Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Как союзники украли "оружие возмездия" Гитлера

Очередная «жужжащая бомба» падает на британскую столицу. Фото с сайта nationalmuseum.af.mil
В ночь с 12 на 13 июня 1944 года нацистами по Британии были выпущены первые крылатые ракеты V-1 («Фау-1»), после чего такие налеты стали регулярными. Вскоре уже почти каждый британец на побережье знал характерный «жужжащий» звук двигателя немецкого «чудо-оружия» (за это ракету даже прозвали «жужжащей бомбой» – «buzz bomb»), а также то, что как только этот звук прекращается – надо срочно прятаться, поскольку вскоре последует мощный взрыв.
18 июня 1944 года немцы запустили по Британии уже 500-ю по счету ракету «Фау-1», 21 июня – 1000-ю, 29 июня – 2000-ю, а 22 июля – 5000-ю ракету. Всего менее чем за год боевого применения «Фау-1» по британским городам было выпущено 10492 ракеты, в т.ч. 1600 – воздушного базирования. Из них около 2000 не взлетели, взорвались на старте или упали вскоре после него. Комплексная система обороны Туманного Альбиона от «Фау-1» обнаружила 7488 ракет, из которых 3957 (52,8%) удалось сбить. Упавшие на Лондон и пригороды ракеты убили 6184 гражданских лиц и причинили серьезные ранения еще 17981, что составило около 92% от всех потерь, которые понесли британцы от ударов «Фау-1». Впрочем, по данным Бейзила Колье, приведенным в его труде «Оборона Соединенного Королевства» 1957 года издания, общие потери гражданского населения от ракет V-1 составили 24 165 человек, тогда как от ракет V-2 – 9 277 человек, а от обычных бомбардировок – 112 932 человека.
Компоновочная схема крылатой ракеты «Фау-1».

Иллюстрация с сайта nationalmuseum.af.mil
Американцы, понимая всю значимость немецкого «чудо-оружия», предпринимали активные усилия с тем, чтобы заполучить его для тщательного изучения. И уже 12 июля 1944 года из Великобритании в Соединенные Штаты отправили около более тонны обломков, тщательно собранных британцами. На следующую ночь они прибыли в Райт-Паттерсон Филд, где специалисты ВВС Армии США в течение трех недель восстановили конструкцию «Фау-1» и собрали первую ракету модифицированного варианта.
Ракета американской сборки получила обозначение JB-2 и отличалась от «родной» V-1 типом старта (с помощью твердотопливного ракетного ускорителя) и радиокомандной системой наведения, повысившей точность ракеты. Послевоенные испытания показали, что если в варианте с немецкой автономной системой наведения JB-2 имела круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 5 миль (8,05 км) на дальности 150 миль (241,4 км), то с радиокомандной системой наведения – 0,25 мили (0,4 км) на дальности 100 миль (160,93 км).
Американские инженеры еще только приступили к разбору присланных из Британии обломков «Фау-1», а на имя командующего ВВС Армии США генерала Генри Арнольда уже поступила служебная записка с предложением организовать серийное производство «американских» V-1. И это даже несмотря на то, что в Военном министерстве, осознавая серьезные недостатки данного оружия, включая низкую точность, охарактеризовали JB-2 не иначе как «оружие террора».
Бомбардировщик He 111 H-22 с крылатой ракетой «Фау-1»
воздушного базирования.
Фото с сайта nationalmuseum.af.mil
Впрочем, именно такое оружие было необходимо командованию ВС США на Европейском и Тихоокеанском театрах военных действий (ТВД), чтобы как можно быстрее сломить ожесточенное сопротивление противника. В результате уже в конце июля 1944 года глава Командования материально-технического обеспечения ВВС Армии США генерал-майор Беннет Майерс распорядился собрать 1000 ракет JB-2. В следующем месяце соответствующие контракты были выданы компаниям «Рипаблик» (планер), «Форд» (двигательная установка), «Джек энд Хайнц» (система управления), «Эллой Продактс» (баллоны высокого давления), «Монсанто» (стартовые ракетные ускорители) и «Нортроп» (стартовая тележка).
Однако аппетит у ВВС Армии США стал расти с каждым месяцем. В сентябре командование хотело, чтобы к апрелю 1945 года темп выпуска вырос до 1000, а к сентябрю – до 5000 ракет в месяц. В декабре же военные разместили заказ еще на 1000 ракет, намереваясь к апрелю получать по 1000, а к июню – по 5000 ракет в месяц. Одно время всерьез рассматривалась возможность увеличения темпа выпуска даже до 1000 ракет в сутки! Наконец, 14 января 1945 года генерал Арнольд заказал еще 75 тыс. ракет JB-2, причем к сентябрю того года он хотел иметь возможность запускать по противнику по 100, а к январю 1946 года – по 500 ракет в сутки.
Американское военное командование на Европейском ТВД с энтузиазмом отнеслось к новому вооружению, поскольку данные ракеты можно было применять в любую погоду и в любое время суток, создавая постоянный прессинг на противника. Правда, генералы требовали одновременно продолжать поставки в Европу бомб, снарядов и других вооружений и снаряжения в прежних объемах.
JB-2 «Лун» – американская «цельнотянутая» копия немецкой
ракеты «Фау-1».
Фото с сайта wsmr-history.org
Но именно этого и нельзя было гарантировать, принимая во внимание высокую стоимость программы JB-2 (около 1,5 млрд долл.) и объемы тех различных ресурсов, которых она требовала. Кроме того, поставка такого огромного количества ракет из Соединенных Штатов в Европу потребовала бы значительного количества транспортных судов (около 25% всех имеющихся на тот момент на Европейском ТВД), что также отразилось бы на поставках через Атлантику вооружений, военного имущества и подкреплений, направлявшихся на Европейский ТВД. Организовать же производство в требуемом объеме как ракет, так и всей необходимой номенклатуры вооружения и снаряжения на территории самой Европы не представлялось возможным.
В конечном итоге в конце января 1945 года военное ведомство решило приостановить серийные закупки JB-2, но уже в следующем месяце ВВС Армии США разместили заказ еще на 10 тыс. ракет, выразив намерение довести к январю 1946 года темп выпуска до 1000 ракет в месяц.
Командование ВМС США также выразило живой интерес к немецкому «чудо-оружию» и его американской модификации, а в сентябре 1944 года Управление авиации ВМС предложило использовать для запуска JB-2 эскортные авианосцы, в связи с чем в следующем месяце начальник военно-морских операций (командующий) ВМС США запросил у ВВС Армии США для проведения соответствующих испытаний 51 «летающую бомбу». Моряки присвоили ракете обозначение KGW-1, а позже – LTV-N-2 «Лун» (Loon, в переводе с английского «Гагара», хотя, может быть имелось ввиду и какое-то из других его значений – например, «оболтус», «псих» или «деревенщина»).
К апрелю 1945 года флот подготовил предложение по запуску ракет еще и с танко-десантных кораблей (класс LST), самолетов PB4Y-1 (флотский вариант бомбардировщика В-24) и с береговых пусковых установок. А в сентябре 1945 года американские подводники выступили с инициативой о рассмотрении возможности стрельбы ракетами V-1/JB-2 из торпедных аппаратов субмарин. Правда, оговоримся, согласно выполненным в мае 1945 года расчетам, поступление первых ракет в корабельном или береговом варианте было возможно не ранее августа – сентября 1946 года.
Подводная лодка «Каск» выполняет пуск крылатой ракеты «Лун».
Фото с сайта navsource.org
Окончание Второй мировой войны поставило крест на программе создания американизированной «Фау-1». На момент прекращения серийного производства в сентябре 1945 года Военное министерство получило от промышленности 1385 ракет JB-2.
Впрочем, и после войны работы по ракетам JB-2 и «Лун» американцы продолжили. Последнюю моряки впервые запустили, правда не особо удачно, 7 января 1946 года, а в марте того же года министр ВМС одобрил предложение по переоборудованию двух подлодок в носители этих ракет. Летом того же года рассматривалась возможность переоборудования под носитель ракет авианосца типа «Эссекс», а также линейного крейсера или другого столь же крупного боевого надводного корабля ВМС США.
В январе 1947 года на Военно-морскую верфь Мар-Айленд, расположенную на западной окраине города Вальехо, штат Калифорния, для переоборудования в носитель КР «Лун» была поставлена ДЭПЛ «Каск» типа «Балао», а 18 февраля (по другим данным – 12 февраля) она выполнила первую стрельбу крылатой ракетой, которая, впрочем, пролетела всего 6000 ярдов (5486,4 м) и упала в воду. Лишь пятая по счету стрельба, выполненная 7 марта 1947 года, оказалась успешной. Причем все эти пуски тогда выполнялись ПЛ «Каск» только из надводного положения. В носитель крылатых ракет «Лун» была также переоборудована однотипная ДЭПЛ «Карбонеро». 26 января 1949 года была выполнена и ракетная стрельба КР «Лун» с борта переоборудованной в опытовый корабль плавбазы гидросамолетов «Нортон Саунд», тип «Карритак».
В марте 1950 года ВМС США закрыли данную программу в пользу более современной крылатой ракеты типа «Регулус I», что, принимая во внимание страсть моряков к «птичьим» именам для ракет, можно перевести с английского как «Королек», но все же опыт, полученный американскими специалистами в ходе работ над восстановлением «Фау-1» и выпуском ее американизированных версий, не пропал даром и оказал существенное влияние на ход разработки крылатых ракет в США.

Подпишитесь на нас Вконтакте

203

Похожие новости
18 августа 2018, 16:20
19 августа 2018, 11:40
16 августа 2018, 14:40
16 августа 2018, 20:20
16 августа 2018, 17:40
16 августа 2018, 20:20

Новости партнеров