Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Выбор дня
06 августа 2020, 06:20
06 августа 2020, 02:40
06 августа 2020, 06:20
05 августа 2020, 22:40
06 августа 2020, 06:20

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Как создавался и совершенствовался ИС-2


Опытный тяжелый танк "237" / ИС-1. На его основе позже создадут ИС-2. Фото Wikimedia Commons



На всем протяжении Великой Отечественной войны важнейшим компонентом бронетанковых войск РККА являлись тяжелые танки разных типов. Наиболее удачным и совершенным образцом этого класса следует признать ИС-2, принятый на вооружение 31 октября 1943 г. В нем сочетались удачные наработки прошлых проектов и эффективные перспективные решения, позволившие получить весьма высокие тактико-технические характеристики и боевые качества. Все положительные особенности танка неоднократно были подтверждены как на полигонах, так и в боях.


Последовательное развитие


Разработка советских тяжелых танков в годы войны осуществлялась путем постепенного совершенствования и изменения существующих конструкций. Был создан целый ряд танков, часть которых выпускалась серийно и использовалась в войсками. Наиболее интересные процессы в этой области, результатом которых стал будущий ИС-2, имели место в 1942-43 гг.

Зимой-весной 1943 г. прошли испытания трофейного немецкого танка Pz.Kpfw. VI Tiger, показавшие его высокие характеристики. Выяснилось, что существующие тяжелые танки РККА не всегда могут бороться с таким противником. Для решения таких задач требовались новые машины с усиленным бронированием и вооружением.

Разработка подобного танка была поручена СКБ-2 Челябинского Кировского завода и опытному заводу №100. Итогом этих работ стало появление танка ИС-1, принятого на вооружение уже в августе 1943 г. Впрочем, эта машина не производилась массово – с октября 1943 г. по январь 1944-го выпустили чуть более сотни танков.


Схема ИС-2 обр. 1943 г. Графика Tanks-encyclopedia.com

С начала 1943 г. танкостроители и оружейники изучали вопрос повышения калибра танковых пушек. Была определена принципиальная возможность оснащения перспективного тяжелого танка нарезным орудием калибра 122 мм по типу существующего А-19, и вскоре Завод №9 начал разработку новой танковой пушки на основе его баллистики. В дальнейшем такое орудие получило индекс Д-25Т.

Параллельно шла проработка вопросов установки новой пушки на тяжелый танк. За основу для такой боевой машины взяли имеющееся шасси ИС-1, которое следовало оснастить обновленной башней. Новый проект челябинских конструкторов получил номер «240». В дальнейшем за ним закрепились индексы ИС-2 и ИС-122 – они указывали на «происхождение» проекта и на калибр орудия.

«Объект 240»


Первый вариант будущего ИС-2 сохранял основные черты предыдущей машины, хотя и имел существенные отличия. Так, корпус традиционной компоновки сохранил дифференцированное литое и катаное бронирование с соединением сваркой. Предлагалась усовершенствованная литая башня достаточного объема для установки нового крупного орудия. Силовая установка и ходовая часть принципиальных изменений не претерпевали.

Танк «240» в исходной версии получил литой блок носовой брони толщиной до 120 мм в верхней части. Наиболее крупная средняя часть лба имела толщину 60 мм и располагалась под наклоном 72°. Нижний элемент брони при толщине 100 мм наклонялся вперед на 30°. Изогнутый лоб литой башни имел толщину 100 мм. Бортовую проекцию защищали 90-мм катаные листы; верхние элементы корпуса и борта башни наклонялись внутрь.


Бронирование ИС-2. Вверху показаны параметры исходного проекта, внизу - после доработки 1944 г. Графика Wikimedia Commons

Основным вооружением ИС-2 стала 122-мм танковая пушка обр. 1943 г. или Д-25Т под выстрелы раздельно-гильзового заряжания. Орудийная установка обеспечивала вертикальное наведение от -3° до +20°, также имелся механизм для тонкой наводки в горизонтальной плоскости. Для Д-25Т предназначались снаряды трех типов – остроголовый бронебойный БР-471, тупоголовый бронебойный с баллистическим колпачком БР-471Б и осколочно-фугасный ОФ-471. Все снаряды использовались с полным зарядом Ж-471.

Предусматривалась установка целого набора пулеметов ДТ: спаренный, лобовой в корпусе и кормовой в башне. Позже внедрили турель для крупнокалиберного ДШК на башне. Новые танки получали ее на заводе, старые – прямо в частях.

Подвижность обеспечивалась 12-цилиндровым дизелем В-2-ИС мощностью 520 л.с. Конструкция силового агрегата в целом повторяла ИС-1, но использовались некоторые новые элементы, такие как планетарные механизмы поворота. Ходовая часть так же заимствовалась с некоторыми доработками и изменениями.

Сохранение силовой установки и ходовой части привело к некоторому сокращению подвижности в сравнении с предыдущими тяжелыми танками. ИС-2 потяжелел до 46 т., что снижало его удельную мощность и ходовые качества.

Ходовые испытания


В конце лета 1943 г. на заводе №100 началось строительство опытного танка «240». Машину не делали с нуля, ее выполнили на основе одного из прототипов «Объекта 237» / ИС-1. В минимальные сроки изготовили и установили все новые агрегаты, за исключением орудийной установки. Д-25Т и другие детали пришлось ждать до конца сентября.


Боеприпасы пушки Д-25Т. Гильзы с зарядом Ж/ЖН-471, осколочно-фугасная граната ОФ-471, а также бронебойные снаряды БР-471 и БР-471Б. Графика Wikimedia Commons

В середине месяца Завод №9 изготовил опытную пушку и затем около недели потратил на ее испытания. Пушка показала себя с лучшей стороны, но отдельные детали нуждались в доработке. Основные претензии вызывал недостаточно прочный дульный тормоз. Через несколько дней опытную Д-25Т отправили в Челябинск, и 30 сентября она встала на носителе. После этого танк «240», незначительно отличающийся от проектного облика, был готов к полноценным заводским испытаниям.

Испытания начались с аварии и едва не привели к трагедии. Танк своим ходом добрался до стрельбища и выполнил несколько выстрелов. При очередном выстреле уже поврежденный дульный тормоз разорвало, его обломки едва не убили несколько человек. Огневые испытания пришлось временно прекратить – до получения нового дульного тормоза.

1-4 октября 1943 г. опытный «Объект 240» вместе с танком «237» проходил испытания пробегом по трассе длиной 345 км. Средняя скорость на маршруте превышала 18 км/ч. В отличие от «Объекта 237», «240» обошелся без серьезных проблем и неполадок. При этом ему дважды пришлось работать буксиром и вытаскивать «засевшего» собрата.

6 октября состоялись новые ходовые испытания на маршруте более 110 км, преимущественно на пересеченной местности. Несмотря на некоторые проблемы, будущий ИС-2 справился с задачей и показал достаточно высокие характеристики. Испытания продолжились, и до конца месяца опытная машина прошла более 1200 км.

Огневая мощь


В середине октября Завод №9 завершил доработку орудия Д-25Т и провел новые испытания. Усовершенствованный дульный тормоз вновь не показал достаточный ресурс, высказывались претензии к другим агрегатам. Однако пушка прошла испытания и была допущена к дальнейшим работам – после исправления недочетов.


ИС-2 ранних серий на фронте. Фото Wikimedia Commons

Доработанная пушка Д-25Т была установлена на опытном «240», после чего начался новый этап испытаний. Наиболее интересные с практической точки зрения результаты были получены в декабре 1943 г., когда «Объект 240» вел огонь по трофейным образцам немецкой бронетехники. Танк наглядно показал свою огневую мощь.

По «табличным» данным, на дальности 500 м при угле встречи 90° остроголовый снаряд БР-471 должен был пробивать 155 мм гомогенной брони; на 1 км – 143 мм, на 2 км – 116 мм. Для тупоголового снаряда БР-471Б пробиваемость достигала 152, 142 и 122 мм соответственно.

При использовании двух бронебойных снарядов 471-й серии, танк «240» уверенно поражал лобовую проекцию «Тигра» на дистанциях до 1500-2000 м. 80-мм лобовой лист (наклон 57°) среднего танка Pz.Kpfw.V Panther пробивался с 1500 м. На расстояниях до 1 км Д-25Т могла поразить 200-мм броню самоходки Panzerjäger Tiger (P) «Фердинанд».

Начало серии


Таким образом, будущий ИС-2 отличался выдающейся огневой мощью и мог эффективно бороться с любыми современными и перспективными бронемашинами противника. При этом он был защищен от огня противника в широком диапазоне дальностей и показывал неплохую для своего класса подвижность.


ИС-2 со спрямленным носом в музее. Фото Wikimedia Commons

Уже по результатам первых этапов испытаний, 31 октября 1943 г. танк «240» приняли на вооружение РККА под обозначением ИС-2. К этому времени ЧКЗ начал подготовку к серийному производству, и уже в декабре выпустил первые 35 машин. К концу весны 1944 г. темпы производства удалось увеличить в несколько раз. Начиная с июня, ежемесячно Челябинск отгружал не менее 200-220 танков.

Новая броня


В феврале 1944 г. стартовали работы по модернизации ИС-2 путем совершенствования защиты. Лобовая броня, заимствованная у ИС-1, в ряде ситуаций не справлялась с немецкими снарядами, и ее следовало усилить. К работам вновь привлекли СКБ-2 ЧКЗ и Завод №100. Последний начал изучать варианты глубокой модернизации техники, тогда как ЧКЗ ограничился только переработкой носа корпуса – это позволяло быстрее внедрить усиленную броню в серийное производство.

По итогам недолгих поисков выбрали новую конструкцию со спрямленной верхней лобовой деталью толщиной 100 мм при наклоне 60°, лишенной характерной «коробки» с люком и смотровыми приборами водителя. Нижний элемент имел ту же толщину, но иной угол. Рассматривалась возможность изготовления лба сваркой из катаных деталей или литьем в виде единого агрегата.

В ходе испытаний было показано, что верх сварного лба выдерживает выстрел из 75-мм пушки KwK 42 с любых дистанций, но нижняя деталь пробивается, а также наблюдалось растрескивание сварных швов. Литой лоб выдерживал даже 88-мм снаряды. Для поражения улучшенного ИС-2 в лоб немецкому танку пришлось бы подходить на дистанцию гарантированного пробития пушкой Д-25Т.


ИС-2 на улицах Берлина, весна 1945 г. Фото Armor.kiev.ua

В июне 1944 г. предприятия-изготовители начали подготовку к серийному выпуску ИС-2 с новой лобовой броней. Со временем удалось решить все производственные вопросы, и танк со спрямленной броней вытеснил в производстве предшественника.

Темпы производства


ЧКЗ изготовил первые серийные ИС-2 в конце 1943 г. Производство продолжалось и набирало обороты, пока не вышло на уровень до 250 танков в месяц – такие показатели удалось поддерживать с августа 1944 г. по март 1945-го. В дальнейшем план стали сокращать, и в июне Челябинск выпустил последние пять танков. Таким образом, за 1943 г. ЧКЗ дал армии 35 танков ИС-2, в 1944 г. – 2210, а в 1945-м – 1140. Итого, почти 3400 единиц.

После окончательного снятия блокады было принято решение о развертывании выпуска ИС-2 на Ленинградском Кировском заводе с привлечением ряда других местных предприятий. В частности, броню должен был делать Ижорский завод, уже участвовавший в выпуске тяжелых танков. Первые машины планировалось получить в октябре 1944 г.

Восстановление Ленинграда в целом и ЛКЗ в частности оказалось крайне сложным, и планы по выпуску ИС-2 пришлось несколько раз пересматривать. Сборка техники началась осенью, а первую партию из пяти танков удалось завершить только в марте 1945 г., но ее приемка затянулась. Вторая партия отправилась в РККА в мае, а первую приняли только в июне. На этом производство ИС-2 на ЛКЗ прекратилось.

Боевые победы


С начала 1944 г. танки ИС-2 поступали в части РККА. Основными их эксплуатантами становились отдельные гвардейские тяжелые танковые полки прорыва (огвттп). Основной задачей таких частей и их тяжелой бронетехники являлось усиление соединений армии с целью прорыва обороны противника на ответственных участках. Тяжелые танки ИС-2 были распределены между 25 полками прорыва.


ИС-2 в центре германской столицы. Фото Armor.kiev.ua

Также ИС-2 поставлялись подразделениям из состава гвардейских танковых бригад, где должны были служить вместе со средними танками Т-34. В этом случае задачей ИС-2 было следование за Т-34 и поражение техники противника с больших дистанций.

Вне зависимости от принадлежности и роли на поле боя, танки ИС-2 с мощным бронированием и вооружением оказывались удобным и эффективным средством борьбы с противником. Они могли поражать все основные бронемашины Вермахта на значительных дистанциях, в т.ч. с безопасного расстояния, что давало известные преимущества тактического характера. Количество уничтоженных танков и САУ противника – и последствия этого в контексте дальнейшего ведения боев – трудно переоценить.

Враг достаточно быстро оценил новую советскую технику и увидел в ней серьезную угрозу. Даже появление ИС-2 на поле боя могло предопределить исход боя. С середины 1944 г. в отчетах танкистов РККА встречаются упоминания о попытках противника уйти от столкновения с советскими тяжелыми танками.

Создание новых образцов техники в целом не оказало решающего значения на ход боев. Так, хорошо известен эпизод Львовско-Сандомирской операции августа 1944 г., когда 71-й огвттп столкнулся с новейшими машинами Pz.Kpfw. VI Ausf. B Tiger II 501-го тяжелого танкового батальона. По итогам боя немцам пришлось списывать шесть «Тигров-2»; РККА потерь не понесла. Один из танков-участников этого сражения сейчас является экспонатом музея в Кубинке.

Впрочем, ИС-2 не были принципиально непобедимыми. Так, за 1944 г. в безвозвратные потери записали более 430 танков. Впоследствии их число увеличилось. Сотни танкистов были ранены или убиты.


Танки ИС-2, переданные дружественному Китаю, 1959 г. Фото Wikimedia Commons

Поражение танка в верхний лобовой лист оказывалось фактически невозможным; при этом известны случаи пробития нижней детали с разными последствиями. Германские артиллеристы и танкисты при возможности старались бить в борт, при возможности с малой дистанции. Так, на расстояниях до 900-1000 м бортовая броня не всегда могла защитить от 88-мм снарядов танка «Тигр» или от более мощного оружия.

После 1945-го


Тяжелые танки ИС-2 достаточно быстро стали важнейшей составляющей бронетанковых войск РККА, способной эффективно решать особые задачи. Они отвечали за прорыв обороны и поддержку наступающих войск, работали в составе штурмовых групп в городах и т.д. Во всех случаях мощное бронирование и 122-мм пушка являлись самыми серьезными доводами против любых аргументов врага.

ИС-2 активно использовались во всех операциях РККА в 1944-45 гг. Последние выстрелы пушек Д-25Т по реальным германским целям были сделаны уже в Берлине, в т.ч. по гарнизону Рейхстага. Вскоре некоторое количество танков отправили на Восток для участия в войне против Японии.

В послевоенный период ИС-2 оставались на вооружении, передавались дружественным странам и проходили модернизацию. При этом осуществлялась модернизация парка тяжелых танков за счет списания устаревшей и выработавшей ресурс техники и поставок новейших машин – ИС-3 и Т-10. Часть танков передали дружественным зарубежным государствам.

В 1957 г. стартовала очередная программа модернизации, итогом которой стал танк ИС-2М. Замена части агрегатов и установка нового оборудования позволяла продолжать эксплуатацию. Мелкие нововведения осуществлялись и позже, вплоть до конца шестидесятых годов.


Некоторые ИС-2М еще на ходу, 2016 г. Фото Vitalykuzmin.net

Впрочем, количество танков ИС-2М в частях постепенно сокращалось – по мере поступления совершенно новых машин их переводили в учебные, отправляли на хранение или утилизировали. Позже начался отказ от тяжелых танков как класса, и им на смену пошли современные ОБТ. Однако официальный приказ о снятии ИС-2 с вооружения издали только в 1997 г. До этого времени дожили только танки-памятники и отдельные «тактические объекты» на полигонах.

Лучший в своем классе


Тяжелый танк ИС-2 стал результатом многолетнего развития важнейшего направления в сфере бронетанковой техники и объединил в себе лучшие наработки советских инженеров. Его появление в частях РККА самым положительным образом сказалось на их боеспособности, дав новые тактические и стратегические возможности.

Несмотря на относительно небольшое количество, танки ИС-2 и их экипажи самым активным образом участвовали во всех основных операциях и внесли заметный вклад в общую победу. Заслуги танкистов, решавших особые задачи, были отмечены тысячами государственных наград, в т.ч. самых высоких. После войны модернизированные бронемашины и танкисты продолжили службу и в течение многих лет поддерживали товарищей на более новой и совершенной технике.

С учетом такой истории службы, особенностей боевого применения и конструкции, ИС-2 с полным правом может считаться лучшим отечественным тяжелым танком времен Великой Отечественной, а также одной из важнейших вех в истории нашего танкостроения.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

377

Похожие новости
05 августа 2020, 07:20
05 августа 2020, 18:40
02 августа 2020, 05:20
05 августа 2020, 07:20
03 августа 2020, 19:20
04 августа 2020, 06:40

Новости партнеров