Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Конструктор Генрих Новожилов: учивший летать

Печально, когда уходят Люди с большой буквы. Грустно, когда меняются времена. Но когда уходят целые эпохи – невыносимо.




Я не зря написал слово Конструктор с большой буквы. Это своеобразная дань уважения Новожилову. И признание того, что Конструктор – это не только звание, но и призвание.

Но пройдем теперь уже печальный путь с самого начала…

Рождение конструктора

27 октября 1925 года, Москва. У военнослужащих Василия Васильевича Соколова и Ираиды Ивановны Новожиловой родился сын Генрих.

Самый центр Москвы, Машков переулок, недалеко от Чистых прудов. Кем мог видеть себя в мечтах мальчишка, на глазах у которого происходили триумфы Чкалова, Громова, Коккинаки, эпопея с челюскинцами?

Конечно, летчиком. Как и основное большинство. «Готовились» от души. Бегали, прыгали… Ну и так вышло, что Генрих сам сломал дорогу в небо. Точнее, очень сильно изломал ногу, так что пришлось перенести несколько операций. Так мечта, увы, осталась мечтой.


А потом была война.

Эвакуировались в Пензу. Там Генрих закончил обязательную девятилетку, с ногой, которая только-только начала нормально функционировать, на фронт не взяли. И в 1942 году он возвращается в Москву.

Хорошо, что не пошел во ВГИК. Туда пошли двое его друзей, а сам Новожилов участвовал в Первой Всесоюзной детской фотовыставке в 1939 году. Так что снимать он умел, и мог бы вполне стать кинооператором. Но – пронесло. Нас. И Генрих Новожилов сперва оказался сотрудником (лаборантом) МАИ, а через год стал студентом. Самолетостроительного факультета, понятное дело.

Там, наверху, не пустив Новожилова летать, сделали все, чтобы за него это делали другие. И, уверен, ни разу об этом не пожалели.

На традиционные «посиделки» перед окончанием выпускного курса к студентам приходили бывшие выпускники. Так в один день Новожилов увидел сразу две легенды – Яковлева и Ильюшина.

Ильюшин покорил студентов своей простотой, а также умением весьма неплохо петь и плясать.




Радостно было на сердце у студента Новожилова, когда он шел на преддипломную практику в ОКБ-240, которым руководил С. В. Ильюшин.

ОКБ располагалось на Красноармейской улице, недалеко от стадиона "Динамо". В ОКБ существовало незыблемое правило - студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом Генрих Новожилов, даже не защитив диплома, с 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей.

А практика оказалась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым Валерий Африканович Борог.



Кстати, записей, свидетельствующих о перемене места работы в трудовой книжке Новожилова нет. 68 лет в ОКБ-204. Бюро меняло названия, но суть оставалась прежней. 68 лет в одном и том же конструкторском бюро.

Что же встретило молодого инженера на первых порах на работе? Защитив диплом, в 1949 году Новожилов стал полноценным специалистом и окунулся в бешенный ритм работы.

Но в таком ритме жила вся страна. Восстанавливали разрушенные войной города и заводы, готовили первую атомную бомбу, начинали производство баллистических ракет и реактивных самолетов.

Борьба за небо

14 мая 1949 года постановлением Совета Министров № 1890-700 на вооружение был принят Ил-28. Серийное производство развернули в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве.


Ил-28


Между прочим, Ил-28 разработали не имея никакого технического задания, в инициативном порядке.

В те времена очень сложно было тягаться с ОКБ Туполева, которое, в принципе, считалось главным по бомбардировщикам. И Туполев строил (в отличие от Ильюшина) по госзаказу самолет Ту-14, который оказался разочарованием.


Ту-14


Говорят, Туполев весьма нелицеприятно отозвался об Ил-28, когда тот совершил свой первый успешный полет. Но таковы были времена, таковы были нравы. Ил-28 пошел в серию и было построено 6 316 машин.



А вскоре в воздух поднялся в свой первый полет прототип будущего пассажирского Ил-14. Затем последовал еще целый ряд удачных разработок: реактивный двухместный штурмовик Ил-40, опытный бомбардировщик Ил-46, фронтовой бомбардировщик Ил-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять "двадцать восьмые"...


Ил-14



Ил-40



Ил-46



Ил-54


Вышло так, что на этот раз в соревновании двух КБ выиграл Туполев и в серию пошел его Ту-16. «Надо уметь держать удар!» - подчиненные Ильюшина часто слышали от него эту фразу.

Новожилов был назначен ведущим конструктором Ил-54.

«Пребывание в должности ведущего инженера по Ил-54 дало мне поистине неоценимый практический опыт в процессе выпуска самолета. Когда "пятьдесят четвертую" собрали, мне довелось год с лишним заниматься ее летными испытаниями…» - вспоминал Генрих Васильевич.

Можно только лишний раз выразить сожаление, что выдающаяся машина Ил-54 оказалась никому не нужна в период повального увлечения Хрущева баллистическими ракетами.

Впервые самолет поднялся в воздух 3 апреля 1955 года, летом его показали в подмосковной Кубинке высокопоставленным американским военным, и вскоре... последовало указание: все работы прекратить!

Говорят, будто сам Хрущев приговорил бомбардировщик. Действительно, Ил-54 стал последним бомбардировщиком ОКБ Ильюшина. Более того, в конце пятидесятых ОКБ Ильюшина вообще собирались закрыть. Зачарованные космическими успехами Королева, Хрущев начал столь же энергично сворачивать авиастроение.

Над многими конструкторскими бюро в те годы висела угроза ликвидации, как не нужных. Но Ильюшин, как говорится, «развернулся в воздухе» и направил работу ОКБ на создание пассажирских самолетов. А Новожилов внезапно оказался в кресле секретаря парткома завода.

Вообще Генрих Васильевич был мягко говоря, не рад такому назначению. К тому моменту он уже состоялся как инженер, стал конструктором первой категории, занимался и конструированием, и строительством, и испытаниями. И тут – такое…

Как ни странно, но на кресло партийного руководителя Новожилова «утолкал» сам Ильюшин. "Если выберут - соглашайся, такая работа позволит тебе познать людей...". И два с половиной года Новожилов занимался общественной работой. Сегодня, возможно, это мало понятно, но в те годы секретарь партийного комитета играл на заводе большую роль. Что-то вроде реального замполита, решающего все вопросы, от квартирного и до рассмотрения бытовых жалоб.

В конце 1958 года Новожилов сдал партийные дела и вернулся на более привычную работу, в должности заместителя главного конструктора пассажирского Ил-18.



Помимо этого, Ильюшин поручил ему организовать эксплуатацию этих машин в "Аэрофлоте". Так Новожилов приобрел опыт эксплуатационника.

Для себя Генрих Васильевич считал Ил-18 особо ценной работой. Говорил не раз в интервью, что без той производственно-эксплуатационной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова...

Работы по Ил-18 заняли шесть лет, и по их окончанию Новожилов получил очередное повышение. Его назначили первым заместителем генерального конструктора по проекту лайнера Ил-62.


Г. Новожилов и С. Ильюшин


Результат известен всем: Ил-62 был весьма длительное (с 1967 по 1995 годы) время «бортом №1» в СССР и России, да и сейчас два самолета находятся на эксплуатации летного отряда «Россия». Кстати, Ил-62М использует корейский лидер Ким Чен Ын.



В 1970 году группа сотрудников КБ Ильюшина (в том числе и Новожилов) была удостоена Ленинской премии, а через год, подведя итоги 8-й пятилетки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года, Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Однако между этими двумя радостными событиями произошло еще одно.

На посту Генерального Конструктора

Летом 1970 года Сергей Владимирович Ильюшин принял окончательное решение уйти на пенсию. Возраст в 77 лет и очень напряженная жизнь все-таки сказались на здоровье конструктора. Ведь даже после выхода на пенсию Ильюшин прожил совсем немного.

28 июля 1970 года, приехавший в ОКБ министр авиационной промышленности Дементьев, на собрании руководителей коллектива зачитал приказ № 378-К об освобождении С. В. Ильюшина от занимаемой должности "...в соответствии с личной просьбой и по состоянию здоровья" и о назначении Г. В. Новожилова генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода "Стрела".

Почему мы так часто применительно к людям того времени упоминаем термин «великий»? Наверное, потому, что величие человека заключено не только в том, что он сделал в жизни, но и как.

Будучи великим Конструктором, Ильюшин точно также подошел и к вопросу преемственности. Его ведь никто не гнал, просто Сергей Владимирович чувствовал, что все, силы на исходе. И потихоньку ковал своего преемника.

Новожилов вспоминал так:
"По правде сказать, я никогда не ощущал, что он меня, грубо говоря, натаскивал те шесть лет, что я пробыл у него первым замом. Может быть, я и стал генеральным конструктором потому, что никогда не стремился им стать..."

Так сложилось, что Генрих Новожилов с 12 лет рос без отца. Ильюшин во многом восполнил ему этот урон. И в профессиональном плане, и в чисто человеческом. Но – без лишних эффектов.

"Нынешнее восприятие Ильюшина не соответствует его реальному облику, воспринимают его словно ангела с крылышками, который только благословлял нас - молодых. Ничего подобного! Его отличала просто железная требовательность к подчиненным. Пожалуй, лишь приходящие в ОКБ студенты составляли исключение..."

И ученик стал достойным своего учителя. Даже в мелочах.


Слева: Новожилов, Ильюшин, сидит по центру - Туполев.

Пример. 25 марта 1971 года. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, или «Ходынка». Отсюда обычно выполняли свои первые полеты все машины ОКБ Ильюшина.

В это день в первый полет отправлялся Ил-76, не менее эпохальная машина, чем Ил-62. Новожилов пригласил Ильюшина. Вдвоем обошли самолет, еще раз все осмотрели, обменялись еще раз мнениями. Ильюшин сказал: «Можно!».



Понятно, что полет состоялся бы в любом случае. Что все было согласовано на всех уровнях, но… Это ведь не подхалимаж, правда? Это высшее уважение ученика учителю – предоставить возможность именно Ильюшину проводить в первый полет машину, носящую его имя…

И снова работа. Теперь уже Новожилов нес на своих плечах, как на крыльях, весь объем ответственности за ОКБ.

Против «Боинга»



1969 год. В Америке страшная шумиха по поводу первого полета «Боинга-747». Министры авиационной промышленности Дементьев и гражданской авиации Бугаев ставят перед Новожиловым задачу «догнать и перегнать».

К этому времени советские внутренние перевозки достигли цифры в 100 миллионов пассажиров в год. Нужен был новый самолет для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха.

Задача была весьма непростая. Лайнер на 350 пассажирских мест, да еще и с дальностью полета в 5 000 км – дело сложное. И начали его с проработки возможных вариантов. Рассматривали возможность трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76.

В итоге ОКБ село за разработку совершенно нового самолета. В конце 1976 года на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный ИЛ-86.



Итогом этой работы стали 103 серийных Ил-86, построенных в Воронеже. За двадцать лет самолеты перевезли примерно 150 миллионов пассажиров. Кроме всего прочего, Ил-86 вошел в историю как один из надежнейших самолетов мира и заслуженно стал платформой для разработки следующих моделей самолетов.

В Ил-86 конструкторы вложили огромное количество оригинальных решений. И потому, вполне заслуженно, в 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых "нововведений" защищены патентами...



23 июня 1981 года, закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР, Новожилова наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов.

Работало ОКБ, работали Илы. Ил-18Д совершали рейсы по Антарктиде. Ил-86 перевозили тысячи пассажиров. В Вооруженных силах пахали транспортники Ил-76МД, а для тренировок космонавтов был разработан и построен Ил-76К. Плюс летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель», который служит и по сей день не в одном экземпляре.

28 сентября 1988 года первый раз в небо поднимается Ил-96-300, а в марте 1990 года совершил первый полет двухмоторный турбовинтовой ИЛ-114, новый пассажирский самолет для местных воздушных линий. 17 мая 1994 года поднялся в небо многоцелевой Ил-103. 1 августа 1995 года взлетает Ил-76МФ, который и модификацией назвать язык не поворачивается. Это настолько кардинально переработанная базовая модель, что самолет можно считать совершенно другим аппаратом.

Все эти годы Генрих Васильевич Новожилов вел ОКБ трудной и тяжелой дорогой. Мы говорили не раз о том, что по политическим и экономическим соображениям наше правительство нанесло тяжелейший удар по отечественной авиационной промышленности, фактически уничтожив школу советского пассажирского авиастроения.

Последние два десятилетия знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства. Мы с гневом писали о том, что даже на работы по транспортному Ил-112 ОКБ вело за свой счет и своими силами. Это факт, который нельзя замалчивать.

Но даже в таких условиях, коллектив ОКБ занимался тем, чем должен был заниматься: проектировал и строит самолеты для нужд своей страны.

И в этом была огромная заслуга Новожилова, который, даже уйдя на заслуженный отдых, оставался неотъемлемой частью КБ Ильюшина.



Почётный Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Генрих Новожилов ушел от нас 28 апреля 2019 года.

У Генриха Васильевича было много государственных наград. Много почетных званий и титулов. Это хорошо, это прекрасно, когда труд человека оценен по достоинству.

Но, наверное, главное звание – это Конструктор. Творец. Созидатель нового. И до тех пор, пока в нашем небе будут летать самолеты, носящие имя великого Ильюшина, до тех пор мы обязаны помнить и его не менее великого ученика и продолжателя этого благородного дела – создания нового.



Прошла информация, что самолет президента России, Ил-96-300ПУ будет носить имя "Генрих Новожилов".
Роман Скоморохов

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

108

Похожие новости
21 мая 2019, 17:20
22 мая 2019, 07:00
24 мая 2019, 15:40
19 мая 2019, 06:00
22 мая 2019, 07:20
20 мая 2019, 17:00

Новости партнеров