Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Как охраняют моря Норвегии


Патрульный корабль KV Nornen (W330) одноименного проекта

Норвегия имеет сухопутную границу общей длиной 2515 км, тогда как длина береговой линии превышает 25 тыс. км (более 83 тыс. км с учетом островов). Площадь исключительной экономической зоны – почти 3,4 млн кв.км. В связи с этим Норвегия нуждается в развитых военно-морских силах и береговой охране, способных защищать ее интересы на море. Рассмотрим состояние и перспективы флота береговой охраны.


История вопроса


Береговая охрана (БОХР) Норвегии или Kystvakten (Хюствактн) была организована в 1976 г. как часть вооруженных сил. Реальная деятельность этой структуры началась в 1977-м, и на тот момент она не имела особых возможностей. Изначальный штат БОХР включал всего 700 человек. Имелось несколько собственных катеров, а более крупные суда арендовались у частных компаний.



В дальнейшем БОХР обновлялась и усиливалась за счет людей и новой техники. Корабли и катера строились специально, передавались из состава ВМС или брались в аренду. За счет такого подхода, несмотря на ограниченное финансирование и другие затруднения, норвежская БОХР за время своего существования успела получить и освоить более 40 катеров, судов и кораблей разных классов.

На данный момент корабельная группировка Kystvakten включает всего 15 вымпелов, разделенных на два соединения в зависимости от их возможностей и задач. Имеется «внешний» флот Ytre kystvakt для работы на удалении от берегов и «внутренний» Indre kystvakt – для решения задач в прибрежной зоне. Первый включает 10 боевых единиц, второй – вдвое меньше.


Патрульный корабль KV Nordkapp (W320) типа "Нордкап"

Следует отметить, что до недавнего времени в составе Kystvakten числилось лишь 13 судов. Два новых вымпела БОХР получила буквально несколько дней назад, 14 декабря в соответствии с очередным договором об аренде. Таким образом, с течением времени береговая охрана не меняет свои подходы.

Indre kystvakt


Основным инструментом БОХР в прибрежной зоне являются пять малых кораблей типа Nornen. Они предназначаются для патрулирования акваторий и поиска надводных объектов, для непосредственной защиты береговой линии от противника, а также способны решать поисково-спасательные или полицейские задачи.

Проект был разработан норвежским КБ Skipsteknisk AS и реализовывался польским заводом Stocznia Remontowa Gryfia. В 2006-2007 гг. было построено пять кораблей, названных в честь персонажей скандинавской технологии. Разработку и строительство кораблей оплатила компания Remøy Shipping, она же стала их владельцем. Однако сразу после завершения строительства корабли передавались в аренду БОХР.

Изначальный контракт предусматривал аренду пяти кораблей на срок 15 лет. В 2011 г. было принято решение о выкупе кораблей. Единовременная выплата 477 млн норвежских крон (порядка 50 млн долл. США) позволяла сэкономить за оставшееся время службы более 110 млн крон (ок. 12 млн долл.) Согласно существующим планам, эксплуатация кораблей «Норнен» будет продолжаться до начала тридцатых годов.

Корабли KV Nornen (W 330), KV Farm (W 331), KV Heimdal, (W 332), KV Njord (W 333) и KV Tor (W 334) имеют длину 47 м и водоизмещение 760 т. Корпус соответствует ледовому классу 1C. Движение обеспечивается дизельной силовой установкой. Вооружение представлено крупнокалиберным пулеметом. Также на борту имеется различное оборудование для спасательных и иных операций.

Ytre kystvakt


Наиболее старыми представителями «внешнего» флота Хюствактн, способного работать на удалении от берегов, являются три патрульных корабля ледового класса типа Nordkapp. Они строились с конца семидесятых годов и вошли в строй в 1981-82 гг. Изначально планировалась более крупная серия, но заказ сократили по финансовым соображениям.


Ледокол KV Svalbard (слева) и патрульный корабль KV Barentshav (справа)

Корабли «Нордкап» имеют длину 105 м и водоизмещение 3200 т. Энергоустановка на основе четырех дизелей обеспечивает скорость до 22,5 узлов. Экипаж включает 52 чел. Вооружение состоит из одной башенной установки с 57-мм автоматической пушки и трех крупнокалиберных пулеметов. На корме имеется площадка для приема вертолета. За счет имеющегося оснащения корабли способны следить за обстановкой и выявлять нарушителей. Также возможно их применение в поисково-спасательных или иных операциях.

В 2001 г. БОХР Норвегии получила ледокол KV Svalbard (W303). В 2005-м в строй вошел KV Harstad (W318). Основной их задачей является обеспечение прохождения других судов, но также возможно выполнение функций вооруженных патрульных кораблей.

«Свальбард» при длине 103 м имеет водоизмещение 6375 т. Он оснащен 4 дизельными двигателями и 2 винторулевыми колонками. Максимальная скорость – 18 узлов. Экипаж из 48 человек может использовать развитый комплекс навигационной и иной аппаратуры, а также вооружение в виде 57-мм артиллерийской установки. «Харстад» имеет длину 82 м и водоизмещение 3170 т. Его энергоустановка включает два дизеля, два винта и одно подруливающее устройство. Ледокол развивает скорость до 18 узлов. Вооружение – 40-мм автоматическая пушка.



В Румынии по заказу компании Remøy Shipping были построены три патрульных корабля типа Barentshav, в 2009-2010 гг. переданные в аренду норвежской БОХР. С их помощью заменили три устаревших вымпела, обеспечив сокращение расходов на эксплуатацию и повысив общую эффективность флота. В проекте Barentshav особый интерес представляет подход к созданию силовой установки. Судовые дизельные двигатели могут работать на сжиженном природном газе, что в разы сокращает вредные выбросы в сравнении с традиционным топливом.

Корабль типа Barentshav при длине 92 м имеет водоизмещение 3250 т. На дизельном топливе корабль развивает скорость свыше 18 узлов, на газе – порядка 16,5 узлов. Вооружение – одна 40-мм пушка. Специальное оснащение включает буксирное и спасательное оборудование, подъемный кран и т.д.


Ледокол KV Harstad

13 декабря был подписан договор об аренде двух новых кораблей для Хюствактн. В соответствии с этим соглашением, компания Boa Offshore AS передает БОХР два судна снабжения и обработки якорей. В составе береговой охраны они станут патрульными кораблями ледового класса KV Bison (W323) и KV Jarl (W324). Договор аренды заключен на пять лет с возможностью продления на такой же срок.

Корабли «Бизон» и «Ярл» строились в 2012-14 гг. по заказу компании Boa Offshore и предназначались для использования в добывающей промышленности. Строительство осуществлялось в рамках китайско-норвежского сотрудничества. В последние годы компания «Боа» испытывает финансовые трудности, которые заставили ее продать часть своего имущества, в т.ч. два судна.

Корабли KV Bison (W323) и KV Jarl (W324) имеют длину 92 м и водоизмещение 7300 т. Ледовый класс – DNV +1A1 и ICE-S. Имеются буксирные устройства и разнообразное спасательное оборудование. В связи с прошлой «специальностью» новые патрульные корабли могут эффективно бороться с разливами нефти. Вооружение на кораблях пока отсутствует, но может появиться в ближайшем времени.

Перспективы перевооружения


О возможном приобретении двух новых кораблей до конца 2019 г. стало известно всего несколько месяцев назад, причем до недавнего времени основные подробности таких планов не приводились. Последние события стали в некотором роде сюрпризом для общественности.

Уже известны планы командования на обозримое будущее. В 2013 г. заказали разработку нового проекта патрульного корабля с шифром «6615». Изначально планировалось построить только один такой корабль, затем серию увеличили до трех с опционом на четвертый. Согласно последним новостям, строительство четвертого корабля сейчас является маловероятным.


Boa Jarl (на переднем плане) и Boa Bison (сзади) в 2017 г., до передачи БОХР

Корабли KV Jan Mayen (W310), KV Bjørnøya (W311) и KV Hopen (W312) будут построены и переданы БОХР в 2022-24 гг. Их поставка позволит вывести из состава Kystvakten устаревшие корабли типа Nordkapp с сохранением желаемой численности флота и некоторым ростом его эффективности.

По известным данным, планы по развитию ВМС и БОХР Норвегии определены на срок до 2034 г. В них присутствует только одна новая программа в интересах береговой охраны – проект «6615» или Jan Mayen. Строительство, покупка или аренда новых кораблей пока не планируется. Впрочем, стремительность при заключении договора на «Бизон» и «Ярл» не позволяет полностью исключать такое развитие событий.

Оптимальный инструмент


Таким образом, на данный момент флот береговой охраны Норвегии является достаточно крупным и вполне способен решать возлагаемые задачи. В то же время, на вооружении остаются достаточно старые корабли с ограниченными возможностями. Средний возраст остального флота остается в разумных пределах. На темпах развития Kystvakten могут негативно сказываться разные факторы, от вспомогательной роли этой структуры до ограниченного финансирования.

Тем не менее, командование Хюствактн принимает все возможные меры и наращивает группировку кораблей, а также планирует будущее перевооружение. При всех объективных ограничениях, нынешний состав БОХР в виде 13-15 кораблей может считаться оптимальным и обеспечивающим дальнейшую эффективную службу.
Рябов Кирилл

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

152

Похожие новости
21 января 2020, 11:20
22 января 2020, 06:20
20 января 2020, 13:20
21 января 2020, 19:20
20 января 2020, 18:40
21 января 2020, 05:40

Новости партнеров