Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Китайские беспилотные летательные аппараты с реактивными двигателями

Китайская беспилотная авиация. В настоящее время китайские разработчики и промышленность в состоянии создавать и серийно строить все типы БПЛА. Благодаря наличию собственной современной радиоэлектронной базы, своевременной выдаче техзадания проектировщикам и щедро выделяемому финансированию Народно-освободительная армия Китая по числу имеющихся в войсках беспилотников имеет многократное преимущество перед вооруженными силами Российской Федерации. Помимо многочисленных дронов лёгкого и среднего класса, в ВВС и ВМС НОАК стоят на вооружении тяжелые беспилотные аппараты, способные решать как тактические, так и стратегические задачи. По сравнению с беспилотниками, оснащёнными поршневыми и турбовинтовыми двигателями, реактивные БПЛА имеют больший взлётный вес, лучшую тяговооруженность, способны нести увеличенную полезную нагрузку. По дальности и высоте полёта они в большинстве случае превосходят пилотируемые самолёты такой же массы. В связи с этим тяжелые беспилотники имеют значительный потенциал в роли дальних высотных разведчиков, они применяются для патрульных полётов и ретрансляции радиосигналов. Некоторые китайские реактивные дроны также оснащаются авиационными управляемыми средствами поражения. Вооруженные БПЛА, обладающие околозвуковой и сверхзвуковой скоростью полёта, в настоящее время проходят испытания в КНР. В перспективе они получат способность нести корректируемые бомбы, противорадиолокационные и противокорабельные ракеты.




Так как объём данной публикации не позволяет ознакомиться со всеми китайскими БПЛА с реактивным двигателем, мы рассмотрим только аппараты, принятые на вооружение или в опытную эксплуатацию, а также наиболее интересные несерийные образцы, находящиеся в процессе разработки или испытаний, которые, по мнению зарубежных экспертов, обладают наибольшим потенциалом.

Воздушная мишень TL-8 Sky Dragon


Спектр применения реактивных беспилотников в КНР не ограничивается разведкой и патрулированием. В связи с тем, что командование НОАК считает крылатые ракеты Tomahawk одной из основных угроз, для тренировок расчётов ПВО и истребителей перехватчиков корпорацией AVIC создана беспилотная мишень TL-8 Sky Dragon. Основным критерием при разработке этого аппарата была минимальная стоимость при внешнем виде и характеристиках, максимально близких с американской крылатой ракетой.




По внешнему виду БПЛА TL-8 Sky Dragon очень сильно похож на КР Tomahawk BGM-109, но имеет меньшие габариты. Длина фюзеляжа этого беспилотного аппарата составляет 3,77 м, размах крыльев — 1,76 м. Диаметр фюзеляжа — 0,35 м. Максимальная взлётная масса — 250 кг. Силовая установка беспилотника состоит из одного реактивного двигателя, который способен разгонять воздушную мишень до скорости 920 км\ч. Продолжительность нахождения в воздухе при максимальной скорости полёта составляет 45 минут.

Управление беспилотным аппаратом осуществляется с наземной станции или с воздушного пункта на базе турбовинтового самолёта Shaanxi Y-8 (китайский аналог Ан-12). По манёвренности воздушная мишень существенно превосходит крылатую ракету «Томагавк», и может выполнять манёвры с перегрузкой 6G. Предусмотрено повторное использование «Небесного дракона», для этого на аппарате имеется парашютная система спасения. Хотя БПЛА TL-8 Sky Dragon проектировался как воздушная мишень, согласно информации, опубликованной в китайских источниках, после установки модулей специального оборудования его можно использовать для радиотехнической разведки, в качестве постановщика помех и ложной цели. Для точного определения координат на борту имеется приёмник спутниковой навигационной системы. В настоящее время БПЛА TL-8 Sky Dragon принят на вооружение и строится серийно.

БПЛА Cloud Shadow


На Чжухайском авиасалоне в ноябре 2016 года китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC) представила БПЛА Cloud Shadow (англ. Облачная тень), оснащенный малогабаритным турбореактивным двигателем WP-11. Этот ТРД создан на основе американского Continental J69-T-29A, конструкция которого в свою очередь базируется на французском авиационном двигателе Marboré VI. По всей видимости, китайские специалисты смогли ознакомиться с американскими компактными турбореактивными двигателями после изучения БПЛА Ryan BQM-34 Firebee, в годы войны в Юго-Восточной Азии. Хотя по сравнению с прототипом тяга китайского двигателя была увеличена с 7,6 кН до 10,1 кН, ТРД WP-11 по современным меркам обладает невысокой экономичностью, что ограничивает время нахождения беспилотника в воздухе.




Согласно информации, представленной на международных выставках вооружения, взлётный вес БПЛА Cloud Shadow составляет 3000 кг. Размах крыльев – 17,8 м, длина – 9 м. Максимальная высота патрулирования – 17000 м. Продолжительность полёта – 6 ч. При выполнении миссий разведки и наблюдения дрон способен развивать максимальную скорость до 620 км/ч, в ударном варианте с внешними подвесками вооружения – 550 км/ч. Скорость на патрулировании – 220 км/ч. Масса полезной нагрузки – до 450 кг.



Беспилотник имеет шесть подкрыльевых узлов вооружения, на ближних пилонах к фюзеляжу можно подвешивать бомбы массой до 100 кг и лёгкие противокорабельные ракеты. Под фюзеляжем имеется узел для размещения контейнера РЛС с синтезированной апертурой или пассивной радиотехнической системой, работающей в диапазоне 0,5 — 16 ГГц и засекающей координаты вражеских радаров. Также имеется вариант подвесной аппаратуры для глушения радиостанций на частотах от 100 до 300 МГц.


При работе с наземными станциями по радиоканалу, дальность действия БПЛА Cloud Shadow составляет 290 км. Одна наземная станция может одновременно управлять тремя беспилотными аппаратами. Также предусмотрен автономный режим полёта с использованием китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» и аппаратуры передачи данных по спутниковым каналам связи.




Представители AVIC также утверждали, что в БПЛА семейства Cloud Shadow используются элементы малой радиолокационной заметности, и для снижения демаскирующих признаков беспилотник способен совершать длительный полёт без использования бортовых радиотехнических систем, что исключает обнаружение высокочастотного излучения средствами пассивной пеленгации. БПЛА Cloud Shadow имеет разборную модульную конструкцию, состоящую из шести частей. Это позволяет в случае необходимости быстро заменить неисправный узел и оперативно подготовить необходимую конфигурацию для выполнения конкретного задания.



Испытания БПЛА Cloud Shadow вместе с другими беспилотными аппаратами проходили на авиабазе Иньчуань, в Нинся-Хуэйском автономном районе. Эта авиабаза известна тем, что в прилегающих к ней горам вырублены подземные укрытия, способные вместить несколько сотен истребителей, здесь также расположен испытательный центр китайских БПЛА и базируется беспилотная тестово-тренировочная эскадрилья. Судя по всему, «Облачная тень», сейчас находящаяся в опытной эксплуатации, будет в дальнейшем совершенствоваться.




В целом БПЛА Cloud Shadow обладает неплохим потенциалом, но для беспилотника такого класса абсолютно неприемлемой является продолжительность полёта 6 ч, что может быть исправлено адаптацией современного двухконтурного турбореактивного двигателя. Ещё одним направлением улучшения боевых характеристик является использование спутниковых каналов управления, что многократно увеличит боевой радиус. Согласно экспертным оценкам, «Облачная тень» в первую очередь предназначена для нейтрализации при помощи противорадиолокационных ракет систем ПВО противника средней и ближней зоны, а также для нанесения ударов по морским целям.

Беспилотный ударный экраноплан CH-T1


С учётом того, что Китай активно строит современный военно-морской флот способный бросить вызов доминированию США на Тихом океане, и официальным назначением которого является защита «Морского Шелкового пути XXI века», в КНР создаются боевые беспилотники для обеспечения действий ВМС НОАК. В мае 2017 года в сети появились снимки БПЛА CH-T1, созданного корпорацией CASC. Официальных комментариев о назначении данного беспилотного аппарата китайские представители не давали, но в неавторитетных источниках появилась информация, что это ударный дрон-экраноплан, способный летать на сверхмалых высотах, что в сочетании с использованием технологии малой радиолокационной заметности должно затруднить его обнаружение.




БПЛА CH-T1 с взлётной массой около 3000 кг способен развить скорость до 850 км/ч. Длина аппарата – около 6 м. Дальность полёта – до 1000 км. Под радиопрозрачным носовым обтекателем находится многофункциональная БРЛС, предназначенная для обнаружения надводных целей. Ряд экспертов считает, что беспилотный экраноплан может быть оснащён противокорабельными ракетами, альтернативным мнением является то, что это «дрон-камикадзе».

Тяжелый разведывательный БПЛА HQ-4 Xianglong


При том, что ударные беспилотники обладают определённым противокорабельным потенциалом, основная часть китайских тяжелых БПЛА предназначена для патрулирования, разведки и выдачи целеуказания противокорабельным ракетным комплексам. В рамках этих задач в КНР созданы и приняты на вооружение по меньшей мере два беспилотных летательных аппарата, обладающие большой дальностью полёта.

В ноябре 2009 года в воздух поднялся тяжелый реактивный беспилотник HQ-4 Xianglong («Парящий дракон»), разработанный Китайской авиационной промышленной корпорацией Ченду (Chengdu Aircraft Industry Corporation — САIC). До этого, в 2006 году модель и рисунки этого БПЛА были представлены на авиасалоне в городе Чжухай.




«Парящий дракон» построен по достаточно необычной аэродинамической схеме с «замкнутым крылом», которая является сочетанием крыла обычной и обратной стреловидности. БПЛА HQ-4 Xianglong имеет длинное нижнее крыло с корнем в носовой части и верхнее крыло обратной стреловидности с корнем в хвостовой части и закрылки, загнутые вниз. Верхнее крыло состыковано с серединами консолей нижнего крыла. Такое крыло имеет наименьшее индуктивное сопротивление, так как практически не образуются концевые вихревые потоки. Замкнутое крыло имеет большую подъёмную силу, и аппараты с таким крылом способны летать на околозвуковой скорости без использования закрылок.




На первый опытный экземпляр первоначально был установлен ТРД WP-7 (копия советского Р-11Ф-300). На серийные аппараты устанавливались ТРДД WS-11, используемые также на лёгком китайско-пакистанском истребителе JF-17 Thunder. В перспективе «Парящий дракон» должен получить новый лёгкий и экономичный двухконтурный турбореактивный двигатель, оптимизированный для полётов на большой высоте.

БПЛА с взлётной массой 7500 кг имеет размах крыла 25 м и длину 14,3 м. Максимальная высота полёта более 18000 м. Скорость на большой высоте – 750 км/ч. Полезная нагрузка весом 650 кг может включать в себя: оптоэлектронные разведывательно-обзорные системы, радиолокатор, аппаратуру радиотехнической разведки. Полёт происходит в автоматическом режиме с использованием китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу». Управление действиями беспилотника и передача полученной разведывательной информации осуществляется по спутниковым каналам связи или по высокочастотному широкополосному каналу. В последнем случае для ретрансляции радиосигнала могут использоваться другие беспилотные аппараты.



Хотя в зарубежных источниках БПЛА HQ-4 Xianglong часто сравнивают с американским RQ-4 Global Hawk и его морской модификацией MQ-4C Triton, китайский беспилотник имеет радиус действия до 3500 км, в то время как «Глобал Хок» способен оперировать на удалении до 4400 км, а «Тритон», используемый ВМС США – до 7500 км. При этом дальние американские беспилотные разведчики имеют примерно вдвое большую взлётную массу и оснащены более широким набором разведывательных средств.

Тем не менее, БПЛА HQ-4 Xianglong являются достаточно эффективным средством контроля морской поверхности, он также может использоваться в роли высотного фоторазведчика при полётах над сушей. В июне 2018 года стало известно, что «Парящий дракон» официально принят на вооружение. Согласно китайским источникам, для эксплуатации дальних беспилотников подготовлено 11 авиабаз, главным образом на восточном побережье КНР. «Парящие драконы», размещённые на авиабазе Шигадз, использовались во время кризиса в Докламе в августе 2017 года. Китайские беспилотники с «замкнутым крылом» также замечены на авиабазе Лингшуй, расположенной на острове Хайнань и на острове Вуди в Южно-Китайском море. В конце июня 2019 года тайванские СМИ сообщили, что БПЛА HQ-4 Xianglong использовался для слежения за американским ракетным крейсером за ракетным крейсером USS Antietam типа «Тикондерога», прошедшим через Тайваньский пролив.




На спутниковых снимках китайских авиабаз уже сейчас можно насчитать более двух десятков «Парящих драконов», и их число будет увеличиваться. Российские и зарубежные военные эксперты сходятся во мнении, что основным назначением БПЛА HQ-4 Xianglong является контроль поверхности океана в мирное время, а в случае вооруженного конфликта своевременное обнаружение и определение координат кораблей противника для нанесения по ним ударов противокорабельными ракетами.

Тяжелый разведывательный БПЛА Divine Eagle


Китайским беспилотником, способным превзойти американские «Глобал Хок» и «Тритон», должен был стать тяжелый реактивный Divine Eagle. Снимки этого беспилотного аппарата появились в сети в 2015 году, после начала испытаний в Шеньяне.




Тяжелый БПЛА Divine Eagle имеет тандемный корпус с одним турбореактивным двигателем посередине и двумя килями. Согласно экспертным оценкам «Божественный орёл» оснащён ТРДД с тягой от 3,5 до 5 т, чего достаточно для подъема беспилотника со взлетной массой 12-18 т. Достоверной информации об точных размерах и лётных данных тяжелого двухкилевого БПЛА нет. Но, судя по спутниковым снимкам, полученным на заводском аэродроме Шеньянской авиационной корпорации Shenyang Aircraft Corporation (SYAC), длина его фюзеляжа может составлять от 15 до 18 м, а размах крыльев оценивается в 40-45 м.




С учётом размеров и компоновки БПЛА Divine Eagle можно предположить, что практическая дальность его полёта будет не меньше, чем у американских тяжелых разведывательных беспилотников. Рабочая высота патрулирования может превышать 20 км, а крейсерская скорость находится в диапазоне 750-800 км/ч. В китайских СМИ пишут, что на внешних поверхностях «Божественного орла» размещены 7 антенн АФАР. Передача радиолокационной информации должна происходить в реальном режиме времени по радиорелейным и спутниковым каналам связи. Принято считать, что основным назначением самого крупного китайского беспилотного аппарата является слежение за американскими авианосными ударными группами.

Ряд неавторитетных источников утверждает, что БПЛА Divine Eagle принят на вооружение НОАК в 2018 году. Сложно сказать насколько это соответствует действительности, возможно, он только проходит войсковые испытания. Тяжелые беспилотники «Парящий дракон» и «Божественный орёл» замечены на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу.




В этом районе находится китайский центр управления беспилотными летательными аппаратами, использующими спутниковые каналы передачи информации. Для этого на авиабазе Аньшунь к 2015 году возведена вся необходимая инфраструктура, установлены стационарные параболические антенны и имеется несколько мобильных комплектов управления беспилотниками. В непосредственной близости от авиабазы находится предприятие корпорации Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC), где ведётся сборка тяжелых китайских БПЛА.




В 2018 году в южных и юго-западных районах КНР замечено развёртывание мобильных комплексов космической связи. По мнению иностранных наблюдателей это связано с массовым поступлением в войска тяжелых беспилотников с большой дальностью полёта.

По всей видимости, ВВС и ВМС НОАК развивают свои беспилотные программы независимо друг от друга. На острове Дайшань в Восточно-Китайском море, расположенном в 600 км северней Тайваня, в 2018 году реконструирована передовая авиабаза, где ранее размещались дальние бомбардировщики-ракетоносцы Н-6 (копия Ту-16).




Исходя из имеющихся в свободном доступе спутниковых снимков, можно предположить, что сейчас здесь базируются беспилотники, предназначенные для контроля прибрежных вод.

Малозаметный БПЛА Sharp Sword


В июле этого года в китайских СМИ появилась информация, что в 2020 году ВМС НОАК примет на вооружение малозаметный тяжелый беспилотник Sharp Sword («Острый меч»). Этот аппарат создан совместно компаниями AVIC, SYAC и HAIG. При проектировании БПЛА Sharp Sword использовалась технология малой радиолокационной заметности. Эксперты обращают внимание, что китайский беспилотный «стелс», являющийся дальнейшим развитием аппаратов типа «летающее крыло», спроектированных специалистами 601-го института корпорации AVIC, во многом напоминает американские БПЛА X-47B и RQ-170 Sentinel. Не исключено, что при создании беспилотника «Острый меч» были использованы технические решения американского RQ-170 Sentinel, совершившего в декабре 2011 года вынужденную посадку на территории Ирана. Также китайский малозаметный дрон внешне сходен с российским БПЛА «Скат», макет которого был представлен на авиасалоне МАКС-2007.




БПЛА Sharp Sword Лиянь совершил первый 20-минутный полёт 21 ноября 2013 года с аэродрома Хунду компании HAIG. Точные характеристики беспилотника не известны. По оценкам экспертов размах крыла составляет примерно 14 м, длина — около 8 м. По китайским данным, в качестве силовой установки используется бесфорсажный вариант ТРДД Р-93 российского производства. В состав БРЭО входит аппаратура спутниковой навигационной системы «Бэйдоу».




На военном параде, прошедшем в Пекине 1 октября 2019 года в честь 70-й годовщины образования КНР, был показан улучшенный образец, имеющий обозначение GJ-11. От ранее испытанного прототипа этот аппарат отличается плоским соплом. Согласно китайской прессе, GJ-11 способен нести на внешних и внутренних узлах подвески боевую нагрузку весом до 2000 кг. Максимальный взлётный вес — около 10 т. Скорость – около 900 км/ч. Боевой радиус – 1200 км.

Cверхзвуковой БПЛА WZ-8


Особый интерес вызвал показанный на параде вместе с другой военной техникой сверхзвуковой БПЛА WZ-8. В ряде изданий говорится, что аппарат предназначен для запуска с дальнего бомбардировщика H-6. Это вывод сделан на основании того, что у него видны крепления сверху. Беспилотник WZ-8 оснащен двумя двигателями, однако не имеет воздухозаборников. Есть мнение, что при его разработке использовались технологии упавшего в 1972 году на территории Китая американского высотного беспилотного разведчика Lockheed D-21.




Судя по всему, на WZ-8 установлены относительно маломощные жидкостные реактивные двигатели, работающие на жидком топливе и окислителе. Подобные двигатели, способные работать независимо от атмосферного кислорода, используются на ракетах-носителях и космических аппаратах. В прошлом ЖРД применялись в качестве маршевой ступени зенитных ракет советских противовоздушных комплексов С-75 и С-200. Двухкомпонентный ЖРД по удельному импульсу тяги превосходит другие типы двигателей, и даёт возможность быстро разогнать летательный аппарат до высокой сверхзвуковой скорости. В то же время его экономичность и продолжительность работы при полёте в атмосфере оставляют желать много лучшего.



По информации, опубликованной в китайских СМИ, скоростной разведчик WZ-8 способен в течение 20 минут поддерживать скорость 3М, немногом более 2 минут он может лететь на скорости свыше 5М. При полёте в крейсерском режиме дальность полёта превышает 1000 км. Судя по размерам платформ, на которых были показаны БПЛА WZ-8, длина беспилотника составляет приблизительно 10 метров, размах крыльев — около 3 метров, диаметр фюзеляжа — 0,65-0,7 м. Весьма необычным для аппарата с ЖРД является наличие колёсного шасси, что говорит о том, что предусмотрено возвращение скоростного высотного дрона-разведчика на свой аэродром и его повторное использование. В то же время ряд отечественных и зарубежных экспертов выражает сомнение в целесообразности создания такого беспилотного аппарата. Имеется вероятность, что на параде с целью введения в заблуждение потенциального противника могли быть продемонстрированы макеты или экспериментальные летательные аппараты.
Линник Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

166

Похожие новости
22 ноября 2019, 18:20
21 ноября 2019, 15:00
22 ноября 2019, 07:20
22 ноября 2019, 13:00
22 ноября 2019, 18:40
22 ноября 2019, 18:20

Новости партнеров