Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Ил-2: мифы о символе Победы


Советские штурмовики Ил-2 из 4-й воздушной армии в небе над Берлином, фото: waralbum.ru



Ил-2 справедливо является одним из самых известных самолетов Великой Отечественной войны. О нём знает огромное количество людей, имеющих даже самое отдаленное представление об авиации. Для жителей нашей страны этот штурмовик стоит в одном ряду с танком Т-34, «Катюшей», «полуторкой», пистолетом-пулеметом ППШ, отождествляя собой оружие Победы. При этом и спустя 75 лет после завершения войны легендарный советский штурмовик, провоевавший с 1941 по 1945 год, окружен рядом устойчивых мифов.


Место воздушного стрелка на Ил-2 было местом обреченного


Абсолютно точно можно говорить о том, что Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Суммарный выпуск штурмовиков превысил 36 тысяч штук. Этот самолет активно использовался в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Всего за период с 1941 по 1945 год боевые потери штурмовиков Ил-2 составили 11 448 машин. Вопреки многим убеждениям это примерно половина всех потерь, еще чуть более 11 тысяч самолетов были списаны, как не боевые потери (потеряны в результате аварий, катастроф, износа материальной части). За всё время войны потери летного состава штурмовой авиации оцениваются в 12 054 человека, в том числе 7837 летчиков, 221 – летчик-наблюдатель, 3996 – воздушных стрелков.

Судя по цифрам официальных потерь, которые в своих книгах указывает кандидат исторических наук, известный специалист по самолету Ил-2 Олег Валентинович Растренин, легко развенчивается первый же миф о том, что место воздушного стрелка на Ил-2 было местом штрафника, шансов выжить у которого было не так много. Действительно, многие штурмовики переделывались в двухместный вариант ещё на фронте буквально в кустарных условиях с использованием всего, что было под рукой и ни о какой защите воздушного стрелка речи просто не шло. Но и серийные двухместные версии Ил-2 не имели бронированной кабины воздушного стрелка, единственной защитой которого оставалась бронеплита толщиной 6 мм, защищавшая его от огня с хвоста самолета. Несмотря на это, по официальным цифрам потерь воздушных стрелков погибло меньше, чем летчиков.


Воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 у 12,7-мм пулемета УБТ, фото: waralbum.ru

Скорее всего, это объясняется тем, что к тому моменту, когда серийные двухместные штурмовики массово пошли в войска, «илы» летали на боевые задания уже в сопровождении истребителей. Такое прикрытие не избавляло штурмовики от встречи с истребителями противника, но «летающие танки» получали дополнительную защиту и поддержку. При этом потери самолетов Ил-2 от огня зенитной артиллерии с земли постоянно росли до конца войны, а от атак истребителей противника – падали. Вероятность погибнуть от зенитного огня для пилота и стрелка, по всей видимости, была примерно равной.

На фоне потерь летного состава штурмовой авиации даже несколько обидно за то, что в массовом сознании сформировался образ летчика-героя, в первую очередь летчика-истребителя со своим списком воздушных побед. Одновременно с этим летчики-штурмовики и летчики-бомбардировщики незаслуженно были отодвинуты на второй план. При этом люди, летавшие на Ил-2, действовали в первую очередь в интересах сухопутных войск. Часто от их грамотных действий зависел успех наземной операции и прорыв обороны противника. При этом атаки защищенных целей и целей, расположенных на передовой, были связаны с серьезным риском для экипажей штурмовиков, которых часто встречал массированный зенитный огонь артиллерии, а также всех образцов стрелкового оружия. Одновременно с этим сталкивались штурмовики и с истребителями противника. Каждый боевой вылет на Ил-2 был сопряжен с немалым риском. Поэтому все летчики и воздушные стрелки, воевавшие на знаменитом штурмовике, априори являются героями, каждый вылет рисковавшими своими жизнями.

Броня Ил-2 не делала самолет неуязвимым


Сегодня Ил-2 знаком многим по прозвищу «летающий танк». Некоторые советские авторы утверждали, что солдаты Вермахта называли советские штурмовики «черной смертью» или «чумой», а летчики-истребители Люфтваффе называли Ил-2 «бетонным самолетом». Многие из этих прозвищ прицепились к самолету уже после завершения Великой Отечественной войны, проверить правдивость их появления и хождения очень сложно. При этом «летающим танком» самолет действительно называли. Так Сергей Владимирович Ильюшин писал в НИИ ВВС о необходимости создания бронированного штурмовика или, иначе говоря, «летающего танка».


Сильно поврежденный одноместный штурмовик Ил-2, дотянувший до своего аэродрома и севший «на брюхо», фото: waralbum.ru

В действительности никаким танком Ил-2, конечно, не был. Это был бронированный штурмовик, который по уровню защищенности превосходил все советские самолеты. Особенно выигрышно штурмовик смотрелся на фоне истребителей, которые в 1941 году вынужденно использовались для штурмовки немецких частей. При этом бронированными на Ил-2 были далеко не все элементы. Вес бронедеталей на штурмовике оценивался примерно в 950 кг, что составляло 15,6 процента от всего полетного веса самолета. Это достойное значение, но оно не делало самолет и летчика неуязвимыми для огня с земли и от воздушных атак.

Реальные боевые действия и проведенные полигонные испытания показали, что бронирование штурмовика не защищало узлы самолета и экипаж от огня 37, 30 и 20-мм снарядов немецких артиллерийских систем как зенитных, так и авиационных пушек. Более того, уязвима броня была и для крупнокалиберных 13-мм авиационных пулеметов. Прямое попадание таких боеприпасов практически всегда заканчивалось пробитием брони штурмовика с последующим поражением экипажа самолета и деталей мотора. В полной мере броня защищала экипаж и важные узлы самолета лишь от пуль нормального калибра, а также большинства осколков зенитных снарядов, которые не пробивали броню, оставляя на ней лишь следы в виде вмятин.

При этом принятая и реализованная на штурмовике Ил-2 система боевой живучести, основанная на бронекорпусе, который прикрывал летчика и жизненно важные части штурмовика, протекторе на бензобаках и системе заполнения бензобаков нейтральными газами, оценивалась специалистами авиации положительным образом. Реализованные меры, безусловно, сыграли свою роль в боевой обстановке, не раз спасая самолет и экипаж от гибели. Но в полной мере такая защита уже не отвечала требованиям развернувшейся войны.

«Летающий танк» был наполовину деревянным


Говоря о штурмовике Ил-2, не стоит забывать, что это был даже не цельнометаллический самолет. Многие элементы конструкции прославленного «летающего танка» были деревянными. Первым полностью цельнометаллическим советским штурмовиком, пошедшим в серийное производство в конце Великой Отечественной войны, был Ил-10, который являлся продуктом глубокой модернизации двухместной версии штурмовика Ил-2. Этот вариант получил не только цельнометаллический корпус, но и улучшенное бронирование, в том числе полностью бронированную кабину воздушного стрелка, по сути, и став тем самым штурмовиком, который изначально задумывал Сергей Ильюшин.


В то же время штурмовики Ил-2, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, были самолетами смешанной конструкции. Вся задняя часть самолета представляла собой деревянный монокок с работающей обшивкой, при изготовлении которой использовались березовый шпон и фанера. Киль вертикального оперения также был деревянным. При этом в годы войны часть штурмовиков Ил-2 производилась и с деревянными консолями крыла, что не добавляло машине живучести. Это была вынужденная мера, связанная с потерей важных заводов по производству алюминия и общей нехваткой алюминиевого проката. Использовалось в конструкции самолета Ил-2 и полотно.

В целом же специалисты отмечают, что конструкция даже штурмовиков смешанной конструкции изначально была рассчитана на то, чтобы выдерживать большое количество повреждений в боевых условиях. Не менее важной оказалась и простота конструкции. Самолет был простым в производстве и в эксплуатации, в том числе при ремонте непосредственно в полевых условиях. Всё это обеспечило высокую ремонтопригодность машин, а также возможность массового производства в условиях использования труда низкоквалифицированных рабочих.

КБ Ильюшина обеспечило самолету такой запас прочности, который позволял выдерживать не только использование некачественных материалов в тяжелых условиях военного времени, но и применение при сборке неквалифицированной рабочей силы. При всем этом самолет летал и громил врага. Производить Ил-2 можно было в массовых количествах, а его массовое использование на фронте, помноженное на постепенную отработку тактики боевого применения, давало столь необходимый Красной армии результат на поле боя.

Абстрактные военные не просили Ильюшина сделать самолет одноместным


Бытует распространенное мнение, что идея создать одноместный вариант штурмовика Ил-2 исходила от военных. Что такое решение стало ошибочным и привело к катастрофическим потерям штурмовиков, особенно в первый год войны, когда они часто становились жертвами атак немецких истребителей, нападавших на летающие без истребительного прикрытия «илы», которые оказывались абсолютно беззащитны перед врагом с задней полусферы.


Сборка штурмовиков Ил-2 на заводе №30 в Куйбышеве, фото: waralbum.ru

На самом деле это устойчивый миф, в котором с идей отказаться от бортового стрелка выступает то лично Сталин, который ради этого звонил Илюшину, то какие-то абстрактные военные, которые потребовали от Илюшина выпускать одноместный вариант штурмовика. На самом же деле идея постройки одноместной версии штурмовика, который в будущем станет Ил-2, исходила непосредственно от КБ Ильюшина. Первоначально военные хотели получить именно двухместный вариант штурмовика с бортовым стрелком. Однако реализованный Ильюшиным самолет не вписывался в предъявляемые военными тактико-технические требования.

Именно с этим было связано появление одноместного варианта Ил-2. Ильюшин старался в сжатые сроки представить такой самолет, который вписался бы в тактико-технические требования, выдвигаемые со стороны ВВС. Так получилось, что добиться этого конструктору удалось лишь в одноместном варианте. При этом военные были всецело за двухместный вариант штурмовика, но только в том случае, когда он будет удовлетворять предъявляемым к боевой машине требованиям. Они не отказывались от подобного самолета до последнего.

Таким образом, инициатором переделки самолета был сам Ильюшин. Но мера эта была вынужденная. Измененный самолет отличался уменьшенной бронекапсулой, а на том месте, где раньше сидел стрелок, появился дополнительный топливный бак. Эти решения позволили уменьшить массу самолета и повысить летные характеристики машины, что позволяло вписаться в требования военных. При этом кабину летчика приподняли относительно мотора, чтобы улучшить ему обзор. Получившийся самолет приобрел узнаваемый и характерный для штурмовиков Ил-2 профиль, за который в войсках самолет ласково прозвали «горбатым». С одной стороны, решение избавиться от стрелка обошлось в сотни жизней пилотов в тяжелые месяцы 1941 года, с другой стороны – ВВС Красной Армии в принципе смогли получить новый штурмовик, который был необходим им не сегодня, а уже вчера.

Ил-2 не был убийцей танков


Очень устойчивым является миф о том, что штурмовик Ил-2 был настоящей грозой немецких танков. Об этом часто говорят как простые обыватели, так и вспоминают высокопоставленные советские военачальники в своих мемуарах, впрочем мемуары это отдельный жанр военной литературы. К примеру, маршалу Коневу часто приписывают слова о том, что, если Ил-2 даст «эрэсом» по танку, тот перевернется. Как вы понимаете, вне зависимости от того говорил ли когда-то это Конев, в действительности все было совсем не так. Даже прямое попадание реактивных снарядов в танк не гарантировало вывода боевой машины из строя, а сама вероятность попасть в танк была еще ниже.


Штурмовики Ил-2 989-го штурмового авиационного полка перед вылетом на боевое задание, фото: waralbum.ru

Бороться с танками даже начального периода Второй мировой войны Ил-2 практически не мог. Эффективности его 20-мм пушек ШВАК, а затем и 23-мм пушек ВЯ было недостаточно для пробития бортовой брони даже легких немецких танков. Фактически бронебойные снаряды могли поражать немецкие танки лишь в крышу башни или моторного отсека, но только при атаках с пикирования, к которым Ил-2, в отличие от главного тактического самолета Люфтваффе – пикирующего бомбардировщика Ju-87, приспособлен не был.

Основным способом атаки наземных целей для Ил-2 было пологое пикирование и атака на бреющем полете. При таком режиме атаки бронепробития авиационных пушек было недостаточно, а эффективно сбросить бомбы было трудно, так как максимальная точность бомбометания достигалась только с пикирования. При этом на Ил-2 всю войну отсутствовали хорошие прицельные приспособления для бомбометания. Прицельные приспособления штурмовика включали в себя простейший механический прицел с разметкой на лобовом стекле и мушку на бронекапоте мотора, а также разметку и визирные штыри на бронекапоте. При этом летчик имел ещё и достаточно ограниченный обзор из кабины вперед-вниз, а также в стороны. При атаке наземных целей очень быстро массивная носовая часть самолета закрывала пилоту весь обзор. По этим причинам для атаки малоразмерных целей штурмовик Ил-2 был далеко не лучшей машиной.

Ситуацию отчасти спасло появление более мощных 132-мм реактивных снарядов РОФС-132 с улучшенной кучностью стрельбы, попадание которых в моторную часть танка или самоходного орудия могло привести к потере боевой машины, а также новых небольших кумулятивных боеприпасов – противотанковых авиационных бомб ПТАБ-2,5-1,5. Бомба снаряжалась в контейнеры по 48 штук, при этом Ил-2 спокойно мог взять четыре таких контейнера. Первое применение ПТАБ на Курской дуге оказалось очень удачным. При сбрасывании бомбы легко накрывали площадь размерами 15 на 200 метров. Такие боеприпасы были очень эффективны против скоплений техники, например на марше или в местах сосредоточения. Однако со временем немцы стали рассредотачивать танки, укрывать их под деревьями, натягивать специальные сетки и использовать другие способы защиты.


Автоколонна 9-й немецкой армии, уничтоженная ударами советских штурмовиков Ил-2 в районе Бобруйска, фото: waralbum.ru

При всем этом нельзя сказать, что Ил-2 не выполнял своей роли на поле боя. Ещё как выполнял, просто главной его добычей были далеко не танки. Самолет отлично справлялся с накрытием площадных целей, а массовое производство позволяло использовать штурмовики в больших количествах. Особенно эффективен Ил-2 был при атаках против незащищенных и слабозащищенных целей: автомобильной техники, бронетранспортёров, артиллерийских и минометных батарей, живой силы противника.

Лучше всего штурмовики действовали против колонн вражеской техники на марше и стационарных позиций артиллерии. В таких случаях при штурмовке какое-то количество боеприпасов гарантировано находило цели. Это было особенно важно на первом этапе Великой Отечественной войны, когда немцы широко использовали свои механизированные части. Любое замедление движения колонн противника в ходе авиационных налетов, даже с незначительными для врага потерями, играло на руку Красной Армии, которая выигрывала время.
Юферев Сергей

Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

377

Похожие новости
07 августа 2020, 18:20
07 августа 2020, 07:00
07 августа 2020, 01:20
07 августа 2020, 07:00
07 августа 2020, 20:20
08 августа 2020, 05:40

Новости партнеров