведения испытаний в проект вносились различные изменения, затрагивавшие те или иные элементы танка. При этом общие положения проекта не менялись. В начале 1965-го построили 12-й опытный XM551, ставший эталоном для последующей серии.

Весной 1965 г. появился контракт на серийное производство танков M551; головным подрядчиком стала компания Cadillac Gage. Также к выпуску привлекли некоторые другие организации. В мае 1966 г. вышел приказ о принятии легкого танка на вооружение. Параллельно промышленность получала указания по совершенствованию танка, которые следовало выполнить уже во время производства.


Особенности конструкции


Легкий танк M551 Sheridan был построен по классической компоновке с использованием отработанных решений. В то же время, использовалась масса новых идей, компонентов и технологий. В этом отношении «Шеридан» заметно отличался от другой бронетехники своего времени.

После всех изменений в ходе доводки был создан броневой корпус из алюминиевого сплава «7039». Сварная башня получила гомогенное стальное бронирование. Лобовая проекция такого танка выдерживала 20-мм снаряды; прочие элементы защищали от 14,5-мм пуль. Предусматривались коллективная система противоатомной защиты и средства пожаротушения.


Танкист с ракетой MGM-51 Shillelagh


В корме танка поместили дизельный двигатель Detroit Diesel 6V53T мощностью 300 л.с. с трансмиссией ТG-250 на основе гидродинамической коробки передач. На борту устанавливалось пять опорных катков большого диаметра с бандажами. Подвеска – торсионная. Передние и задние пары катков получали гидравлические амортизаторы. В ходе доводки танк лишился кормовых гребных винтов, плавать предлагалось за счет перемотки гусениц. Увеличение боевой массы привело к необходимости обеспечения плавучести за счет съемного кольцевого экрана.

В рамках программы CVWS был создан комплекс вооружения на основе орудия-пусковой установки M81E1 калибром 152 мм. Орудие имело поршневой затвор и ствол длиной 17,5 калибра. Пушка монтировалась на противооткатных устройствах с гидравлическим тормозом и пружинным накатником. Орудийная установка обеспечивала вертикальную наводку в пределах от -8° до +19,5°.

Боекомплект включал унитарные выстрелы со сгорающей гильзой нескольких типов. Создавались осколочно-фугасный M657, картечный М625А1, кумулятивный М409 и зажигательный М410. Основным противотанковым средством танка являлась управляемая ракета MGM-51 Shillelagh. Возимый боезапас включал 20 снарядов всех типов и 9 ракет в разных укладках.


Стрельба ракетой


M551 имел прицельные устройства для применения всего вооружения. У наводчика имелись дневной прицел M119 и ночной M44, а также изделие M31 для стрельбы с закрытых позиций. Наводчик также работал с приборами управления комплекса «Шиллейла». Управление ракетой выполнялось в полуавтоматическом режиме: наводчик должен был удерживать цель в прицеле, а приборы вырабатывали команды для ракеты. Ракеты MGM-51 позволяли увеличить вероятность поражения целей на дистанциях 2-3 км.

Вспомогательное вооружение включало спаренный с пушкой пулемет M73 нормального калибра и зенитный крупнокалиберный M2 на командирской башенке. На скулах башни имелись два четырехствольных дымовых гранатомета.

Также прорабатывались другие варианты вооружения. В 1967 г. построили два опытных образца с альтернативным оружием. Один нес 76-мм танковую пушку, другой – 105-мм гаубицу. Тем не менее, серийные M551 получали только комплекс CVWS с орудием M81.

Экипаж танка включал четырех человек с традиционным размещением. Все рабочие места комплектовались необходимыми люками и смотровыми приборами. Имелось переговорное устройство с внешним телефоном.


M551 (вероятно, версия Two Box) во Вьетнаме


M551 Sheridan имел длину 6,3 м при ширине 2,8 м и высоте 2,95 м. Боевая масса серийных машин – ок. 15,2 т. Танк мог разгоняться на шоссе до 70 км/ч или до 5 км/ч на воде. Запас хода на шоссе – 565 км. Его можно было перевозить военно-транспортными самолетами и вертолетами, а также десантировать разными способами.

С конца семидесятых по начало девяностых было осуществлено несколько модернизаций техники. По их итогам пулеметы M73 заменили более новыми M240, появились тепловизионные прицелы AN/VSG-2 и новые ночные приборы для водителя. Улучшенные машины получали обозначения M551A1 и M551A2.

Танки на службе


Сборка первых серийных «Шериданов» стартовала в 1966 г., и годом позже они попали в строевые части. Производство продолжалось до 1970-го, и за это время построили 1662 легких танка. Общая стоимость программы AR/AAV с учетом разработки и серии достигла 1,3 млрд долларов – результат заметно отличался от планов.


Перевозка "Шеридана" по воздуху при помощи вертолета CH-54


Серийные M551 поставлялись только армии США, однако могли появиться зарубежные заказы. Для иностранных армий предлагался экспортный вариант танка, лишенный управляемых ракет. Великобритания и Австралия заинтересовались техникой и провели ее испытания на своих полигонах, но остались недовольны. США так и остались единственным эксплуатантом Sheridan.

Первыми новую технику получили бронекавалерийские части. Кавалерийскому эскадрону из сухопутной дивизии полагалось 27 танков – по 9 для каждой из 3 рот. Отдельные бронекавалерийские полки включали три таких эскадрона с 27 танками в каждом и 3 машины для штаба. Воздушно-десантные части перевооружались схожим образом. При этом большую часть легких танков получили именно пехотные и танковые дивизии.

Новая техника распределялась между частями как на территории США, так и на зарубежных базах. Достаточно быстро танки появились на всех стратегических направлениях. С 1966 г. рассматривался вопрос отправки частей на M551 во Вьетнам для участия в боевых действиях.

«Шериданы» в бою


До середины 1968 г. отправка легких танков на войну была предметом споров. Серийные машины еще не полностью соответствовали требованиям из-за проблем с оптическими приборами, отсутствия картечного снаряда и т.д. Кроме того, вопросы вызывало бронирование танков: командиры сомневались, что такая защита обеспечит выживание техники в характерных условиях Вьетнамской войны.


Посадочное десантирование танков во время учений, 1984 г.


К середине 1968-го все эти недостатки еще не были исправлены, но командование решило отправить технику во Вьетнам. Первая партия танков лишилась управляемого вооружения, вместо которого разместили дополнительную укладку для патронов к пулеметам. За характерные особенности переделанного интерьера такие M551 получили прозвище Two Box – «Две коробки». В дальнейшем такую переделку прошли новые танки. В общей сложности перестроили 226 машины.

Первые M551 прибыли во Вьетнам в самом начале 1969 г. 64 машины распределили между несколькими частями разного назначения, что позволяло проверить технику во всех основных ролях. В конце января состоялся первый бой с участием «Шериданов». Во время ночного дежурства на укрепленной позиции экипажи двух танков обнаружили движение противника и произвели несколько выстрелов, сорвав атаку.

По результатам первых месяцев эксплуатации было принято решение об увеличении числа M551 во Вьетнаме. К началу 1970 г. в частях одновременно имелось порядка 200 таких танков. В 1971-м их начали постепенно выводить, и количество «активной» техники постоянно сокращалось. В общей сложности в войне поучаствовало несколько сотен танков M551. Порядка 90 машин были уничтожены противником. Свыше 200 после повреждений прошли ремонт и вернулись в строй.


Легкий танк M551A1 и его боекомплект во время операции "Буря в пустыне", 1991 г.


В следующий раз Sheridan участвовали в боях во время вторжения в Панаму в 1989 г. Четыре таких танка доставили к месту боев заранее, а восемь других десантировали парашютным способом. Один был поврежден из-за поломки парашютной системы, но прочие помогли бойцам 82-й воздушно-десантной дивизии решить боевую задачу.

В августе 1990 г. 82-я дивизия с ее бронетехникой отправилась в Саудовскую Аравию. В ходе «Бури в пустыне» танки M551 участвовали в боях и применяли все имеющееся вооружение. Известно об успешном применении ракеты MGM-51, уничтожившей иракский танк Т-55.

Уход со службы


Боевые действия на Ближнем Востоке стали последним серьезным эпизодом в биографии танка M551 Sheridan. К этому времени стали очевидны многочисленные недостатки машины, мешавшие ее эффективной эксплуатации. В ближайшее время ожидалось появление нового схожего образца для замены.


Танк "Шеридан" 60-го мотострелкового полка. За счет обвеса имитируется советский ОБТ Т-80


Проблемы по линии эксплуатации начались еще в шестидесятых годах, и с тех пор ситуация кардинально не менялась. Уже в семидесятых некоторые части перевели с несовершенных M551 на другую технику. В дальнейшем подобные процессы продолжились, и к середине девяностых «Шериданы» оставались только у 82-й воздушно-десантной дивизии. В 1996 г. ее батальон, вооруженный M551, расформировали.

До 2004 г. продолжалась служба танков M551A2 в 60-м мотострелковом полку при учебном центре в Форт-Ирвин. Эти машины являлись имитаторами зарубежной бронетехники и использовались в учениях.

За время службы легкие десантируемые танки M551 Sheridan показали себя неоднозначно. Они имели высокую огневую мощь и могли поражать различные цели; малая масса упрощала переброску и повышала подвижность на поле боя. В то же время, броня защищала только от малокалиберной артиллерии, но не от более мощных снарядов или мин. Кроме того, постоянно проявлялись различные проблемы с приборным оснащением, в т.ч. со средствами управления вооружением.

К середине девяностых M551 Sheridan безнадежно устарел во всех отношениях, что привело к списанию последних машин из линейных частей. Ожидалось, что вскоре появится новый легкий танк для замены снятых с вооружения машин, но этого не произошло. Таким образом, M551 пока сохраняет статус последнего легкого танка армии США.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

179

Похожие новости
15 октября 2019, 18:40
14 октября 2019, 17:40
14 октября 2019, 20:00
15 октября 2019, 07:20
13 октября 2019, 22:00
15 октября 2019, 07:20

Новости партнеров