Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

История ядерного поезда СССР: от бронепоездов до БЖРК. Часть 2

Фото из открытых источников
В послевоенные годы стремительно развивавшийся конфликт между двумя военными блоками приобретал все более радикальный характер.
Инициированная американцами гонка ядерных вооружений требовала от противоборствующих сторон нестандартных подходов к разработке носителей ядерных зарядов. Предложенная первоначально американцами схема доставки атомных бомб стратегической бомбардировочной авиацией быстро устаревала, столкнувшись со стремительным развитием эффективных систем противовоздушной обороны в СССР. На первое место выходили межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками, способные самостоятельно преодолевать тысячи километров и обрушивать смерть на головы противника в обход существующих систем ПВО. 
Примечательным фактом является то, что первыми предложили использовать поезда в качестве блуждающих пусковых установок для баллистических ракет сами американцы. Это стало возможным еще в начале 60-ых годов прошлого века, когда в США была разработана первая твердотопливная ракета «Минитмен». Такой вариант значительно упрощал запуск, так как не требовал длительного и небезопасного процесса предстартовой заправки жидким ракетным топливом, а также повышал безопасность транспортировки ракеты железнодорожным транспортом.
Проект вошел в активную стадию разработки в 1961 году. Было создано несколько железнодорожных составов, предназначенных для транспортировки и запуска ракет «Минитмен», а также пройдены эксплуатационные испытания комплексов. Интересно, что в связи с трудностями в определении координат запуска, необходимых для расчета баллистической траектории ракеты, старт мог быть осуществлен только из нескольких мест, заранее прописанных в навигационной программе. Однако, на вооружение американские ядерные поезда так и не были приняты. В Пентагоне решили, что шахтное базирование «Минитменов» намного дешевле, чем постройка дорогостоящих и технически сложных поездов, а несовершенные на тот момент советские ракеты не способны точно поражать выявленные места заложения ракетных шахт. Таким образом, проект создания ядерных поездов в Америке, носивший громкое название «Большая звезда» так и не был реализован, а уже построенные поезда использовались для транспортировки ракет «Минитмен» к местам размещения пусковых установок.
Известно, что американцы пытались повторить попытку создания ядерных железнодорожных комплексов уже к концу «Холодной войны». В 1986 году, на базе новейшей на тот момент баллистической ракеты LGM-118А, более известной как «МХ», был предложен проект ракетного железнодорожного комплекса. Такая попытка была обусловлена возросшей поражающей способностью советского ядерного оружия, теперь представлявшего реальную опасность для шахтных пусковых установок американцев. Однако, вновь дорогостоящий проект был свернут, теперь уже в связи с ненужностью – американцы праздновали победу в «Холодной войне». 
В Советском Союзе разработки «боевого железнодорожного ракетного комплекса» (сокращенно БЖРК) начались в конце 60-ых. В январе 1969 года приказом Министра обороны СССР конструкторскому бюро «Южное» было предписано создание этого новейшего типа ядерного вооружения, которое предназначалось исключительно для нанесения ответного удара. Для решения задачи по созданию ядерного поезда были привлечены два талантливых советских ученых – братья Алексей и Владимир Уткины.
Само назначение ядерного поезда – нанесение ответного удара в предстоящей войне, вытекало из огромного потенциала БЖРК: его преимущества по мобильности и живучести позволяли ему почти гарантированно пережить первый ядерный удар противника, в то время, как практически все места размещения шахтных пусковых установок могли быть целью для вероятного поражения.
Пусковая установка с ракетой РТ-23
Работа предстояла масштабная и сложная, так как перед конструкторами встал ряд технических проблем: значительные габариты ракеты создавали сложности в ее размещении в железнодорожном вагоне, вес снаряда и вагона грозил разрушить железнодорожное полотно, существовала повышенная опасность для окружающих при транспортировке ядерного оружия по железной дороге. Вот далеко неполный список вопросов, которые смогли решить советские инженеры.
В результате, уже в 1970 году БЖРК, получивший шифр 15П961 «Молодец», проходил ходовые и пусковые испытания на необъятных просторах Советского Союза в самых разных климатических условиях.
В качестве ракетного вооружения была использована твердотопливная баллистическая ракета типа 15Ж61, известная также как РТ-23, стартовавшая по минометному принципу – маршевый двигатель включался уже в воздухе после «подбрасывания» ракеты из гофрированного тубуса пусковой установки специальным пороховым зарядом. Возможности ракеты позволяли поражать цели десятью разделяющимися, самостоятельно наводившимися боеголовками на расстоянии более 10 000 км. Комплекс включал в себя три такие ракеты.
По результатам испытаний первый БЖРК был принят на вооружение, как и последующие за ним «Молодцы». 
В состав расчета поезда входило 70 военнослужащих. Весь личный состав, включая машинистов, составляли офицеры и прапорщики. Пусковые установки были замаскированы под стандартные вагоны рефрижераторного типа, а на приведение ракеты в стартовую готовность требовалось всего 3 минуты. Принятый на вооружение комплекс практически невозможно было обнаружить и отследить существовавшими на тот момент спутниковыми системами НАТО – сверху поезд выглядел, как обычный железнодорожный состав. Да и вблизи найти отличия от обычного «товарняка» мог только специалист. Перемещение поездов было организовано в режиме чрезвычайной секретности, о маршруте движения составов в ходе боевого дежурства было известно строго ограниченному кругу лиц.
БЖРК "Молодец", замаскированный под обычный железнодорожный состав
К началу 90-ых годов в составе войск стратегического назначения СССР находилось три ракетные дивизии, представленные двенадцатью БЖРК.
Первая попытка по свертыванию «железнодорожной ракетной программы» была предпринята по результатам встречи М.Горбачева и М.Тетчер в 1991 году. Тогда, Горбачевым были приостановлены боевые дежурства ядерных поездов, и составы оставались в местах постоянной дислокации вплоть до подписания договора о сокращении наступательных стратегических вооружений в 1993 году, куда американцы настояли вписать пункт о снятии Россией с вооружения баллистических ракет, размещенных на железнодорожных составах.
После чего из двенадцати поездов десять были уничтожены под неусыпным контролем американских наблюдателей. Два поезда сохранились в качестве музейных экспонатов.
Снятый с вооружений БЖРК "Молодец", сохранившийся в качестве музейного экспоната
Все было бы и дальше также печально, если бы не просочившаяся в СМИ информация о возрождении железнодорожной ракетно-ядерной программы в России. В 2013 году появились сообщения о начале разработки нового варианта БЖРК «Баргузин», несущего в качестве вооружения от 10 и более баллистических ракет типа «Ярс». Таким образом, потенциал одного ядерного поезда становится сравним с боевыми возможностями стратегического подводного ракетоносца. Создание новых БЖРК в России стало ответом на американскую пресловутую концепцию «Мгновенного глобального удара», по сути, вместе с теми же подводными «стратегами», делая ее бессмысленной.
Информация о новейших российских БЖРК засекречена.
Первую часть читайте тут.
Глеб Зима специально для Planet Today

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

166

Похожие новости
23 мая 2019, 12:40
22 мая 2019, 20:40
22 мая 2019, 20:40
23 мая 2019, 18:00
23 мая 2019, 04:40
23 мая 2019, 02:00

Новости партнеров