Главная
Новости Россия Политика Аналитика Вооружение Конфликты Иносми Мнения

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Новости

Дмитрий Болтенков: Как «корабли-роботы» изменят возможности российского ВМФ

Военный историк Дмитрий Болтенков / Фото: iz.ru
Новейшая разработка российского ВМФ — патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» — 10 июня покинул Севастополь, отправившись на боевую службу в Средиземное море. Оттуда он проследует в Санкт-Петербург на главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России. А совсем недавно, 11 июня, состав Черноморского флота пополнил второй корабль этого проекта — «Дмитрий Рогачев». Речь в этом случае идет о принципиально новых боевых единицах, которые сильно расширяют возможности российского флота. Но для этого необходимо решить два вопроса.
«Василий Быков» стал первым представителем класса патрульных кораблей, которого ранее в составе нашего флота просто не было. В ВМС западных стран этот класс представлен довольно широко. К примеру, Великобритании нет смысла направлять на дежурство в район Фолклендских (Мальвинских) островов ракетный эсминец — его вооружение явно избыточно для такого похода, и стоимость мероприятия будет довольно высока. Проще отправить небольшой корабль с минимально необходимым экипажем и вооружением для демонстрации флага своего государства.
Практически все 90-е годы прошлого века российский ВМФ провел «у стенки». Средств на финансирование дальних походов не было. С одной стороны, таким образом экономился ресурс кораблей. Но экипажи при этом потеряли морскую практику. В прошлом десятилетии российские корабли возобновили походы по мировому океану и приняли участие в решении множества задач. В частности, наши моряки вели антипиратскую деятельность в Индийском океане. Это вернуло должный уровень морской подготовки, однако привело к расходованию ресурса техники.
В результате многие крупные корабли — такие как «Адмирал Чабаненко» и «Неустрашимый» — в настоящее время находятся в ремонте. Кроме того, привлечение ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей к борьбе с пиратами показало, что это не самое оптимальное решение по соотношению стоимости и эффективности. Все-таки крейсер «Петр Великий» создавался для борьбы с авианосцами, а не для охоты за пиратскими лайбами.
Поэтому для решения задач демонстрации флага на отдаленных морских просторах Россия начала создавать патрульные корабли. Первыми в этом классе и стали представители семейства из шести кораблей проекта 22160. Два уже находятся в составе ВМФ, еще четыре вступят в строй до 2023 года. Эти корабли строятся по проекту Северного ПКБ в Зеленодольске и в Керчи. Они несут на своем борту имена Героев Советского Союза времен Великой Отечественной: моряков Павла Державина, Сергея Котова, Виктора Великого и Николая Сипягина. При этом «Павел Державин» стал первым спущенным на воду военным кораблем на заводе «Залив» в Керчи за всё постсоветское время и одновременно первым после возвращения Крыма в состав России.
Смысл этого проекта в следующем: создан мореходный корабль с небольшим экипажем и минимально необходимым составом вооружения в виде 76,2-миллиметровой пушки АК-176М, двух гранатометов и двух пулеметов.
По радиоэлектронному контуру он мало чем уступает более крупным, например, фрегатам. На корабле имеется система радиоэлектронного противодействия ТК-25, система аэрозольной маскировки, радар «Позитив-МК», оптико-электронная система «Сфера-2» и ряд других. В результате боевая скрытность корабля в пять раз превышает показатели более ранних проектов.
На борту есть ангар, где может размещаться палубный вертолет, например, Ка-27, Ка-29, Ка-52К или Ка-226. Кроме того, корабль несет и десантно-штурмовую скоростную лодку. Также он может перевозить различные беспилотники, подводные необитаемые аппараты и безэкипажные катера. Есть здесь и резервные помещения для дополнительного личного состава — до 60 человек.
Самое главное — на корабле под вертолетной палубой имеются два посадочных места для боевых и технических модулей. Такой модуль представляет собой стандартный контейнер с различной нагрузкой. В результате в зависимости от поставленных командованием задач корабль может выступать в разных ролях. Дополнительные модули могут устанавливаться и на верхней палубе корабля. Это так называемый модульный принцип вооружения, из-за чего такие корабли уже называют кораблями-роботами.
Российскому ВМФ предстоит решить еще ряд задач для освоения нового корабля. В частности, проверить его мореходность в океанской зоне. Но самое главное сейчас в другом. Во-первых, необходимо отработать саму технологию смены боевой нагрузки, а именно хранение, доставку и установку на корабли боевых и технических модулей. А кроме того, следует подготовить экипажи и команды обслуживания модулей. В качестве таких команд могут выступать специально подготовленные люди, входящие в штат баз хранения модулей или в штаб бригады данных кораблей. Другой способ решения проблемы заключается в получении моряками экипажей дополнительных специальностей.
Модульный принцип является революционным для отечественного флота. Он реализуется уже и на других строящихся кораблях — в частности, на патрульных ледоколах проекта 22350 «Иван Папанин». Технология сменной нагрузки получила свое продолжение в виде «трансформируемой кормы» на корветах проекта 20386 «Меркурий». Успешное решение нашим ВМФ обозначенных выше вопросов открывает дорогу для российских кораблей будущего.


МОСКВА, ИЗВЕСТИЯ
21


Подпишитесь на нас Вконтакте

Загрузка...

148

Похожие новости
16 июля 2019, 16:00
10 июля 2019, 06:00
13 июля 2019, 07:00
12 июля 2019, 17:20
11 июля 2019, 06:40
10 июля 2019, 17:00

Новости партнеров