Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Китайский критик в адрес ВМФ России: взгляд без прикрас или простая некомпетентность?

Фото из открытых источников
На днях китайское информационное агентство «Феникс» опубликовало интересную статью своего автора – эксперта по военно-морскому флоту. В ней довольно подробно и без прикрас описывается состояние одного из новейших российских кораблей – корвета «Бойкий» проекта 20380 типа «Стерегущий», принятого на вооружение ВМФ России в 2013 году, а также дается общая оценка положению дел в нашем флоте.
Автору удалось побывать на корабле в рамках праздничных мероприятий в военно-морской базе в г.Балтийске, куда представители китайских ВМС заходили с дружеским визитом.
Итак, что же бросилось в глаза китайскому эксперту? Первое впечатление, которое произвел на китайца корвет «Бойкий» оставило самый положительный след. Автор описывает внешний вид корабля, как довольно современный. В настоящее время корвет является одним из основных типов боевых кораблей российского ВМФ и представляет собой результат последних разработок отечественных конструкторов и инженеров. Корпус «Бойкого» построен с учетом современных технологий «стелс» - он имеет узкую и длинную форму, углы наклона надстроек намекают на малозаметность для средств радиолокационного обнаружения вероятного противника. В общем, внешний вид корвета, по словам автора статьи, заставляет поменять представление о российском флоте, как о чем-то грубом и устаревшем.
Однако, все меняется, «как только вы поднимаетесь на борт корабля и проходите внутрь». Особо негативное впечатление на китайского эксперта произвели тесные и узкие стены коридоров, увешанные трассами всевозможных коммуникаций, а также загроможденные приборами и механизмами отсеки. По мнению автора, такая обстановка может затруднить быстрое передвижение в боевых или аварийных условиях, однако сам же китайский эксперт признает, что подобная трассировка электрокабелей и расположение узлов и механизмов повышает боеспособность корабля, облегчая доступ к ним для проведения ремонтных работ.
Здесь нам хотелось бы вставить и свои пять копеек в оценочные суждения китайцев. Традиционно, внутренний полезный объем на кораблях российского флота содержит лишь необходимый минимум для удобства и комфорта членов экипажа. Мы, как правило, никогда не заботились о какой-то приятной для глаз эстетике внутренней отделки служебных помещений или боевых отсеков. Простота и функциональность оборудования, быстрый доступ к нему для устранения неисправностей и повреждений в боевой обстановке, экономия полезного места и возможность разместить дополнительное оборудование – это то, что исконно было одной из слагающих успеха русских в бою. Что касается скорости перемещения членов экипажа по коридорам и отсекам корабля, то здесь определяющую роль скорее играет вымуштрованность и тренированность офицеров и матросов, достигаемая регулярными тренировками.
Следующий момент, который произвел двоякое впечатление на автора статьи – это то, как наша штурманская служба относится к использованию приборов электронной навигации в процессе управления кораблем. Дело в том, что штурман «Бойкого» в процессе маневрирования в узких проходах военной гавани Балтийска и Калининградского канала лишь считывал данные с приборов спутниковой навигации, а все расчеты по скорости и направлению движения осуществлял на карте  с помощью навигационных линеек и секундомера. Китаец обращает внимание на тот факт, что местоположение корабля в море чаще всего русскими штурманами определяется вручную, а электронная навигация используется как вспомогательное средство в условиях, когда ошибка электроники не представляет особой опасности для судна. Таким образом, во главу судовождения русские военные моряки ставят в первую очередь грамотную штурманскую практику, считая, что приборы могут ошибаться с большей вероятностью, чем хорошо подготовленный штурман. По всей видимости, автор считает такое положение дел следствием несовершенства отечественного навигационного оборудования. Мол, в современном флоте скорость и точность морского навигационного счисления зависит только от электроники. Можно было бы поинтересоваться у китайского эксперта, каким образом он будет пользоваться электроникой в условиях крупномасштабного современного конфликта с применением стратегических средств поражения, когда навигационнная  спутниковая группировка будет просто выведена из строя, а электронные приборы станут целью для современных средств РЭБ?
При этом, автор статьи отмечает аккуратную, быструю и точную работу штурмана «Бойкого», которая свидетельствует о его великолепной подготовке и высоком уровне квалификации.
Помимо штурманской службы, китайский эксперт указывает на высокий уровень подготовки и слаженность всего экипажа корабля. Его поразила быстрота и точность действий русских моряков во время учений по борьбе за живучесть корвета, и в рамках практических стрельб. Автор приводит результаты работы экипажа «Бойкого» на бортовых орудиях АК-630, в результате которых мишени были поражены тремя попаданиями, а отклонение остальных выстрелов составило не более 20 метров на дистанции стрельбы в 3000 м. Такую стрельбу он называет «неплохой». Здесь мы тоже хотели бы внести свою поправку: при скорострельности орудия в 4000-5000 выстрелов в минуту на дистанции в несколько километров неизбежен незначительный разброс попаданий. Возможно, автор просто не осведомлен о характеристиках АК-630 и его боевых возможностях.  А также о том, что применяемый в качестве штатных боеприпасов осколочно-фугасный зажигательный снаряд и осколочно-трассирующий – позволяют при желании вскрывать борт плавсредства противника, как консервную банку. Так что, по хорошему счету, эффективность данного оружия зависит по большей части не от способности канониров уложить все снаряды в одну точку. Достаточно просто накрыть плотной очередью цель, что с успехом позволяет сделать это скорострельное шестиствольное орудие.
В общем, подводя итог, китайцы отмечают, что у наших моряков есть, чему поучиться в плане боевой подготовки и мастерства судовождения. Автор статьи выражает восхищение уровнем выучки экипажа корвета «Бойкий» и считает, что русские моряки отважны и прекрасно подготовлены для ведения морских сражений. Он обращает внимание на силу традиций русского флота и стремление страны к его возрождению. Однако, в то же время, в заключительной части материала эксперт упоминает плачевное состояние устаревшего атомного крейсера «Петр Великий» и тяжелых подводных стратегических крейсеров класса «Тайфун» (по отечественной классификации – тяжелый подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула»). 
Здесь опять же возникает вопрос в компетенции китайского эксперта. Дело в том, что не является государственной тайной тот факт, что из всех шести подводных лодок класса «Акула» («Тайфун» - по классификации НАТО), построенных в период 80-ых годов прошлого века, пять были выведены из состава флота еще более 10 лет назад. Единственная, оставшаяся в строю лодка, была модернизирована по проекту 941УМ под программу испытаний баллистических ракет «Булава» - наши разработчики посчитали, что процесс модернизации выйдет значительно дешевле, чем постройка нового подводного ракетоносца. А ТАКР «Петр Великий» по версии американских экспертов журнала «Нэйшнл Интерест» возглавляет пятерку самых смертоносных кораблей ВМФ России и в настоящее время проходит глубокую модернизацию.
Так что, китайский упрек в свете этой информации выглядит как-то блекло и глупо, тем более, что эксперт вряд ли знаком очно, да и заочно тоже, с новейшими образцами подводных кораблей русского Военно-морского флота.
Так что, общее впечатление о статье, опубликованной «Фениксом», складывается неоднозначное. С одной стороны, приятна высокая оценка, полученная от китайских коллег экипажем корвета «Бойкий», с другой стороны вызывает сомнение реальная компетентность автора статьи, как военно-морского эксперта.     
Глеб Зима специально для Planet Today

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

264

Похожие новости
13 июня 2019, 16:20
15 июня 2019, 22:20
16 июня 2019, 01:00
14 июня 2019, 11:20
13 июня 2019, 19:00
14 июня 2019, 22:00

Новости партнеров